Сохраним культурный код

8 / 2020     RU
Сохраним культурный код
В Художественном музее Новосибирска в рамках выставочного проекта «Красный проспект» был организован круглый стол «Искусство и территория», на котором культурологи, кураторы выставок, художники России и Казахстана говорили о значимости, состоянии актуального искусства и его реализации на своей земле.

Подача — диалог

— Время идёт вперед, и современная живопись постепенно выходит за двухмерное пространство, однако, несмотря на технологический прогресс, культурологи обязаны думать о логистике — грамотном распределении работ в зале. Чтобы люди постепенно открывали для себя историю, а не резко переключались с одного художественного течения на другое, — говорит Пётр Баранов, специалист по русскому искусству XVII—XXI веков, в своем докладе «Тенденции актуальных проектов в музеях Россиии и их культурный код».

Однако культурное учреждение должно быть не только местом, где проходят логически выстроенные выставки, но и точкой развития, где в процессе диалога людей рождаются новые идеи.
– Коммуникация как обсуждение креативности творений, социальных действий
для нашей художественной институции первостепенна, — комментирует
Инна Остроменская, директор Центра культуры ЦК19.

Иди и смотри

Но как часто мы ходим в музей и интересуемся мировым художественным искусством, стремимся ли мы к той самой коммуникации — диалогу с мастерством? О соприкосновении человека и культуры — проблеме искусствоведов — говорит Михаил Шишин, доктор философских наук, профессор Алтайского государственного технического университета имени И. И. Ползунова, академик Российской академии художеств, — Все формы подачи живописи и скульптуры должны приводить к тому, чтобы люди научились вглядываться, вникать и понимать их. Для нашего времени нет ничего страшнее, чем наблюдать «фарфоровые глазки» у посетителей музея, которые смотрят на произведение, но не видят его. И каждый художник, и культуролог чувствует и замечает эту пустоту во взгляде зрителей. Зайдите в галерею, и вы найдёте небольшое количество человек, кто понимает в созидании. К сожалению, число их возрастает медленно — в этом проблема искусствоведения.
Сегодня профессия культуролога кажется вымирающим видом деятельности, которая оплачивается крайне редко, — большинство специалистов работает за идею. Существует и другая проблема для людей, которые посвящают себя сохранению искусства: им необходимо фиксировать свой труд для отчётности перед культурными сообществами, а для этого обязаны существовать рейтинговые журналы — шаг к поднятию уровня искусствоведения.

Территория человека культуры

Ничто так сильно не развивает наше художественное воззрение,
как желание знать мировую историю или историю какой-то конкретной страны.
Современным русским людям очень интересен Восток. Например, Япония и Китай являются для нас новой «территорией человека культуры» — погружением в менталитет другого, неизвестного нам края.
— Одно из центральных понятий искусства Востока — это человек культуры.
Тот, кто на высоком уровне владеет видами досуга: музицированием, игрой в стратегические настольные игры, каллиграфией, совмещённой
с литературным творчеством, и живописью на гравюрах или картах,
которая имеет отношение ко всей нашей жизни, — утверждает Елена Войтишек,
доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой востоковедения, руководитель направления «Востоковедение и африканистика» НГУ.

История как она есть

С любовью к истории можно построить территорию искусства и творчества даже в ТЦ, где много удовольствий и развлечений — от аквапарка до бутиков. Об этом рассказала Светлана Киляоглова, член Союза художников Казахстана, арт-директор молла «Апорт»:
— Людям нравятся торгово‑развлекательные центры, они идут туда за новыми эмоциями и общением. Но народу Казахстана наиболее важна его этническая принадлежность. Поэтому совместно с «Центром культурного населения» мы создали выставку, посвященную построению Казахстана как государства в период с V—III веков до н. э. На ней люди впервые воочию увидели частицу своей истории, например, реконструкцию шатра царского правителя. Такие проекты напоминают нам о том, что судьба каждого человека и его народа — это одно целое.
Культура отображает лучшее, что заложено в целых нациях и в каждом человеке. Она даёт человеку возможность познать свою душу. И если он поймёт всю суть этого дара до конца, то спасёт себя от незнания и пустоты, сохранив свой культурный код.

Экспозиция «Красный Проспект» проходит в рамках реализации Национального проекта «Культура», посвящена 75‑летию Победы в Великой Отечественной войне. Она организована на четырех площадках вдоль главной улицы Новосибирска — Красного проспекта.
До 20 декабря посетители Художественного музея Новосибирска смогут увидеть выставку «Наследие», которая наполнена различными арт-объектами. Она описывает действительность военного и послевоенного времени, развитие искусства в этот период и повествует о роли Новосибирска в сохранении российского и мирового наследия.

Текст: Людмила Камбулова
Фото: Антон Медведев