Искусство борьбы из Поднебесной

9 / 2020     RU
Искусство борьбы из Поднебесной
Михаил Быковский тренер и судья всероссийской категории по ушу, тренер клуба единоборств Caesar Boxing Gym (Москва)
О необходимости изучать боевые искусства в мирное время, моде на ушу и о тенденциях развития традиционных китайских единоборств в России.

LT: Михаил, для чего человеку учиться драться в XXI веке, когда войны идут в основном экономические и цифровые?

Александр Зонов, специальный корреспондент журнала Leaders Today в Москве, студент РАНХиГС, представитель всероссийского профсоюзного движения молодёжиМИХАИЛ БЫКОВСКИЙ: Отвечу словами известного китайского генерала эпохи Мин Ци Цзигуана: не изучает боевые искусства только тот, кому надоело жить. Постоянно закаляя своё тело, вы подключаете к этой работе разум, изучая технику выполнения приёмов, тактику боя, правила спортивных соревнований. Это филигранная и очень разно­образная работа мысли, и развивать этот навык можно всю жизнь. Кроме того, превратив в оружие свой организм, вы можете превратить в оружие что угодно: стол, стакан с водой, острое слово. И наконец, по мере роста мастерства возрастает и ощущение свободы: научившись правильно стоять, двигаться дышать, вы можете включить воображение и, как художник, постоянно добавлять к полученной базе новые штрихи.

Разве в каноничных боевых искусствах, к которым принадлежит ушу-саньда, есть место творчеству?

Как нет двух одинаковых людей, так и нет двух одинаковых методик работы на ринге. В американской школе бокса достаточно распространён подход, при котором во время тренировок в зале звучит музыка и каждый спортсмен под эту музыку ищет свою боевую стойку, вырабатывает ритм шагов, выстраивает тактику схватки. Любое боевое искусство раскрывает индивидуальность человека, помогает ему познать свою физиологию, структурировать мысли, развить творческий потенциал. Кстати, осознание этого факта быстро ломает стереотип о том, что заниматься ушу — значит обязательно быть «как Брюс Ли». Это совершенно не так! У вас может быть свой образ, к которому вы стремитесь, и свой путь к нему.

Расскажите о своём пути в ушу саньда.

Моя спортивная жизнь началась в десять лет с греко-римской борьбы, и, прозанимавшись в спортивной школе два года, я захотел расширить свой технический арсенал. В тринадцать лет я пошёл на самбо, а в пятнадцать — познакомился с китайским ушу. С 2001 года — то есть более двадцати лет — я занимаюсь ушу саньда. Как спортсмену с борцовской базой в этом виде единоборств мне нравится то, что помимо ударной техники, в нём широко используются борцовские приёмы, причём подходящие именно для реального боя. Специальные элементы ушу саньда — удары коленями, удары локтями — используются в силовых структурах Китая. Я рад, что практическую ценность саньда хорошо понимает руководство нашего клуб Caesar Boxing Gym, и мы имеем возможность обучать этому боевому искусству для жизни взрослых и детей.

Но ведь, например, самбо — это тоже прикладное единоборство, которое стоит «на вооружении» российского спецназа. Зачем изучать китайское боевое искусство, когда есть своё?

Начнём с того, что создатель самбо Анатолий Харлампиев очень много путешествовал по Советскому Союзу, в том числе и по Средней Азии, где познакомился с восточными техниками боя и разработал свою систему на основе дзюдо и джиу-джитсу. А вообще, за исключением английского бокса и французского савата, практически все современные виды рукопашного боя, будь то корейское тхэквондо, окинавское карате или индонезийский пенчак-силат, вышли из китайских единоборств. Но это не значит, что, изучая ушу-саньда, человек предаёт родную культуру. Лично я вижу в этой системе ещё один хороший инструмент для воспитания личности — дополнительный к тем, что я знаю. У него есть свои интересные особенности, и это помогает мне и моим воспитанникам стать ещё эффективнее на ринге.

В чём заключается уникальность именно саньда?

В этом виде единоборств правила спортивных соревнований очень приближены к реальному бою: есть помост и нет канатов — броски и захваты должны быть очень быстрыми, ударная техника короткой, даже взрывной, чтобы противник не выбил тебя с помоста или не нокаутировал. Динамика и непредсказуемость поединка в ушу-саньда даже выше, чем в тайском боксе.

Такие боевые навыки впоследствии как-то отражаются на характере человека?

Любое контактное единоборство развивает морально-волевые качества, может быть, делает человека более жёстким. В то же время духовным фундаментом любого боевого искусства служит призыв к миролюбию, поэтому все мы помним, что лучший бой — тот, которого не было.

А нет ли у вас ощущения, что мода на ушу в мире немного отошла? Всё-таки сейчас на пике популярности смешанные единоборства, которые интересны как самим спортсменам, так и публике, которой нравятся разнообразие и зрелищность.

Как раз в мире ушу имеет наибольшее количество последователей, поскольку включает в себя не только техники рукопашного боя, но и элементы гимнастики, и различные оздоровительные практики, — каждый выбирает то, что ему нужно. В Китае это, конечно, боевое искусство номер один — там существуют компании, занимающиеся промоушеном поединков сандаистов: Kunlun Fight, Wu Lin Feng и так далее. А вот в России, наверное, сейчас нет ярких лидеров, которые представляли бы традиционные ушу-таолу и ушу-саньда. Пожалуй, единственная школа в России, которая развивает оба направления на очень высоком уровне, — это «Пять сторон света» в селе Халимбекаул в Дагестане. Бойцы этой школы: Муслим Салихов, Забит Магомедшарипов, Джанхуват Белетов, Бозигит Атаев и другие — в разное время были призёрами чемпионатов мира по ушу-саньда. В России ушу пока воспринимается как оздоровительная практика или, знаете, как гимнастика для пенсионеров: стоят люди, дышат, крутят руками. Никакого отношения к жёсткому прикладному искусству поединка это не имеет. Притом что Федерация ушу России — достаточно небедная организация, отсутствуют механизмы трансляции идей этого единоборства. А идеи эти — открытость, единство, сила духа, мастерство! Занятия спортом должны быть доступны каждому, для этого необходимо построить и оснастить нормальные спортзалы, организовывать для спортсменов учебно-тренировочные сборы и мастер-классы, проводить ежегодную аттестацию тренеров и судей.

Внятная идеология, ответственность, профессионализм должны быть везде: в спорте, медицине, науке, культуре, образовании

А ещё — снимать хорошие художественные и документальные фильмы, то есть делать правильным ценностям правильную рекламу. Но пока отдельные руководители навязывают своё личное — часто некомпетентное — мнение целой спортивной отрасли, развития не будет. Принцип «Есть мнение моё и неправильное», нежелание прислушиваться к экспертам, сосредоточенность на личных интересах, равнодушие к потребностям и проблемам спортивного сообщества в целом — это тупик.

А может, эта проблема характерна не только для спорта?

Безусловно. Внятная идеология, ответственность, профессионализм должны быть везде: в спорте, медицине, науке, культуре, образовании. Что будет, если врач будет искать печень слева, потому что ему лично кажется, что она там? Что будет, если государственный деятель будет отстаивать интересы того, кто ему больше платит? Что будет, если тренеры будут работать, не имея ни соответствующего образования, ни подготовки и тихо ненавидя свою работу, потому что не видят в ней иного смысла, кроме денег и красивого аккаунта в соцсетях? Я думаю, будет хаос, и мы сейчас отчасти наблюдаем его как следствие вседозволенности для дураков и дилетантов. Я искренне желаю, чтобы мы выучили этот урок и вернулись, наконец, к нормальной системе ценностей, где в приоритете честность, трудолюбие, доброжелательность, отзывчивость, любовь к своему делу. Как сказал Харуки Мураками, профессия должна быть актом любви, а не браком по расчёту — вот только так.

Текст: Александр Зонов