Сила рода — в синергии его представителей

9 / 2020     RU
Сила рода — в синергии его представителей
Мила Журова событийный маркетолог, создатель и идеолог Mila Zhurova Concept Agency, концептуального агентства, занимающегося продвижением товаров и услуг класса люкс, основатель клубного проекта «Наследники XXI века. Версия 3.0»
Спустя сто лет после революции в современном российском истеблишменте формируется новая культура наследования и создания крепкой успешной династии. В её основе – общие ценности, мотивация к развитию и профессиональная реализованность.

LT: Мила, вы позиционируете себя как проводник в мире роскоши — как для производителей, так и для потребителей товаров и услуг класса люкс. Какого рода навигация требуется людям с большими деньгами?

Яна Филимонова, специальный корреспондент журнала Leaders Today в МосквеМИЛА ЖУРОВА: В этом контексте я бы рассматривала понятие роскоши как внутреннюю культуру человека, которая позволяет ему выбирать самое лучшее из того, что создало человечество.
Когда состоятельный человек осознанно формирует свой образ жизни, ему очень важно попадать в правильное сообщество, разделяющее его ценности и приоритеты.
Создавая клуб «Наследники XXI века. Версия 3.0», я как раз рассматривала его как закрытое комьюнити людей определённого уровня, достатка и подхода к качеству жизни. Это объединение людей, которые, выбирая лучшее, становятся некими трендсеттерами.
Если говорить о роскоши и благосостоянии как образе жизни, то она не может рассматриваться вне семьи, поэтому в основе философии нашего клуба — осознанный подход к созданию своей династии.

Что вы имеете в виду?

Семейный капитал складывается не только из финансовой составляющей, но и из человеческого и интеллектуального ресурса. Есть поговорка: «Каждое четвёртое поколение ходит в одной рубашке», которая говорит о правиле: первое поколение зарабатывает, второе — тратит, третье — проматывает, четвёртое в итоге остаётся ни с чем. Название моего клуба «Наследники XXI века. Версия 3.0» означает то, что мы стремимся разрушить это правило поколений, стремясь сделать так, чтобы и четвёртое поколение продолжало династическую модель с горизонтом планирования 50—100 лет. Многие знаменитые миллиардеры дают своим детям только самое необходимое, чем мотивируют их к собственному саморазвитию. Такой подход помогает им стать тем самым первым поколением — создателем благ. Не обязательно продолжать семейное дело, если нет к нему интереса. Многие дети хотят идти по пути собственного призвания. Когда дети имеют ограниченный размер средств, например, получают их через трастовый фонд, то третье и четвёртое поколения, как правило, становятся более ответственными за семейный капитал.

Первое поколение зарабатывает, второе – тратит, третье – проматывает, четвёртое в итоге остаётся ни с чем

Мне интересен такой исторический кейс, как бизнес династии Ротшильдов. Её основатель Майер Амшель имел пять сыновей, каждый из которых возглавлял банки в разных городах Европы. Для развития их бизнеса Майер дал своим сыновьям под их ответственность кредиты из семейного капитала, которые дети должны были вернуть, несмотря на то, что некоторые банки прогорели. Но Ротшильд дифференцировал свой банковский бизнес, складывая яйца в разные корзины. Со временем он монополизировал практически весь банковский бизнес в Европе. И всё же главное, что скрепляет династию, — это семейные ценности, традиции и ответственность. Сейчас есть консультанты семей, которые создают некие семейные уставы, организуют семейные собрания, на которых каждый член семьи рассказывает о своих планах, идеях, новостях. Совместно выстраивается общая стратегия развития семьи, в том числе по инвестированию и приумножению капитала.   

Неужели больше не работает старый добрый личный пример и требуется социально-психологический инжиниринг? В чём эффективность такого подхода?

Сила династии — в синергии всех её представителей. Но часто династии с несколькими ветвями могут быть закрыты внутри друг от друга, тем самым обедняя общий интеллектуальный капитал рода. К тому же многие родители под личным примером подразумевают свой успешный бизнес-кейс, который должны перенять дети без учёта их личных потребностей и желаний. Далеко не всегда внутри семьи выстраиваются ценности и формируются ритуалы, которые являются цементом для любого клана, как маленького, так и большого. В успешных европейских и американских династиях уже давно востребованы специалисты по социально-психологическому инжинирингу, которые помогают в рамках одной династии выстроить правильные продуктивные коммуникации.
Когда дети и внуки, перенимая опыт родителей, имеют право двигаться в собственном направлении, тогда они дополняют семейный капитал личностными интеллектуальными и человеческими ресурсами. Не нужно, к примеру, сына или дочь с способностями к дизайну заставлять быть финансистом. Он гораздо продуктивнее будет работать, создавая дизайн банковских офисов компании. Основная задача семьи — помогать каждому члену семьи стремиться к своему счастью.

И всё-таки трудности — это школа жизни. Если наследнику сделали генеалогическое древо, «отынжинирили» его и дали в руки бизнес, сформируется ли в нём пассионарность, необходимая для развития глобальных проектов?

Я считаю, что в состоятельных семьях как раз важно создавать трастовый фонд, который до определённого момента обязуется выплачивать бенефициарам (детям и внукам) минимальную ежемесячную стипендию для поддержания комфортной, но при этом не избыточно обеспеченной жизни. Такой подход, с одной стороны, защищает преемника, с другой — не демотивирует его. К сожалению, в богатых семьях дети часто испытывают «синдром наследника». Они растут в окружении нянек, гувернанток, учителей, но лишены главного — общения с родителями. Из-за чувства вины родители начинают излишне баловать ребёнка, оказывая ему медвежью услугу. Такие дети, действительно, часто вырастают ординарными и не приспособленными к жизни. В этом отношении очень полезна книга «Богатство семьи» Джеймса Хьюза-младшего.

Сотрудничая с очень состоятельными персонами, вы, вероятно, можете инициировать социально значимые и культурные проекты, привлекая для этого спонсорские средства. Есть ли в высших бизнес-кругах запрос на подобную общественную деятельность?

Да, сегодня статусно важно инвестировать в проекты венчурной филантропии. Это некий новый уровень сознания, когда человек понимает, что вместо покупки очередной яхты сегодня гораздо круче создать проект, который улучшит жизнь людей или как-то изменит мир к лучшему, будь то сфера образования, здоровья, экологии или любое другое социально значимое направление… Экология — это то направление, которое меня действительно вдохновляет на создание социально значимых проектов в рамках клуба «Наследники XXI века». В настоящее время я начинаю сотрудничество с международным интерактивным фестивалем дикой природы «Золотая черепаха», одним из крупнейших культурных и эколого-просветительских проектов в мире, и планирую интегрировать этот проект в Монако, где вопросам экологии уделяется очень большое значение. Также в нашем клубе мы проводили отдельные мероприятия, посвященные импакт-инвестированию и венчурной филонтропии.

Как думаете, почему состоятельные люди вам доверяют?

Доверие складывается из разных составляющих. Во-первых, перед тем, как пригласить на клубное мероприятие нового гостя, я предпочитаю с ним познакомиться и пообщаться заранее, чтобы на самом мероприятии оказать ему максимальный уровень взаимодействия с другими членами клуба.
Человеку важно быть правильно представленным в новом сообществе. На наших коктейльных мероприятиях, или public talk, закрытого формата я предпочитаю знакомить людей, представляю бренды компаний-партнёров, помогаю членам клуба решать их бизнес-задачи или находить единомышленников. Благодаря этому люди, приходя на наши мероприятия, чувствуют себя комфортно в приятном окружении — они рады видеть друг друга и пообщаться. Кроме того, я всегда формирую интересный контент встреч в рамках клуба. Когда мероприятие сделано целостно, с учётом потребностей, то гости понимают, что они находятся в правильном месте в нужное время. 

Какие лучшие черты и ценности современные наследники берут от поколения родителей?

Всё зависит от того, какие ценности культивируются в семье. Самые важные из них — общечеловеческие. На мой взгляд, они являются базовыми: это делать мир лучше, помогать, дарить добро и любовь. Специалисты-наставники советуют семьям с большим капиталом создавать благотворительные проекты: это учит детей умению помогать и формирует определённый созидательный подход к миру.
После 1917 года, когда собственность стала коллективной, наследство как факт утратило свой смысл, и только сейчас появилось первое поколение наследников, которым мы можем оставить наследство и передать капитал.
Именно сегодня в обеспеченных семьях появляются наследники, органично живущие в роскоши, получающие лучшее образование и возможности любого выбора. Среди них есть талантливые, есть и те, кто не смог воспользоваться всеми преимуществами их социального и материального положения.
Главное отличие современных детей из состоятельных семей: они имеют возможность получать лучшее образование и развивать мастерство в том направлении, которое имеет у них отклик.  

Какие ценности для этого поколения являются уже исключительно собственно приобретёнными?

Важная ценность современных поколений, именуемых Y и Z, — внесистемность мышления. Такие дети и подростки иногда бунтуют, но им интересно создавать. Они больше, чем мы, сонастроены со своим внутренним «я». Если раньше выпускник заканчивал школу с красным дипломом, это означало, что он хорошо встроен в систему и является прекрасным исполнителем. Сейчас подход к образованию меняется в сторону того, чтобы увидеть и развить в ребёнке его сильные качества и черты характера, которые помогут ему добиться высот в интересной для него сфере деятельности. Наша задача — помочь детям понять, кто они.  В контексте клуба мы открыли школу новой аристократии STUDIA NOBILI — школу благородных наук, где детей учат мыслить, иметь своё мнение, воспринимая и чувствуя мир целостным во всей его многогранности. Такие дети способны приумножить семейный капитал или создать собственную успешную империю.

Как это может в целом изменить мир?

Такие дети — ярко выраженные личности. Давая им возможность раскрыться, мы создаём основу для развития счастливого, реализованного человека, который сможет раскрыть свои таланты и щедро делиться ими с миром.




Текст: Яна Филимонова,
Анастасия Михайлова