Только в полёте растёт человек

9 / 2020     RU
Только в полёте растёт человек
Евгений Решетников предприниматель, генеральный директор АО «Строительная компания «Полёт»
С этой компанией работают крупнейшие холдинги региона — «РЖД», «Транснефть», «Аэропорт Толмачёво», потому что её руководитель всегда держит слово. Бизнесмен Евгений Решетников — о личностном подходе в деловых отношениях, превалировании человеческих качеств над профессиональными и собственном извилистом пути в профессию.

LT: Расскажите немного о себе. Мы знаем, что сфера строительства неслучайна для вашей семьи. Как вы пришли в эту профессию?

ЕВГЕНИЙ РЕШЕТНИКОВ: Да, всё верно. Мой дед строил дороги по области, отец — наружные сети водоснабжения. Получается, я в третьем поколении строитель. Меня с детства притягивали строительные площадки. Сторожа гоняли, конечно, но я любил там полазить, всё посмотреть. Отец же с дедом старались воспитать во мне ответственность. До сих пор по жизни это качество в людях я ценю больше всего и стараюсь поддерживать в своём коллективе.
Но в стройку я пришёл не сразу. После восьмого класса объявил родителям, что ухожу из школы в техникум — общественного питания. Потом окончил институт потребительской кооперации и десять лет проработал инженером-технологом в сфере общепита.
А когда понял, что хочу заниматься другим, пришлось всё начинать сначала. Несколько лет помогал отцу на его объектах, набирался опыта. Потом открыл собственную фирму. Получил образование в строительном вузе. С тех пор двигаюсь в этом направлении, продолжая строительную династию.

В числе ваших клиентов крупные холдинги и государственные компании, такие как АО «РЖД», ПАО «Транснефть», «Аэропорт Толмачёво». Какие принципы заложены в основу вашего сотрудничества? И какие преимущества получает заказчик, работая с вами?

Главный принцип работы с такими организациями, как, например, РЖД — «сказал — сделал». Ведь у них всё строго, чётко, как по уставу в армии. Поэтому раз сказал, то делай, а если не можешь, тогда не болтай. На этом всё строится. Слово, которое ты дал, — дороже, чем подпись в договоре. Кроме того, у нас очень сильный кадровый ресурс: инженерно-технические работники трудятся у нас более десяти лет, поэтому на предприятии нет текучки.
Но, главное, мы всегда точно просчитываем объект, сообщая сумму стоимости строительства того или иного здания, и за эти рамки уже не выходим, чего бы это нам ни стоило. Очень многие организации договариваются на одну сумму, а потом в процессе строительства смета расходов возрастает. У нас такого нет.

Держать слово в сфере строительства наверняка непросто, особенно с учётом специфики тендеров. Ведь нередко побеждает тот, кто предложил цену ниже. Как тогда гарантировать качество?

Действительно, с тендерами в строительстве всё сложно. Там очень жёсткие условия, и зачастую единственный критерий победы — это цена. Чтобы выиграть заказ, приходится всё очень чётко рассчитывать. На тендерной площадке мы бездумно не торгуемся. У компании всегда есть минимальный порог стоимости, позволяющий гарантированно качественно выполнить работу. Иначе мы не берёмся.

Вы строите разнообразные объекты: школы, учебные и медицинские корпуса, объекты железной дороги и аэропорта, здания туристической сферы и храмовой архитектуры. Вы берётесь за проекты любой сложности или всё-таки есть предел ваших возможностей?

Ну, за шестнадцать лет мы не отказались ни от одного проекта из-за чрезмерной технической сложности. То, что мы в основном занимаемся строительством административных и промышленных зданий, обязывает нас к каждому заказчику подходить индивидуально, поэтому все проекты — уникальны и непохожи друг на друга. С профессиональной точки зрения это очень интересно — искать и применять новые технические решения. Мы всё время должны быть в тонусе, совершенствоваться. К примеру, изучать специальную литературу, мировой опыт, чтобы быть в курсе последних технологий.

Как часто возникают непредвиденные обстоятельства на строительной площадке и как вы с ними справляетесь?

Нестандартные решения возникают очень часто, ведь мы работаем в условиях сурового сибирского климата, специфической геологии края. Иной раз, работая по проекту и выкапывая котлован глубиной три метра, видим, что уже на первых полутора поднимаются грунтовые воды. Приходится оперативно применять технические решения для их отвода и осушения котлована под фундамент.

Но не только природа бросает вам вызов. Нередко оригинальные задачи ставит заказчик, которому дизайнер представил ультрамодный проект. Как это было, например, в Толмачёво, где ваша компания выполняла дизайнерский ремонт технических помещений.

Дизайнеры — люди творческие, им главное — воплотить в эскизе свой замысел, чтобы конечный результат понравился заказчику. А вот как сказку сделать былью, это уже забота строителей. В Толмачёво у нас на руках был дизайн-проект и список материалов. Пришлось крепко подумать, как грамотно и гармонично соединить визуальное с материальным. Было трудно, но у нас получилось.

Компания «Полёт» располагает собственной производственной базой с техникой и инструментом, штатом квалифицированных специалистов. Содержать такие активы — дорого. Но работать только под одной вывеской, нанимая подрядчиков, — вариант не для вас. Почему?

Да, это накладно. Ну а как иначе мы сможем гарантировать качество заказчику? К примеру, срок эксплуатации наших строений минимум 50 лет. Я не смог бы поручиться за результат, если бы привлекал на площадки случайных подрядчиков.
Свой парк техники — это мобильность и скорость выполнения работ. Мы ни от кого не зависим и можем работать в любое время суток, в праздничные и выходные дни. И потом, компания старается обеспечивать постоянную занятость людей. Работы много и простаивать нам некогда.

Вы уже отмечали, что многие люди из вашей команды работают в «Полёте» десять лет и более. Трудно ли подобрать сегодня хорошего специалиста в строительной отрасли?

Грамотного сотрудника найти непросто, хотя рынок вакансий предлагает очень большое и разнообразное количество кандидатов. Мы редко когда берём новые кадры, а если кого-то привлекаем, то проводим очень жёсткий отбор. Для нас главное — это даже не профессионализм сотрудника, а его человеческие качества. Я всегда беседую лично с соискателем для инженерного состава. Потому как мне не нужен профессионал с подлой душой. И наоборот, если человек где-то не дотягивает до каких-то компетенций, тогда можно его подучить, подсказать, дать наставника. И потом, инженер — это лицо компании, он приходит к заказчику, взаимодействует с ним. Если такой специалист окажется человеком невысоких моральных принципов, то его отношение будет не лучшим образом проецироваться на компанию, её имидж.

Как повлиял 2020 год на строительную нишу в целом? С какими вызовами столкнулась ваша компания в частности?

Безусловно, этот год сильно отличается от предыдущих. Пандемия сказалась на всех организациях, и мы не исключение. Но слабые места, которые проявились у компании, стали нашими точками роста.
Знаю, что многие строительные фирмы испытывали сложности с наймом рабочей силы. После закрытия границ к себе на родину вернулись те самые трудовые мигранты. Я даже представить себе не мог, что это обстоятельство способно существенно повлиять на отрасль в целом. Нас это не коснулось, поскольку «Полёт» не привлекает иностранную рабочую силу, но на других стройках реально некому было делать тяжёлую работу руками. 2020‑й ясно показал, что в России не хватает своих квалифицированных трудовых кадров.

В этом году много говорилось о мерах государственной поддержки бизнеса. Работал ли этот механизм и приходилось ли вашей компании обращаться за помощью?

Да, знаю, что такая поддержка оказывалась и какие-то предприниматели получили финансовую помощь. Но строительные организации в этот список не попали. Поэтому мы никакую помощь от государства не ощутили, но благо обошлись своими силами. Собственно, только на себя и рассчитываем всегда.


Дачная, 37/1, офис 2
+7 (383) 383 000 4
polet.su
info@polet.su


Текст: Анастасия Куприянова
Фото: Антон Медведев