По ту сторону холста

5 / 2020     RU
По ту сторону холста
Михаил Казаковцев член Союза художников, лауреат премии губернатора Новосибирской области в сфере культуры и искусства, автор проектов «По ту сторону моря», «Культурный парник», «Следите за паузами» и «Степень значимости»
Мастер имеет индивидуальность, когда он знает наверняка, для чего ему нужна свобода творчества.

Пассивность мастеру враг

Сегодня молодое поколение художников не стремится к творческой стабильности. Ребята, которые хотят себя проявить, делают это на мгновение, а потом забывают о принципе демонстрации в искусстве живописи: всегда быть на виду. Часто молодежь хорошо проявляет себя в групповых выставках, но для проектов, которые можно было бы назвать глобальными, ей не хватает энтузиазма и идейности. Художник нынче пассивен.

Один в поле не воин

Один художник, без единомышленников, не сможет вращать мир искусства, даже если он сильно этого хочет. Если у его коллег нет желания делать что-то для своей братии: создавать новые проекты, привлекать молодые таланты, то единство даёт трещину — трудиться во благо коллектива таким живописцам становится неинтересно. Они перестают создавать картины по своей природе уникальные: сильные и смелые — и думают об искусстве как о товаре. В этой погоне за выгодой художники теряют свой потенциал, талант.

Художник есть в каждом из нас

 Искусство изобразительности присутствует в каждом человеке. Все могут научиться видеть красоту жизни и рисовать. Главное не переставать развивать в себе желание постичь что-то новое. Эта способность особенно хорошо видна в детях. Они просто берут краски и не боятся неудачного рисунка, а отдаются вдохновению и отлично чувствуют действительность: радугу после дождя или яркое солнце.
Да, чтобы написать картину, нужно  от природы иметь способность воплощать свои идеи на холсте, но для познания художественной действительности не обязательно искать золотое сечение или передавать точность анатомии, математика здесь не важна. Ведь чувства и эмоции никогда не уложатся в схему цифр.

Нет предела совершенству

В серии моих картин о Новосибирске, посвящённых периоду жизни города с 1910 года по шестидесятые годы присутствует свежесть света и цвета. Произведения передают дух времени. Они имеют пространство, в которое я вхожу, используя классическую технику живописи, усиливая её мастихином, чтобы придать пастозности и приблизиться к технике художников 1960-х годов.
Однако в полотнах нет ситуаций, зарисовок, которые могли бы показать Новосибирск как бы изнутри: сюжеты городской жизни, общение с людьми. Мои сюжеты несколько видовые. Именно поэтому я бы хотел создать серию картин о Новосибирске примерно как у Николая Грицюка, более живую и глубокую с исторической точки зрения.
Колыбель для Луны. 2005 г. Холст, масло

О современном Новосибирске

Новосибирск — один из самых крупных за Уралом городов, где много прекрасной архитектуры в стиле конструктивизма. Но сегодня этого не видно, потому что зодчество города включает в себя самые разнообразные направления, например, хай-тек, что со старыми зданиями не несёт в себе вкуса. Причина в том, что в городе не существует единого архитектурного плана. Поэтому лицо столицы Сибири выглядит нескладным: в нём нет единства монументальности и красоты.

Не стоит скромничать

Если ты выбрал путь художника и положил на это дело все свои амбиции, духовные и физические силы и ты отчётливо видишь свою цель, то скромность будет помехой для тебя в твоём профессиональном росте. Ты должен стараться демонстрировать свой труд как можно чаще — выставляться, а для этого надо много работать. В формуле успеха эти вещи имеют равные коэффициенты.
Да, художник пишет для себя, но он всегда должен быть готов к выставкам и оценке окружающих.

Граффити — это интересно, если…

Однажды меня спросили, как я отношусь к граффити, и я ответил, что очень хорошо. В Европе и России по этому поводу, конечно, возникает спорный вопрос: «Вандализм это или искусство»? Просто в Европе власти отводят под эту деятельность специальное место для художников. Люди вволю рисуют там, где это реально возможно, не забывая, что граффити также должны нести в себе эстетическую функцию.
А вот в России уличные арты хороши, если они отвечают искусству: затрагивают важные темы и не выбиваются из всеобщей картины города, потому что гигантские надписи на домах — это уродство. Граффити можно украшать город, если баллончик с краской — в руках человека с разумной головой.

Любовь к абстракционизму

Абстракцию изобразить намного сложнее, чем тот же Новосибирск или предметные картины в классическом стиле. Тема и сюжет здесь первостепенны, всё остальное — твоя фантазия. В эти эмоции ты окунаешься с головой. Всматриваясь в абстрактные полотна, можно много и долго мечтать, и за это я их очень сильно люблю. Благодаря абстракции расширяются горизонты сознания.

Ты можешь лучше

Для молодого живописца восхищение чьим-то даром изобразительности всегда является движущей силой. В дальнейшем, с возрастом, на смену юношескому фанатизму приходит сдержанное почитание, и ты учишься поднимать для себя творческую планку — говорить себе: «Я могу лучше».

Слово художника

Создание картин не мешает ничему и никогда. Изобразительное искусство всегда помогает человеку взглянуть на жизнь с разных граней. Оно дарит ему вдохновение, если тот относится к нему с благоговением и ответственностью. А вдохновение повсюду — удивить может любая вещь, ситуация. Поэтому трудитесь, смело воплощая свою идею на холсте, и тогда слово художника, творца обязательно будет за вами.
Под куполом. 1997 г. Холст, масло

michaelkazakovtsev.com

Текст: Людмила Камбулова