Правила финансовой грамотности от итальянских банкиров политика жёсткой экономии

5 / 2020     RU / ITA
Правила финансовой грамотности от итальянских банкиров
Вероника Де Романис экономист
Имя Беппе Гизольфи уже не в первый раз появляется на полках книжных магазинов среди книг о сбережениях и финансах — писателю, как всегда, удалось сделать эти темы увлекательными. «Финансовый словарь», объясняющий все важные термины финансового мира, публикуется на страницах нашего журнала ежемесячно с любезного разрешения автора. В этой главе автор популярных книг по европейской экономике и политике Вероника Де Романис рассказывает об особенностях и преимуществах введения режима жёсткой экономии в условиях финансового кризиса.

Политика жёсткой экономии, как в виде снижения бюджетного дефицита и сокращения расходов и, как следствие, государственного долга, так и в виде повышения налогов, часто считается признаком экономического спада и неравенства. Из-за этого многие лидеры просят Брюссель заменить такой режим на фазу экономического роста. На самом деле политика жёсткой экономии не установлена ни Европой, ни Германией. Это всё результат решений самих национальных правительств, упустивших сферу государственных затрат из-под контроля. Сложно назвать удачным подходом решение жить не по средствам и накапливать растущие долги. Настанет момент, когда из-за страха невозврата денег доверие инвесторов упадет и, как следствие, они прекратят приобретать государственные долговые ценные бумаги. А без доступа к рынкам не остается ничего иного, кроме как обращаться за финансированием к европейским партнёрам.

Именно это произошло с Грецией, Португалией, Испанией и Кипром, когда они оказались в кризисе. В обмен на помощь кредиторы попросили, с одной стороны, план проведения реформ для перезапуска экономики, а с другой — план консолидации для обеспечения безопасности государственных средств. Целью является создание или воссоздание условий, при которых в будущем страна-должник сможет вернуть полученный ею заём. В кризисные годы такие условия постепенно приобрели негативный оттенок. Однако, если присмотреться, кредиторы стран, находящихся в кризисе, есть не кто иные, как европейские граждане, включая самых бедных из них: эстонцев и литовцев. Последние внесли финансовый вклад во все программы помощи, начиная с греческого кризиса. И это учитывая, что они имели самый низкий уровень благосостояния на душу населения во всей Европе и даже значительно меньший, чем их должники. Будучи членом Евроклуба, участник сообщества не в праве поступать иначе: использование единой монеты подразумевает также проявление солидарности к тем, кто испытывает сложности. В противном случае кризис одного рискует разрастись и поразить всех участников союза со всеми негативными последствиями.

В определенные моменты режим жёсткой экономии неизбежен, хотя не все программы урегулирования дают одинаковый экономический эффект. Результат воздействия во многом зависит от способа внедрения такой программы. Существует «позитивный» режим жёсткой экономии, имеющий более широкое воздействие на экономику, который предусматривает меньше налогов, перераспределение расходов на инвестиции и инфраструктуру и поддерживается планом структурных реформ. Есть и «негативный» вид такого режима, более кризисный, поскольку он значительно увеличивает налоги и едва ли уменьшает текущие расходы (например, содержание аппарата госслужащих, зарплаты, спецтранспорт). Проблема в том, что негативный вид режима жёсткой экономии более распространён, поскольку более удобен политически. Чтобы поднять налоги, достаточно поставить подпись на документе, но совсем иное дело — уменьшить траты. Для этого необходимо вступить в сложные переговоры с влиятельными центристскими силами и быть готовым к неизбежной потере одобрения как минимум в ближайшей перспективе. Согласно некоторым исследованиям выяснилось, что страны, которые в последние пять лет внедрили положительный режим жёсткой экономии, понизив уровень непроизводственных расходов, сегодня находятся в выгодном положении. Темп роста ВВП Англии превышает 2%, Испании — 3%, Ирландии — 7%. Италия же, напротив, увеличив расходы, остановилась на показателе, равном 0,8%.

Однако не стоит думать, что существует единственно верная модель режима жёсткой экономии. Скорее, есть различные налоговые программы, некоторые из них являются кризисными, а другие нет. Если бы правительства контролировали баланс, соблюдали налоговые правила, которые, между прочим, предварительно обсуждались и согласовывались, долг бы не увеличивался. И как следствие, в режиме жёсткой экономии не было бы никакой необходимости. Да и какова альтернатива? Если продолжать накапливать долг, кто его потом оплатит и из каких средств? Опыт показывает, что при наличии долгов шансы на рост и развитие только уменьшаются. Иначе Италия, с её соотношением долга к ВВП, который в 2016 году достиг 133%, будучи худшим показателем во всей зоне евро, не была бы в конце всего списка самых развитых стран зоны евро. Кроме того, контроль отчётности государственных финансов делает действия госаппарата прозрачными. Когда расходы финансируются за счёт сокращения других статей расходов или увеличения налогов, гражданам легко оценить качество вмешательства: соотношение между затратами и выгодой является прямым и легко поддаётся количественной оценке. В свою очередь, противники политики режима жёсткой экономии предпочитают расходы в условиях отрицательного сальдо. Это позволяет им получить преимущество незамедлительно, передвинув все платежи на будущее и руководствуясь распространённой логикой «чем больше затрат, тем больше взаимопонимания». Режим жёсткой экономии должен рассматриваться наравне с настоящими реформами, а возможно, и более существенно, так как имеет незамедлительные результаты.

Режим жёсткой экономии отнимает власть у политики,
чтобы передать её гражданам. В этом и состоит двусмысленность и негативный образ, в котором часто представляют режим жёсткой экономии

Другими словами, режим жёсткой экономии отнимает власть у политики, чтобы передать её гражданам. В этом и состоит дву­смысленность и негативный образ, в котором часто представляют режим жёсткой экономии. Кроме того, когда политические лидеры говорят: «Хватит режима жёсткой экономии, настало время роста», они неосознанно совершают фактическую и стратегическую ошибку. Ведь таким образом они путают цель, которой является рост, с инструментом, которым является режим жёсткой экономии. Итак, режим жёсткой экономии, в случае, если он правильно введён, предусматривает ответственное использование ограниченных ресурсов и, как следствие, способствует укреплению идеи всеобщего блага. Мы говорим о крайне важном явлении, особенно для такой страны, как Италия, где государственный долг воспринимается как абстрактное понятие, как цифра, лишённая смысла, проблема, не заслуживающая внимания, поскольку не относится ни к кому персонально. Однако это не что иное, как тяжелая ноша, взваленная на плечи будущего поколения. Поэтому внедрение режима жёсткой экономии и чёткий контроль расходов приведут к усилению ответственности перед гражданами и, как следствие, определят уровень цивилизованности страны.

Текст: Светлана Догадкина