LT: Владимир Гаврилович, почему люди так или иначе постоянно обращаются к советскому периоду в истории нашей страны? В чём феномен той эпохи?
ВЛАДИМИР ЖЕНОВ: У людей было главное, что им нужно для жизни — стабильность. Финансовая, социальная, нравственная. Была уверенность в своём государстве, в безопасности семьи и в перспективе завтрашнего дня. Моей маме сейчас 98-й год, и в ее трудовой книжке всего две записи: «1939 год. Принята в Центральный банк», «1979 год. Уволена в связи с выходом на пенсию» — две короткие записи, которые можно считать портретом эпохи, давшей миру лучшую систему организации труда с беспрецедентными социальными гарантиями, безупречной кадровой политикой и продуманной корпоративной идеологией. А, кстати, папа 25 лет проработал на оборонном заводе наборщиком. К слову, все эти принципы вобрала в себя японская корпоративная философия кайдзен, и сегодня Япония славится высочайшей культурой труда. Но я считаю нужным напомнить, что это прежде всего разработки советского экономиста Алексея Гастева и его коллег из Центрального института труда (ЦИТ), созданного в СССР в двадцатых годах прошлого века.
Возвращаясь к вашему вопросу, скажу, что производственными достижениями победы советского народа не ограничивались. У нас было лучшее в мире образование, обеспечивавшее глубокое всестороннее развитие личности в различных направлениях: история, биология, математика, родной язык. Я заканчивал восьмилетку, и до сих пор с благодарностью вспоминаю школу, научившую меня писать практически без ошибок. Кто сейчас может этим похвастаться? Далее — сильнейшая система здравоохранения. Сейчас мы рассуждаем, хватит ли коек людям, заболевшим коронавирусом, а в Советском Союзе это никому бы и в голову не пришло: право человека на качественную медицинскую помощь было защищено Конституцией и обеспечено трудом огромного народа. Я был в Сочи и Одессе в 1970 году перед началом эпидемии холеры и видел, какие жёсткие меры приняло государство (милиция и армия).
Как говорится, народ состоит из людей. Насколько советская власть заботилась о соблюдении интересов отдельно взятого человека?
Расскажу на собственном примере. Начиная с детского сада и заканчивая высшей школой педагоги старались проявить интересы каждого ребёнка и по мере возможности дать им развитие: всевозможные кружки, клубы, секции, дома пионеров, пионерлагеря — всё помогало молодому человеку в поиске его профессионального пути. Так же поддерживались карьерные устремления молодых специалистов — социальные лифты, что называется, работали. Когда мне, вчерашнему студенту нархоза, предложили аспирантуру в Плехановке, я вначале не мог понять, что мне это даст. Тогда мы мечтали распределиться в ВПК. Там были классные соцпакеты, свои системы снабжения — всё, что нужно молодому мужику, который должен заботиться о своей семье. А что ждало аспиранта, которому предстояло ещё три года учёбы вдали от дома? Мама так говорила: «Поедешь в Москву — буду тебе картошку посылать». Но я выбрал эту дорогу, и постепенно мне стала открываться вся прелесть моего положения. Я стал кандидатом экономических наук, а такие люди пользовались авторитетом в обществе. Кроме того, им неплохо доплачивали, помогали улучшить жилищные условия. Я родился на улице Лескова, в частном доме с удобствами на улице, и когда нашу халупу снесли, переселив нас в однокомнатную квартиру в хрущёвке, мы, поверьте, были счастливы. Но уже через два года после моего возвращения в нархоз в качестве преподавателя ректор института обратил внимание на моё положение, и мы получили более просторное жильё. А наша однёшка была передана в фонд института, чтобы стать ступенькой к улучшению благосостояния для кого-то ещё. И так жили многие: добросовестно работая, стабильно росли при поддержке государства. Каждая семья не знала проблем с устройством ребенка в школу, детский сад, ясли.
А разве можно было как-то особенно улучшить своё благосостояние, учитывая, что богатством ассортимента потребительских товаров СССР похвастаться не мог?
Безусловно, принцип уравниловки имел место: тысячи одинаковых квартир в хрущёвках, магазины с одинаковым набором продуктов — всё для человека, но в усреднённом масштабе. Конечно, заморские фрукты, икра и колбасы на этом фоне кажутся райским изобилием, но холодильники у всех были забиты благодаря блату и дефициту. Признайтесь: вы не уверены, что ваша потребительская корзина всегда будет полниться деликатесами. Строго говоря, сегодня вы вообще не знаете, что готовит вам завтрашний день. И будь у вас уверенность в том, что вы всегда сможете купить для своей семьи продукты первой необходимости, вы не задумываясь бы проголосовали за такую стабильность. Будучи деканом факультета материально-технического снабжения в нархозе, я получал на руки 365 рублей в месяц, а средняя зарплата была тогда 140–150 рублей. Я знал, что этих денег нам хватит до следующей зарплаты, а если что-то останется — положу в сберкассу под 3% годовых. Если же мне вдруг не хватит десятки до получки, я смогу взять беспроцентную ссуду в кассе взаимопомощи. Я знал, что до 2 июля мне будет подписан приказ на двухмесячный отпуск, и точную сумму отпускных, так что уже в январе мы могли планировать, что будем делать в июле—августе — поедем к Чёрному морю или останемся в городе, но купим телевизор. Кстати, однажды я его купил. Цветной телевизор «Темп-714» стоил 701 рубль, и я ухнул на него все свои отпускные, да и брал по блату. Но это было вполне себе улучшение бытовых условий, а другими категориями, включающими какие-то особые признаки роскоши, мы и не мыслили.
Помимо уравниловки, СССР критикуют за репрессии. Были ли гоним кто-то в вашем окружении?
У моей семьи сложная биография: дед и его родня были из раскулаченных. Я посмотрел архивы, он был крепким середняком, но сосед по злобе написал донос, что дед привлекает аж двух рабочих для осенней уборки. Несмотря на это, о Сталине у нас никто никогда плохо не говорил. Более того, когда Сталин умер, мама всю ночь перед работой шила красный флаг и окаймляла его чёрной каймой. Я спросил: «Мама, что случилось?» «Дедушка Сталин умер», — ответила она. И, выйдя на улицу, я увидел, что все дома на нашей улице были вот в таких траурных флагах… Я абсолютно верю Солженицыну, верю чудесной книге Гузели Яхиной «Зулейха открывает глаза». Были семьи, которых коснулся ГУЛаг, я сам встречался со многими, кто прошёл через репрессии. Я не сталинист, но с удовольствием читаю сочинения Сталина и отношусь к нему как к сильному руководителю и лидеру. Не могу не вспомнить конец пятидесятых — пиковые годы развенчания «культа личности» после XX съезда КПСС. Тогда мы ещё жили на краю Лескова лога, буквально на краю центральной городской свалки. Пробегая утром по дороге к школе, я случайно бросил взгляд на мусорный овраг, а там тысячи Сталиных — бюсты, портреты. А посреди всего этого огромный памятник, который раньше стоял на месте нынешней часовни. За ночь свезли. Когда мы после школы с ребятами побежали смотреть, это место уже утюжил бульдозер. Разве так поступают с историей? Впрочем, история ничему не учит, но жестоко наказывает за невыученные уроки, и кто знает, что через тридцать лет будут говорить, например, о «болотном деле»? Думаю, уроки пандемии помогут нам переосмыслить историю и бережней относиться к её наследию.
Сейчас слышны мнения о проекте «СССР 2.0», в том числе как об инструменте глобального управления в масштабах мировой политики. Что вы об этом думаете?
При всём уважении к внешней политике Путина, наше чувство собственной значимости в мире сильно преувеличено. Советский Союз действительно оказывал серьёзное влияние на мир, хотя часто вёл себя как непредсказуемый медведь с дубиной. Сейчас к русским в целом в мире относятся хорошо, но поверьте, рядовой американец глубоко инфантилен и, скорее всего, знает о России только то, что это где-то рядом с Китаем — какое уж тут глобальное управление. Да, география России — мощный геополитический фактор, и его надо использовать здраво и разумно. Что касается внутренней политики нашего президента, то мы видим, что многие его действия направлены на централизацию власти. Но, с другой стороны, сейчас он дал много самостоятельности регионам, так что делать какие-либо выводы рано.
Но социологи отмечают, что Европе, например, за время карантина сильно набрали популярность левые взгляды.
Европа традиционно «левеет» со скуки. Как только затронут личные интересы европейцев: работу, дом, семью, все сразу станут правыми. Но надо поучиться у них уважению к личности и, в частности, как бы актуально ни звучало, соблюдению во всем социальной дистанции.
А как бы вы отнеслись к возрождению СССР?
Отвечу словами чудесного драматурга и сценариста Геннадия Шпаликова:
«По несчастью или к счастью,
Истина проста:
Никогда не возвращайся
В прежние места.
Даже если пепелище
Выглядит вполне,
Не найти того, что ищем,
Ни тебе, ни мне».
Каков тогда путь развития для России? Американская демократия? Китайский социализм?
К понятию «демократия» в России я отношусь сложно. В США всё ясно: ты свободен во всех выражениях, но помни, что твоя свобода заканчивается на кончике носа другого человека, чьи права и достоинство ты не имеешь права ущемлять. А в России… 19 августа 1991 года в дни ГКЧП я был в Москве, на площади Дзержинского, где увидел пьяную разнузданную толпу, которая кидала яйца в здание КГБ, и подумал, что такая демократия нам не нужна. Тяжелейшие девяностые годы это подтвердили. Стало ясно, что безграничные экономические возможности, которые открыло новое время, должны были регулироваться социалистическими принципами планирования, производства и организации труда. Ведь что такое современные национальные проекты? Это те же сталинские пятилетки, с той только разницей, что они выполнялись, и в этом была сила Сталина. Так что рыночная экономика с направляющей ролью партии — как в Китае — вполне подошла бы и СССР. Блестяще задуманные хозяйственные реформы Косыгина в конце шестидесятых могли бы вывести нас на этот путь, но совершенно провалились. Экономический застой начал проявлять всё ярче, и люди, которые, как и я имели возможность выезжать за границу, стали сомневаться в идеологии: стране явно не хватало глотка экономического вольнодумства, и это определило дальнейший сценарий.
Говорят, советский человек верил в светлое будущее. Каким вы видите будущее сейчас?
Я очень надеюсь, что новое поколение будет лучше нас. Должно быть. Но для этого нужно с уважением относиться к своей истории, опираться на достижения предков. Советские люди — это великие люди: оптимистичные, стремящиеся к прогрессу, образованные, творческие, богатые духовно и морально. При этом люди, пережившие войну и тяжелейшее послевоенное время, отличаются душевностью и особой жизненной мудростью. Я опасаюсь, что бешеная скорость современной жизни, все эти цифровые технологии убивают в человеке сакральный духовный опыт прошлых поколений. Поэтому по примеру Уоррена Баффета я до сих пор пользуюсь самым простым кнопочным телефоном. Так и напишите — может, кто-то задумается.
Как сказал в своей чудесной песне Слава Мясников из «Уральских пельменей»:
«Каникулы без гаджетов, без игр в телефоне,
Без плазменной панели на стене.
И машут нам из прошлого
Детские ладони,
Ладони на заснеженном окне».
7 / 2020
Что такое семья, как должны выстраиваться отношения между мужчиной и женщиной, каким принципам следовать в воспитании детей в эпоху глобальной трансформации этических норм.
7 / 2020
Воспитание детей часто похоже на ходьбу по канату между разных крайностей. О том, как выбрать ту самую золотую середину, мы поговорили со священником Дмитрием Мироновым.
4 / 2020
Какие компании первыми уйдут с рынка, как поведут себя доллар и евро и что советует делать Уоррен Баффет, когда экономика уходит в штопор.
4 / 2020
Новосибирский учёный, ныне работающий в Португалии, озвучил свой прогноз развития эпидемии коронавируса и объяснил, почему в любом случае стрессовать не стоит.
3 / 2020
В Китае жизнь после карантина возвращается на свои места, в то время как Россия только вступает в этот непростой этап борьбы с эпидемией. Изучаем опыт, который может пригодиться нам в ближайший месяц.
5 / 2019
О природе лидерства.