Человек с особыми настройками

1 / 2021     RU
Человек с особыми настройками
Наталья Попова, руководитель ассоциации художников «Акварелисты Сибири»,Татьяна Токарева, Ирина Бич
Сто современных акварельных работ, отобранных российскими экспертами живописи, представлены в Новосибирске на выставке первого в Сибири Рождественского фестиваля акварели «Русская зима». Экспозиция в Доме учёных СО РАН – прекрасная возможность познакомиться с полусотней ведущих акварелистов России, ближнего и дальнего зарубежья.

LT: Наталья, как проходил отбор работ для фестиваля?

НАТАЛЬЯ ПОПОВА: Как только мы получили подтверждение о проведении фестиваля, сразу пригласили участвовать лучших мастеров в стране — Сергея и Марию Курбатовых, Анну Иванову, Галину Шаргину и других. Кроме того, совместно с российским отделением международной ассоциации акварелистов (IWS RUSSIA) был организован общероссийский конкурсный отбор. Также в выставке приняли участие художники из Мюнхена, Лимассола и другие члены нашего сообщества. В итоге для выставки отобрано сто картин 50 художников из 20 городов России и ближнего зарубежья. Каждая из выбранных работ отличается высоким уровнем владения акварельной техникой и художественными приёмами в целом, а также соответствует тематике «Русская зима» и попадает в целостный контекст экспозиции.
Особенно сильно меня впечатлили работы новосибирского художника Валентины Кужелёвой — она давно известна в акварельном мире как минималист, но оригиналы её работ я увидела впервые.
Василиса Астахова, Санкт-Петербург, The Road. Chl

Вы как-то описывали художника как человека «с глазами на затылке, оттопыренными фибрами, всего наружу и самого себе удивительного». Действительно ли художник — это особый вид людей?

Это не моя цитата, но художник и правда — человек с особыми настройками. Со стороны кажется, будто он витает в облаках, живёт в своём мире. Но, напротив, художник как никто другой близок к реальности, он пристально изучает всё вокруг, испытывает детский восторг от прикосновения к реальности, замечает то, что обычно не видится на больших скоростях «нормальной» жизни.

Наталья, а как случился ваш роман с акварелью? 

Акварель — очень сложная, уму непостижимая техника, но она единственная способна передать тонкости моих настроек и ощущений. Учитывая водную стихию, акварели приписывается чуть ли не мистическое действие. Но что точно является правдой, так это то, что приручить её — высший пилотаж, овладеть всеми необходимыми инструментами для полной реализации своих идей — сложнейшая задача, требующая максимального напряжения всех нейронов, всей своей «начинки»...
Наталья Панычева, Томск, «Морозное окно»

Акварель достаточно непредсказуема в работе — вы идёте вслед за ней или всё-таки отстаиваете свою первоначальную идею?

Я бы сравнила это с игрой на скрипке. Паганини мог создавать музыку в самых невероятных условиях. У акварелиста примерно такая же многозадачность, похожая на работу скрипача. Нужно подбирать правильные инструменты и комбинации, иметь чувство меры, способность контролировать и отпускать в нужный момент — управлять полётом. Только снаружи это лёгкость и красота, на самом деле — огромная внутренняя работа и полифонический труд. Все свои немногочисленные акварельные работы я считаю упражнениями на пути в поиске выразительных средств и акварельного языка — того, что помогло бы осилить ту вершину, где по силам всё задуманное. И когда понимаешь, что рука следует за выдумкой, слушается и позволяет превращать чистый лист в ожидаемую историю... вот радость и мастерство!

С чего начинается рисунок — с мысли или с ощущения?

Искренне верю, что искусство начинается с восторга от пережитого и увиденного.
Если в тебя прилетела эта беспокойная мука, желание нарисовать — тут и начинается интересная работа, в основе которой искренность. Это и есть искусство.
Саша Гордиенко, Барнаул, «Первый снег»

Какие сюжеты вам наиболее интересны?

Портрет. Каждое лицо — уникальный неповторимый код, целая Вселенная и огромный мир. Восхищаюсь, пытаюсь рассказать... Живопись, как и музыка — универсальный для всех язык, на котором можно поведать абсолютно обо всём. Обращаясь к портрету, можно «поговорить» без слов о важном, и для каждого это будет свой диалог с акварелью.

Наталья, сегодня часто говорят, что искусство должно быть ново, свежо, передавать некую концепцию. Но вот смотришь на акварельные работы, вроде бы ничего особо не изменилось в технике со времен Тёрнера, но почему акварельные работы всегда желанны и приятны глазу?

Уильям Тёрнер великолепен! С тех пор человечество много упражнялось в акварельном мастерстве, хотя была и пауза в его развитии. В акварельном жанре, как и в масляной живописи, есть и абстракция, и смешанные техники, и новаторство. Но при этом акварель не надоедает и не утомляет, потому что в ней всегда есть недосказанность, тот воздух, который позволяет прожить снова и снова сюжет, додумывая и допереживая его.
Сейчас самое время учесть весь опыт, угнаться за потоком информации, приобрести каждому свои, уникальные инструменты, и в скором времени мы увидим целый пласт современной культуры, связанной с акварелью.
Марина Поспелова-Ежевская, Мюнхен, «Поиграем в снегу»

Как вы в целом оцениваете акварельные работы на арт-рынке?

Арт-рынка акварели, я считаю, всё ещё нет в нашей стране. Приходится преодолевать предрассудки и сложившееся мнение о том, что акварель — это несерьёзно. Несмотря на то, что существуют достойнейшие мастера, академисты и мировые звёзды, признанные и желанные педагоги и живописцы во всём мире, до сих пор многие считают, что акварель — детская техника, «почеркушки»... 

И всё-таки акварель становится всё более популярным видом живописи.

Да! Акварельный бум начался сравнительно недавно, развивается стремительно и в ближайшие десятилетия ожидается только рост мастерства, совершенствование техник и интереса к акварели. Думаю, это связано с потребностью в самовыражении более изысканным, разнообразным языком. Нет другой подобной техники, которая бы такое вытворяла. Огромное количество комбинаций и сочетаний, возможностей материалов и непредсказуемых результатов, начиная с температуры и качества воды и заканчивая количеством сочетаемых пигментов и скоростью реакции.
Внимательные коллекционеры и покупатели приобретают ранних успешных акварелистов с пониманием того, что спрос на них со временем сильно возрастёт.
К тому же акварель очень хорошо вписывается в интерьер за счёт своей легкости и прозрачности, воздуха в картинах и мягкости колористики. Всё это вызывает живой интерес к акварельной живописи среди архитекторов и дизайнеров, а значит, будущее у акварели однозначно есть!
Ирина Толстая, Новосибирск, «На краю земли»

Текст: Анастасия Михайлова