Когда злые ветры утихнут

1 / 2021     RU
Когда злые ветры утихнут
Юрий Воробьевский писатель, православный журналист, автор документальных фильмов «Афонские кельи», «Незримые старцы», «Дивеевская тайна» и многих других
Мы носим маски и перчатки, дезинфицируем руки, стараемся реже выходить из дома и общаться с другими людьми. Но все эти действия лишь усиливают страх перед невидимой угрозой. А что если у Covid-19 духовная природа? Как нам защититься и обрести спокойствие?

LT: Уже несколько месяцев люди охвачены коронавирусной тревогой. Многие запутались и не знают, кому верить, куда идти. Где нам найти точку опоры, чтобы справиться со своими внутренними страхами и сомнениями?

ЮРИЙ ВОРОБЬЁВСКИЙ: К сожалению, человеческое сознание очень управляемо, а ежедневное воздействие СМИ делает его ещё более податливым. Давно известно, что неконформных людей, не готовых сразу же бежать туда, куда им сказали, довольно мало. Самоизоляция и вовсе действует на человека губительно. Как правило, в это время он ещё глубже погружается в цифровой мир, не выпускает из рук смартфон, не выключает телевизор, интенсивно набивая свою голову хаотичной информацией, часть из которой — ложь. Ведь наше информационное пространство уже давно забито различного рода чепухой, призванной, в первую очередь, оскотинить человечество. Мы — животные — это мировой тренд. Но вернёмся к панике. Как и «пандемия», слово «паника» произошло от имени древнегреческого полубога Пана, рык которого заставлял стада животных в ужасе нестись, куда глаза глядят.  Так и в современном обществе — всё сейчас выстраивается таким образом, чтобы человеческие стада, охваченные страхом смерти, бросились бежать, но не куда попало, а в чётко заданном направлении.
Но не стоит забывать, что согласно христианской антропологии, человек не является животным. Устойчивость и отсутствие паники — это обращение к Богу. В христианстве понятия «ужас», «террор», «страх» связаны с состояниями, которые навевает дьявол. Это вызов демонического мира, и, соответственно, ответ на него должен быть адекватным, то есть духовным. От этих страхов невозможно спрятаться за стальной дверью, или в особняках за высокими заборами. Люди моют руки, носят маски и перчатки, но в плане духовной экологии остаются совершенно беззащитными.

Получается, коронавирус — это угроза незримого духовного мира?

Кого называют отцом лжи и человекоубийцей? Правильно, дьявола. И аналогичными, демоническими качествами обладает вирус. Он не просто внутриклеточный паразит, а оборотень. Вирус — это микроскопическое существо, простая конструкция, самый сложный элемент которой — РНК, состоящая из нескольких десятков тысяч азотистых оснований. Но эта несознательная частица способна ловко внедряться в организм, обманывать живую клетку, вводить в неё информацию, а после — убивать.  В активном состоянии вирус опасен, но при неблагоприятных условиях он может стать кристаллом, как углерод. Вирус — это некая грань между живым и неживым. (В 1946 году Уэнделл Стенли был удостоен звания лауреата Нобелевской премии по химии за получение вирусов в кристаллическом виде. 
С тех пор в мире учёных не утихают споры о том, считать вирус живой или неживой материей. С одной стороны, ничто живое не может быть кристаллизовано, с другой — вирусы могут расти и размножаться уже после того, как побывали в кристаллическом состоянии. Кроме того, вирусы состоят из генов.  О двойственной природе вирусов подробнее можно прочитать в книге «Размышления и споры о вирусах» Голубев Д.Б., Солоухин В.З. — Прим. ред.)
Колокольный звон действует на вирусы разрушительно, заставляет их впадать в кристаллическое состояние. А, как известно, бесы боятся колокольного звона. Поневоле задумаешься о духовной природе болезней. Человеческая история — это не просто нагромождение хаотических деяний, это история осознанного или неосознанного взаимодействия человека с духовным миром. И наша православная традиция имеет конкретный исторический опыт.  В 1830 году в Москве вспыхнула сильнейшая холера. Первым побуждением Николая I было закрыть храмы, где скапливается народ. Но против этого восстал митрополит Филарет, он произнёс знаменитую проповедь, в которой напомнил о губительной язве во времена Давида. Конечно, Николай I узнал о словах Филарета, но не разгневался, а отправился в Иверскую часовню, где долго молился, стоя на коленях перед иконой Богородицы, а после прибыл на молебен в Успенский собор Кремля, где сам митрополит Филарет встретил его словами: «Благословен грядый на спасение града сего!». Император посещал заражённые бараки, поддерживал моральный дух народа, а церкви были полны, как на Пасху. Холеру удалось победить. Замечу, что в нашей стране хоть и были серьёзные эпидемии, но такого количество смертей, как в Европе, никогда не наблюдалось. В старину эпидемию назвали «поветрие», а буйный ветер — это одно из имён дьявола в Ветхом Завете. Есть устойчивое выражение: «откуда ветер дует?» К сожалению, в наши дни звёзды Кремля, устроенные как флюгер, сразу же повернулись в нужном направлении. И сейчас наше государство не даёт адекватный ответ на тот вызов, который брошен.

Многие скептически относятся к теории заговора.

Теория заговора? Это уже давно не просто теория, а практика заговора, если хотите, назовём это целеполаганием элит. Мир уже закрыт для обновления, переустройства, и большинству из нас понятно, что он не будет прежним. Под коронавирус значительно расширены полномочия силовых структур, отработана схема принудительной изоляции граждан. Происходит атомизация общества, распадаются солидарные связи. А известно, что любая тоталитарная структура стремится изолировать людей.  Например, секты насильно обрывают общение своего адепта с его семьёй и друзьями, чтобы он сохранял верность только вложенной ему идее.  Сейчас главенствует идея страха и выживания. Человека вытесняют из реального мира, помещая в ложный, появляются поддельные герои-спасители, которые таковыми не являются. Недавно я выпустил книгу «Игра в Джокер». Маска этого злого клоуна частенько мелькает среди протестующих на митингах, её очень любят надевать по всему миру. Джокер впервые появился после казни Карла I, когда во время представления, повествующем об этом событии, корона упала с головы короля, и её, кривляясь, надел шут. Если задуматься, можно понять довольно зловещий подтекст — клоун-обманщик, претендующий на трон. Современный мир с каждым днём всё больше похож на абсурдный спектакль, где люди вынуждены быть не просто зрителями, а невольными участниками. К сожалению, в отличии от наших предков, символическое мышление у многих сейчас утрачено. А ведь символы зашиты не только в сказки и предания. Именно символ   связывает человека с незримой реальностью.  Но если он не верит, то символическое мышление, конечно, атрофируется. А ведь Господь с нами разговаривает именно на языке символов. Читая их, мы можем узнать, что ситуация совсем не такая, какой нам её представляют, и всегда есть надежда. Сейчас над словом «конспирология» многие издеваются, поэтому я больше люблю употреблять «тайноведение». Оно возвращает нас к евангельской формуле, что всё тайное обязательно станет явным.  Для себя я сделал вывод, что опора и спасение будут только в церковно-молитвенной жизни и недоверии пропаганде. Мы не должны разрывать значимые связи с близкими и друзьями, забывать о том, что мы люди, поддаваться страху и панике.  Необходимо вспомнить о духовности и обратиться к Богу, научиться правильному молитвотворчеству. Начинайте своё утро с молитвы, а не новостей, будьте рассудительны, добродетельны. Тогда благодать Божия останется в мире, и «ветры злые» будут над ней не властны.
Татьяна Бойко. «Пасха». Холст, масло, 60х50, 2019 г.
 

Текст: Александра Дегтярева