Когда знаешь, что будет завтра

1 / 2021     RU
Когда знаешь, что будет завтра
Владислав Шадринцев инвестиционный аналитик, постоянный автор Leaders Today, выпускник Российской экономической школы в Сколково

Решения для капитализации будущего от московских экспертов рынка инвестиций и инноваций.

Когда знаешь, что будет завтра

Будущее уже наступило. Все эти разговоры о глобализации, умных технологиях и экологии, определяющей экономику – уже наша реальность. Многие не приветствуют этих изменений, но трансформация экономических отношений – это не вопрос личных пристрастий, а естественный ход событий: времена меняются, и мы меняемся вместе с ними. Давайте посмотрим, какие тренды будут определять направление финансовых потоков в мире в ближайшие пять-семь лет, то есть в течение среднего инвестиционного цикла.

Цифровизация

С января 2020 сервис доставки продуктов «Яндекс Лавка» продемонстрировал 50-кратный рост. А ведь это самый что ни на есть традиционный ретейл, так называемый «магазин у дома», только теперь онлайн. В мобильные приложения упаковываются услуги, человеческие отношения и даже принимаемые нами решения: посчитай на «калькуляторе покупателя», какой продукт выгоднее взять, и сделай правильный выбор. Чтобы оставаться в рынке, собственникам компаний придётся всё дальше уводить свой бизнес в digital. И это не только про сайты и бизнес-аккаунты в инстаграме. Конкурентную борьбу выиграет тот, кто сумеет максимально оцифровать свои отношения с клиентом с момента формирования потребности в товаре или услуге до сервисного сопровождения после покупки – предложить реальный жизненный сценарий на экране смартфона. Последние исследования показывают, что за время пандемии люди привыкли к такому формату общественных отношений и после снятия ограничений продолжат ему следовать так или иначе.

Быстрое масштабирование

Сегодня на местном рынке, через год-два в регионах, в течение пяти лет на международном рынке – такова реальная динамика роста современных компаний, чей продукт продуман в деталях, а бизнес-процессы полностью автоматизированы. Новые бизнес-планы пишутся сразу в категориях всероссийского, а то и мирового рынка. Ну, а если у вас в активе компания с 20-летней историей и масштабировать её слишком трудоёмко, возьмите успешную бизнес-модель и примените её к какому-то новому проекту. Сейчас портфель проектов – уже норма: один не выстрелит – сработает другой, и это надёжный способ добиться поставленных целей в долгосрочной перспективе. Тем более, что вместе с трендом на цифровизацию растёт количество идеально структурированных бизнес-моделей, которые легко адаптируются под разные отраслевые задачи. Но в процессе диверсификации не забывайте о таргетировании, возведённом в абсолют: в многообразии предлагаемых вами продуктов и услуг каждый представитель вашей целевой аудитории должен найти на 100% «свой» вариант.

Осознанность

Новое поколение предпринимателей в своих проектах реализует бережливый подход к природным ресурсам. Можно скептически относиться к модному слову sustainable, но крупнейшие мировые компании уже взяли курс на этичное производство. Это не значит, что всем нужно продавать съедобную посуду и одежду из переработанного пластика. Порой достаточно по-новому взглянуть на уже существующие рыночные ниши и найти способы оптимизировать процессы производства и утилизации продукции, а может быть, дать новую жизнь старым вещам. Если вы находитесь в поиске бизнес-идеи и вам кажется, что всё уже придумано, исследуйте самые прозаические отрасли, самые простые и привычные категории продуктов. Дисраптивные стратегии, основанные на изменённых бизнес-моделях, уже вывели Uber, Netflix и Airbnb в новые лидеры старых рынков. Сегодня этот подход применим абсолютно в любой отрасли, нераскрытый потенциал которой может составлять миллиарды долларов. Достойная награда для тех, кто предпочитает качественный рост в своём деле.

Внимание к России

Если десять лет назад в моде были истории гаражных стартапов из Кремниевой долины, то сегодня происходит перефокус на своих бизнес-гениев. Дело в том, что в России выросло поколение блестящих технарей, у которых есть дух предпринимательства. Выпускники физматшкол, студенты лучших российских вузов – они сначала побеждают на международных олимпиадах по физике, математике и информатике, а потом идут заниматься приборостроением, медициной, нано- и биотехнологиями и пишут программы под любые бизнес-задачи. Хорошая идея для них дороже денег, потому что, во-первых, это правильно, а во-вторых, инвесторы всегда проголосуют за стоящий продукт рублём или другой валютой. Я сам учился в МГУ и Сколковской Российской экономической школе именно с такими ребятами. Сейчас, занимаясь инвестициями, я вижу, как активно интересуется их проектами зрелый российский бизнес, чей жизненный цикл давно находится в стадии стабильности. Когда новые технологии ложатся на готовую материальную базу – результат получается блестящий.

Ставка на профессионализм

Уже и в России сформировалась культура потребления платного контента из источников профессиональной информации. Pitch Book, Node Base, Napartner – эти и другие платные инвестиционные платформы содержат актуальную рыночную аналитику, рейтинги действующих инвестпроектов, полезные контакты. На этих площадках предприниматели посещают тематические конференции, общаются с эдвайзерами, находят интересные бизнес-идеи. Кто-то идёт по пути партнёрства в венчурных фондах, и это тоже отличный вариант, так как здесь есть возможность изначально сфокусироваться на привлекательном для вас направлении: финтех, искусственный интеллект, медицина, блокчейн, – вы сами выбираете своё будущее, а профессиональные управляющие помогают вам к нему двигаться. Важно, что эксперты, которые помогают вам подобрать инвестиционные активы, в большинстве своём сами имеют солидный предпринимательский опыт: это собственники компаний и топы, у которых в портфолио немало впечатляющих кейсов. Их деловая репутация безупречна, их достижения подтверждены реальными цифрами. Я предлагаю вашему вниманию интервью как раз с таким специалистом и digital-историю, которая поможет посмотреть на собственный бизнес свежим взглядом (читайте в журнале и на сайте интервью с Глебом Давидюком, управляющим партнёром семьи технологичных фондов iTech Capital и основателями компании Shinsale Сергеем Оганесяном и Кириллом Лукояновым – прим. ред.)

Текст: Владислав Шадринцев