Когда звуки скрипки становятся языком бога

1 / 2021     RU
Когда звуки скрипки становятся языком бога
Фёдор Кабельский скрипач, концертмейстер группы вторых скрипок Камерного оркестра Новосибирской филармонии, заведующий отделением струнных инструментов в Новосибирском музыкальном колледже имени А. Ф. Мурова
О таланте и мастерстве, музыкальных традициях и технологиях, а также об идеях развития духовности общества.

LT: Фёдор, действительно ли музыкант — это профессия, для которой нужно родиться?

ФЁДОР КАБЕЛЬСКИЙ: Музыкальный талант — это величайший дар, который дан нам свыше, поэтому, безусловно, музыкантом нужно родиться. В нашей профессии много ремесленников, среди которых есть и хорошо обученные профессионалы. Но не каждого из них можно назвать Музыкантом. Исполнителю, на мой взгляд, важно не только обладать музыкальным слухом и владеть инструментом. Главное — уметь передать слушателю замысел автора и при этом гармонично добавить в него свои чувства и своё видение. Имея желание, трудолюбие и упорство, можно и без таланта до определённого уровня достичь мастерства. И этому есть много подтверждений. Более того, у одних талант развивается вместе с мастерством, а у других — угасает. Время всё расставляет по своим местам.

А может ли, наоборот, талант остаться не реализованным в неподходящих условиях или он всё равно будет проявляться (даже несмотря на запреты, как у Янко-музыканта в рассказе Сенкевича)?

Рано или поздно талант в любом случае себя проявит — в любви к музыке, музицировании, творчестве… Конечно, можно достигнуть мастерства, начав заниматься и в двадцать, и в тридцать лет. Но если говорить о профессиональной карьере скрипача, то необходимо с раннего детства работать с педагогом. Только так можно вовремя посадить зерно в благодатную почву.

Иногда может показаться, что скрипка в руках профессионалов звучит примерно одинаково. Но ведь у каждого музыканта свои подходы, видение, амплуа. Как все это отражается на звучании?

Конечно, всё зависит от исполнителя: его мастерства, таланта, музыкального вкуса… К тому же и инструменты все разные — у каждого свой голос. Даже фабричные скрипки имеют разные окраску и тембр звука, а что уж говорить про те инструменты, которые созданы руками мастера. Недаром Никколо Паганини говорил, что свойства скрипки гораздо богаче, чем об этом думали, думают и будут думать все наши предшественники и последователи. «И всегда помни, — добавлял Паганини, — твой бог говорит с тобой языком твоего инструмента».
Скрипка — живой инструмент. Её звучание зависит от того, как на ней играть, с каким отношением. Для музыканта важно иметь интуицию и проявлять свою энергетику.
Мой первый педагог любил говорить: «Не имей Amati, а умей играть». Хотя, конечно, имея хороший инструмент, проще и приятнее добиться желаемого. Я, например, с 13 лет играл на любимой мной скрипке новосибирского мастера. За 25 лет на этом инструменте было сыграно множество замечательных концертов и выиграно конкурсов. Эта скрипка меня ни разу не подвела, но, к сожалению, каждый раз мне нужно было преодолевать себя, чтобы добиться желаемого звучания. Найти свой инструмент — задача сложная. И это не только вопрос финансов.

Но вам удалось решить эту задачу?

Сейчас я играю на современном инструменте, который для меня сделал наш земляк Борис Судаков, окончивший школу мастеров в Германии и оставшийся там жить и работать. Думаю, на данном этапе жизни я нашёл свой инструмент, хотя, конечно, всё равно мечтаю о старой мастеровой скрипке более высокого уровня. Может, когда-нибудь смогу себе её позволить.

Почему, на ваш взгляд, никакие новации не могут заменить трёхсотлетних инструментов?

Да, лучше тех скрипок, которые были созданы величайшими италь­янскими мастерами, в ближайшем будущем точно не будет создано, хотя есть много хороших современных мастеров и инструментов. Есть мнение, что секрет заключается в формуле лака для покрытия и в особой конструкции инструмента. Но я считаю, что главное — это руки мастера и дерево, из которого они делали скрипки.

Технологии идут вперёд, но пока ничто не может заменить тёплый, живой звук традиционной скрипки, трогающий душу

Сегодня создаются новые виды струн, канифоли из разных сортов смолы для натирания волоса на смычке — всё это влияет на качество звука в лучшую сторону. Многие музыканты в ХХI веке стали использовать удобные электронные планшеты для игры по нотам, инженеры создают прекрасную акустику в залах, появилось много электронных инструментов, в том числе и скрипок. Но мы, классические музыканты-струнники, играем и будем играть на деревянных скрипках и фернамбуковых смычках с конским волосом — инструментах, которые по своей сути остались такими же, как и триста лет назад. Времена меняются, технологии идут вперёд, но пока ничто не может заменить тёплый, живой звук традиционной скрипки, трогающий душу.

Почему именно музыка может эмоционально более ярко выразить эмоции, чем слова? Что для вас есть музыка?

Бóльшая часть моей жизни связана с музыкой. Она эфемерна, но мне действительно гораздо проще сыграть на скрипке, чем подобрать слова. Музыка — универсальный язык общения, хотя каждый слушатель чувствует в ней что-то своё. Музыка объединяет людей, лечит душу, поэтому её язык выражения совершенен.
В моём родном доме в Челябинске всегда звучала музыка. У нас огромная фонотека классической и джазовой музыки. Мама — музыковед, она прекрасно поёт романсы, аккомпанируя себе на рояле. Старшие сёстры также получили музыкальное образование, одна из них стала оперной певицей.

Какое главное качество помимо мастерства передал вам педагог — профессор Михаил Турич? За что вы ему особенно благодарны?

У Михаила Исааковича я окончил специальную музыкальную школу, учился в консерватории и аспирантуре, работал под его руководством в Камерном оркестре Новосибирской филармонии. Михаил Исаакович дал мне свободу в выражении эмоций в музыке. Он никогда не настаивал на своей точке зрения, помимо качественного исполнения авторского текста. Ему всегда была важна индивидуальность и убедительность. Это был музыкант и мастер с большой буквы, который потрясающе чувствовал форму произведения и парой слов мог всё поставить на свои места.
Кстати, познакомился я с Михаилом Исааковичем благодаря ещё одному талантливейшему педагогу — Юрию Владимировичу Волгину, ученику Захара Брона, а ныне профессору Мадридской консерватории. Именно он заложил в меня основы скрипичной школы, и вместе с ним я приехал в Новосибирск.

Но сейчас вы уже сами закладываете эти основы в своих учеников?

Да, помимо любимого мной Камерного оркестра я более десяти лет работаю с талантливыми детьми в Новосибирской специальной музыкальной школе и музыкальном колледже имени А. Ф. Мурова, старейшем профессиональном заведении города (в этом году колледжу исполняется 75 лет). Стремлюсь передать своим ученикам секреты скрипичного мастерства, учу разбираться в музыке и чувствовать её, прививаю любовь к искусству. С этого года являюсь заведующим отделением струнных инструментов колледжа. Ближайшие мои планы связаны с развитием отделения, с привлечением талантливых детей, налаживанием тесных связей между музыкальными школами города и колледжем.

Фёдор, есть ли глобальный музыкальный проект, который вы мечтаете воплотить в Новосибирске?

Я считаю, что сегодня очень важно уделять внимание повышению духовного уровня общества. И добиться этого можно приобщением в ненавязчивой форме населения нашего города к классической музыке. Будет замечательно, если популярная классическая музыка в хорошем исполнении зазвучит из колонок на улицах города: рядом с культурными заведениями филармонии, оперного театра, возможно, на остановках общественного транспорта, на центральных улицах, в парках, скверах, гипермаркетах. Помимо классических сочинений, конечно, может звучать и джаз, и современная неоклассика, популярная у молодёжи. Эта идея не нова: во многих городах Европы и в некоторых городах России она успешно воплощена в жизнь и даёт свои результаты.
Я считаю, что это поможет и популяризации классической музыки, и воспитанию молодежи. Ещё больше людей нашего родного города захотят услышать музыку в живом концертном исполнении, а главное, станут лучше, добрее и счастливее!

Текст: Анастасия Михайлова
Фото: Антон Медведев