Видения о любви

1 / 2021    RU
Дмитрий Илларионов гитарист-виртуоз, обладатель Гран-при крупнейшего конкурса классической гитары Guitar Foundation of America (2002), номинант лонг-листа премии Grammy
Тибетская чаша, гитара, баян и Камерный оркестр Новосибирской филармонии – неожиданное, захватывающее и красивейшее сочетание, в котором звучит вся наша сегодняшняя жизнь. «Сати-видения» — арт-проект всемирно известного гитариста Дмитрия Илларионова, представленный в рамках «Белого фестиваля».

LT: Сегодня на репетиции с филармоническим камерным оркестром вы несколько раз воскликнули: «Гениально!» Действительно такова ваша оценка мастерства новосибирских музыкантов?

ДМИТРИЙ ИЛЛАРИОНОВ: В своей жизни я играл с огромным количеством оркестров, но Камерный оркестр Новосибирской филармонии — один из самых любимых. По сути это такой камерный ансамбль, где каждый музыкант невероятно музыкально одарён, но при этом всегда думает о других и о том, что происходит вокруг, — а это очень важно. Я всех здесь знаю поимённо, очень люблю маэстро Алима Шахмаметьева, с которым нас связывает давняя дружба. И поскольку в последнее время мы, к сожалению, нечасто видимся, я особенно рад снова быть в Новосибирске и играть концерт «Белые премьеры. Сати-видения» именно таким составом.

Проект «Сати-видения» создавался к 150-летию композитора Эрика Сати. Его творчество часто называют эксцентричным и даже бунтарским для своего времени. Что вас, представителя академического искусства, привлекло в этой музыке?

Вы всё правильно говорите: Сати — бунтарь, балагур, коллекционер зонтиков. А ещё его все знают как изобретателя «лёгкой классики» для лифтов и торговых центров. Хотя у него были и пьесы, и балеты, и саундтреки к фильмам (в 1924 году на музыку Эрика Сати снят короткометражный немой фильм «Антракт», позже произведения Сати звучали в фильмах и пьесах База Лурмана, Ким Ки Дука, Франко Пьяволи, Гаспара Ноэ, Гая Ричи, Алексея Козака и многих других режиссёров. — Прим. ред.). Но для меня главное, что, сам того не зная, Сати по факту явился родоначальником минимализма — большого и очень популярного в наше время направления в музыке. Причём сам Сати не писал минималистичную музыку, правильнее было бы сказать, что он писал минимальную музыку, но известнейший эстонский композитор Арво Пярт как-то сказал, что Сати был первым минималистом, и эта цитата помогла мне собрать воедино все свои мысли на данную тему и воплотить свой проект.

Значит, идея зрела давно?

Да, я долго размышлял о том, как было бы здорово сделать проект с минималистической музыкой и видеопроекцией — этакие волшебные сны вокруг имени Сати. Отсюда и название «Сати-видения». Но собственно музыка Сати звучит в программе один раз — это его знаменитая Gymnopedie («Гимнопедия») №1. А всё остальное — произведения современных российских композиторов, которые пробовали писать или отчасти пишут в минималистическом стиле. Это Павел Карманов, Любовь Терскова, Алексей Айги, Андрей Зеленский, Антон Танонов и Анна Друбич. Все произведения связаны моими импровизациями на тему «Гимнопедии» Сати, звучащей на сцене ровно в точке золотого сечения, то есть концерт продуман ещё и с точки зрения формы. Кроме того, музыка сопровождается видеопроекцией в исполнении одного из лучших видеохудожников России, моего хорошего друга Алексея Чоя. Это генеративное видео, которое создаётся в режиме реального времени и транслирует не просто картины, а образы, рождённые в сотворчестве человека и компьютерной программы. 

Таким образом, проект звучит и выглядит очень актуально — можно сказать, музыка сегодняшнего дня. А давайте представим концерт под названием 2020. Какие произведения вы бы в него включили?

Для меня мелодии 2020 года — это, конечно, «Чакона» Баха, это какой-то ультрасовременный авангард, обязательно рок и, конечно, очень красивая минимальная музыка Сати, где есть это всё, соединённое вместе и способное передать ощущения от этого года.

Самое удивительное в «Сати-видениях» — это ваша гитара. Она одновременно солирует и аккомпанирует, задаёт ритм и дышит вместе с оркестром. Этого как-то не ждёшь от акустической гитары, которая является одним из самых популярных, казалось бы, предсказуемых, инструментов.

На самом деле — один из самых неизведанных. С одной стороны, вы правы: вот она, классическая гитара с железными или нейлонными струнами, которая висит дома у каждого второго. У меня в руках точно такой же инструмент, и я сам — классический гитарист, выпускник классической школы. Но когда я слушаю других гитаристов, которые играют в той же самой технике, я слышу другую гитару. Я каждый раз удивляюсь и думаю, что должен рассказывать людям о том, насколько гитара уникальна и разнообразна. У меня даже есть концерт, который называется «Другая гитара», и проект «Сати-видения» тоже показывает, что в этом инструменте есть всё! На мой взгляд, это и есть эволюция классической академической традиции, когда музыканты применяют свои знания и навыки в новых формах, стилях, жанрах — отрывая их и объединяя в самых неожиданных сочетаниях. Это же потрясающе, когда, скажем, академический гитарист Дмитрий Илларионов и академический баянист Николай Сивчук в своей импровизации уходят и в рок, и даже в электронную музыку — и всё это используя самые что ни на есть классические инструменты. При этом мы не подрываем классические устои, не рушим каноны — нет! Мы остаёмся классическими музыкантами, которые показывают, что классика — это не что-то забронзовевшее, косное, скучное. Наоборот: мы живём, дышим, развиваемся, и у нас очень много вдохновляющих идей.

Я считаю музыку особенным искусством именно потому,
что в отличие от живописи и кино, где мы видим конкретное изображение, музыкант не может навязать
слушателю своё видение

Кстати, такие проекты, как «Сати-видения», зачастую как раз и знакомят людей с современной музыкой, потому что многие поклонники классики боятся открывать её для себя. Ребята, не бойтесь! Приходите на наши концерты, и вы услышите, что современное искусство — удивительное, классное, понятное. В чём-то, конечно, необычное, и, может быть, не всё вам понравится, но точно — будет интересно.

Когда вы играете, то часто прикрываете глаза. Какие образы вы видите, исполняя «Сати-видения»?

Не смогу описать их словами. А что касается зрителя, мне хочется, чтобы каждый услышал и увидел в нашем концерте что-то своё. Хотя в программе есть и вполне считываемые образы: фантазия «Джекилл и Хайд» Антона Танонова, «Ноктюрн» Анны Друбич, «Лестница J» Любови Терской, «Sol-weg-пульсация Андрея Зеленского». Но в целом я считаю музыку особенным искусством именно потому, что в отличие от живописи и кино, где мы видим конкретное изображение, музыкант не может навязать слушателю своё видение.

Ну хоть направление мысли задайте. О чём ваши «Сати-видения»?

Да о любви, конечно. О любви (улыбается).

                                                                   

Текст: Марина Кондратьева