LT: Успех школы во многом зависит от директора, ведь именно он является главным стратегом, разработчиком правил и программ. В чём заключается ваш подход как руководителя по отношению к коллективу ЧОУ «София»?
ЕЛЕНА ЧЕКАЛИНА: Современный мир требует, чтобы директора школ обладали не только глубокими знаниями в области педагогики, но и были профессиональными управленцами. Соответственно, директор должен быть в курсе всех современных трендов в сфере менеджмента, в том числе и мировых. Но книги по педагогике не всегда раскрывают суть процесса управления кадрами, а это сложный, многогранный процесс. Безусловно, в школе своя специфика работы. Однако учителя — это такой же персонал, требующий исследования и постановки задач для профессионального роста. Тимбилдинг, лидерство, личностное развитие, клиентоориентированность — всё это востребовано и в педагогическом коллективе. Следовательно, к нему применимы инструменты современного маркетинга. Сначала я написала программу по мотивации сотрудников, потом стала применять принципы управления конкурентной средой. А недавно узнала о совершенно новой технологии, которую в России ещё пока мало где внедряют. Это управление талантами, в нашем случае — педагогического состава, где главной задачей директора школы становится выявление и раскрытие талантов учителей, их наилучшее применение.
Таким образом, в ЧОУ «София» кадровая политика направлена на внутреннее развитие персонала, поощряется стремление к самосовершенствованию и творческая активность педагогов. Конечно, управление талантами тесно связано с управлением человеческими ресурсами, но имеет конкретную цель — помочь сотрудникам реализовать свой потенциал, чем мы и занимаемся.
У термина «талант» есть много определений. Какого понятия вы придерживаетесь?
Мне близко определение Игоря Ниесова. Он говорит о таланте не как об отдельном природном даре, с которым ребёнок рождается, а о возможности достигнуть каких-либо результатов благодаря развитию нужных компетенций. Каждый из нас тяготеет к определённым видам деятельности, и это заметно уже с раннего детства — кто-то словно магнит притягивает к себе людей, кто-то увлечённо собирает конструктор, а кто-то сочиняет удивительные истории. Зная это, можно создать среду, способствующую раскрытию потенциала, где главными инструментами становятся наблюдение и правильная мотивация.
В ЧОУ «София» мы часто проводим различные психологические тестирования персонала, делаем кадровый срез, чтобы определить, в каком направлении необходимо развиваться тому или иному сотруднику, выявляем лидеров, создаём нужную атмосферу и поощряем здоровую конкуренцию. Наша программа развития сотрудников очень гибкая, мы всё время держим руку на пульсе, так как понимаем, что стратегия должна видоизменяться в зависимости от настроения педагогов, их целей и влияния внешних факторов. Например, после дистанционного обучения у наших учителей значительно повысился уровень эмоционального выгорания. Ведь при проведении уроков онлайн педагог только отдаёт, ничего не получая взамен, отсутствует необходимый обмен энергиями. Учителю важно видеть глаза ученика, оценивать, комфортно ли ребёнок себя чувствует, включён ли он в мыслительный процесс, но это невозможно сделать, когда ты работаешь по ту сторону монитора. Приходится искать новые точки контакта, и это очень утомляет как педагогов, так и детей. Соответственно, необходимо проводить дополнительные мероприятия, направленные на достижение ресурсного состояния.
Какими талантами должен обладать хороший учитель?
Развитый вербально-лингвистический талант способствует качественной работе педагога. Ведь учитель в первую очередь воздействует словом. От его способности красиво и понятно выражать свои мысли, от того, насколько у него острый и гибкий ум, зависит обучение детей. Есть много техник, которые помогают развить вербальный талант. И мы их применяем. В ЧОУ «София» уроки выстраиваются в диалоговой форме. Диалог запускает глубинный процесс мышления как со стороны ребёнка, так и учителя. Каждый раз урок ведётся по-новому: даже повторяя тему, учитель не повторяет содержание. Через вопросы педагог старается стимулировать ребёнка самому находить ответы. Благодаря этому у детей с первого класса формируется умение говорить, высказывать и обосновывать свою точку зрения, мыслить. Ведь то, что ты понял сам, ты знаешь всю жизнь, а зазубренные сведения быстро забываются. Кроме того, учитель должен уметь говорить с детьми на одном языке, быть интересным.
Важен и межличностный талант, ведь он помогает в общении с окружающими. Когда этот талант достаточно развит, человек умеет располагать к себе других людей, очаровывать. К нему тянутся, хотят слушать. В ЧОУ «София» практикуется активный обмен опытом между учителями, общение. Мы часто проводим открытые уроки, в ход которых можно вмешиваться и участвовать в дискуссии. В творческом учебном процессе активно задействованы и ученики, и педагоги. Коммуницируя, делясь опытом, идеями и знаниями, мы подстёгиваем друг друга развиваться, пробовать новое, становиться лучше.
Ну и конечно, для педагогов точных дисциплин важен цифровой талант, благодаря которому человек легко оперирует числовыми величинами, а преподавателю изобразительного искусства необходимо уметь хорошо ориентироваться в пространстве и творчески его преобразовывать.
Таланты сотрудников могут проявляться в различных сферах деятельности, а эффективная система их управления гарантирует успешность учебного заведения и обеспечивает его конкурентные преимущества.
Другие школы не пытаются переманить ваших лучших учителей?
Талантливые люди — это двигатели прогресса, благодаря им развиваются наука и искусство. Поэтому война за таланты актуальна всегда. Многим руководителям кажется, что получить готового специалиста гораздо проще, чем вырастить самому, из-за этого некоторые талантливые сотрудники становятся объектами хантинга. Но менеджеры по персоналу часто не понимают, что, когда в школе ведётся специальная работа, сотрудники держатся не столько за зарплату, сколько за коллектив, корпоративную культуру, свой определённый кайф от нахождения здесь. «Я с радостью иду на работу» — за этой фразой стоит огромный ежедневный труд в первую очередь директора. Мы не воюем за таланты, а ведём войну за креатив, трудимся над преодолением барьеров и стимулированием творческой активности у педагогов. Многие идеи я взяла из одноимённой книги Стивена Прессфилда «Война за креатив», в которой собраны разнообразные способы развития способностей. Конечно, это небыстрый процесс, требующий значительных сил. Но учителя чувствуют, что с ними ведётся активная индивидуальная работа, направленная на их личностный и профессиональный рост, и это увеличивает лояльность педагогического коллектива к нашей школе. Часто инициаторами каких-то новшеств становятся сами сотрудники, и мы это горячо поддерживаем. Каждый наш педагог составляет план личностного роста на год. И это тоже надо делать правильно, ведь как ты расставишь свои приоритеты, так ты и будешь развиваться. В ЧОУ «София» есть научный руководитель, который всегда отслеживает, какие конкурсы или конференции проводятся, и предлагает их учителям, подбрасывает им идеи покорения новых вершин, обсуждает планы. И конечно, мы выстраиваем программу, придумываем проекты в зависимости от всплеска интереса детей к тем или иным областям науки. В этом году внезапно популярность стали набирать биология, психология и программирование. Кстати, в последние годы нет однозначного лидера среди предпочитаемых подрастающим поколением профессий, как это было раньше, когда наблюдалась мода на юристов или психологов. Возможно, вскоре появятся новые востребованные специальности, рождённые на стыке вышеназванных дисциплин. Но креативность, умение мыслить, общаться и ораторские способности всегда будут в тренде, поэтому мы будем продолжать развивать таланты наших учителей, а, соответственно, и учеников.
7 / 24
Задача школы – воспитание культурного человека, который способен рефлексировать над собственными действиями и опытом предков.
6 / 24
С какими потерями мы вышли из болонской модели и почему живое слово сильнее тестов?
5 / 24
Сегодня РАНХиГС объединяет 275 000 студентов, это самое масштабное на евразийском континенте образовательное учреждение высшей школы.
4 / 24
Где найти надёжную опору в воспитании детей?
4 / 24
О том, как работает ЧОУ «София», рассказывают его креативные преподаватели, умеющие влюблять в английский язык любого ребёнка.
11 / 23
Качественное интеллектуальное, эмоциональное и физическое развитие детей, талантливые воспитатели и педагоги, комфорт и забота – всё это составляет основу образовательного пространства «ЭЛИТ».