Вселенная Павла Филонова

1 / 2021     RU
Вселенная Павла Филонова
Людмила Вострецова советский и российский искусствовед, музейный работник, старший научный сотрудник отдела рисунка Государственного Русского музея, Санкт-Петербург
Он вывел формулы Космоса и Вселенной, жил в крайней нищете, но отказывался продавать свои картины западным коллекционерам, храня коллекцию для государства, которому был не нужен. В Новосибирском художественном музее открылась выставка картин одной из самых загадочных фигур школы авангарда — Павла Филонова, и его учеников.

LT: Павел Филонов представляет в живописи аналитическое искусство. Что оно подразумевает?

ЛЮДМИЛА ВОСТРЕЦОВА: Аналитическое искусство Филонова свободно от каких-либо механических форм и обращено к органическим процессам окружающего мира. Поэтому его нельзя прочитать, как мы читаем произведения передвижников: там, что нарисовано, то ты видишь и понимаешь. Своё искусство он называл органическим, стремясь показать связь человека с природой, окружающим миром, космосом. И вот эта идея поиска единицы действия стала для него главной. Каждое прикосновение к холсту или бумаге — это единица касания, точка, из которой потом всё складывается. Многие его работы, особенно в двадцатые годы, вырастают из прелюдии беспредметных форм. Как в «Формуле весны», когда каждая деталь на холсте оживает под взглядом, и возникают новые ощущения и формы. Всё это вместе образует фейерверк частиц, создающих основу мироздания.

Можно ли сказать, что в первой половине двадцатого века это воззрение было преждевременным?

Напротив, Филонов был очень вписан в своё время. Многие художники этого периода были тесно связаны с современными течениями не только пластическими, но и с отражающими новые представления о мире и вселенной. Например, в 1919 году был создан Музей современного искусства, в котором наряду с полотнами Шагала и Малевича выставлялись картины Филонова. Позже этот музей вырос в Институт художественной культуры, где художник возглавлял отдел общей идеологии.
Налетчик, 1925. Бумага, дублированная на ватман и холст, масло.

Стоит ли пытаться разгадать его формулы Космоса и Вселенной?

Лучше их попытаться — почувствовать. Во многих его формулах отображено круговое цельное движение, многослойное и многомерное. Это может быть вращение Земли в пространстве или движение множества сфер, между которыми образуются новые отношения. Формулы — это попытка сделать ощущение единого пространства, когда предмета нет, но есть зарождение и развитие чего-то нового.
Даже в портретной живописи Филонов стремится вписать человека в социальную среду, в многогранное пространство вокруг него. Ему интересно показать не просто дерево на картине, а то, как внутри по листьям и ветвям бегут соки. Показать, как в голове зарождается и бьётся мысль.

Но, кроме фатальных мотивов, есть в творчестве художника и вполне земные темы, не так ли?

Да, у Филонова много работ посвящено христианской тематике, где художник ориентируется на народное искусство. Часто обращается к теме города и деревни. В сельской, патриархальной жизни всё гармонично: люди и животные представляют единый неразрывный мир, как на картине «Волы» или «Крестьянская семья». А город, по этим представлениям, человеку враждебен, ассоциируется с высокими домами, в которых человек пытается найти своё место.

Первая мировая война и последующая за ней Гражданская в России прошли через жизнь художника. Филонов возлагал большие надежды на советскую власть, мечтая о революции в искусстве. Но этого не произошло. Почему?

Пути советской власти и худож­ников‑авангар­дистов окон­чательно разош­лись в начале тридцатых годов. Филонова и его учеников обвинили в формализме и подвергли ожесточённой травле. Слишком уж расходились представления об актуальной живописи у партии власти и представителей аналитического искусства.
Павел Николаевич же считал, что искусство должно принадлежать пролетариату, считая свой метод в искусстве пролетарским, свободным в развитии, без указаний сверху. Лишённый возможности работать и преподавать в Академии художеств, он с большим энтузиазмом создавал школу у себя дома. В своей комнате проводил занятии и давал установки, т. е. объяснял принципы аналитического искусства. К нему приезжали ученики из Сибири и дальнего зарубежья. И был очень рад, когда ученикам удавалось реализовать полученные знания в практических вещах, как это получилось у Татьяны Глебовой, изготовившей декорации для оперы Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры», или у Юрия Хржановского, написавшего величественное панно «Сибирские партизаны» для выставки Мастеров аналитического искусства в Доме печати в 1927 году.

Но даже в опале он продолжал писать для государства, терпя крайнюю нужду и отказывая коллекционерам в продаже своих картин. Как же так?

У него были свои совершенно жёсткие жизненные принципы. Все свои работы он хотел подарить пролетариату. Он отказался от пенсии по возрасту, потому что хотел, чтобы государственное обеспечение давалось не по старости, а за заслуги в профессии. Не хотел принимать помощь даже от самых близких своих людей, опасаясь их хоть чем-то обременить. Разве что от котелка с кашей, приготовленной сёстрами, он не отказывался и то проверял, чтобы не было в ней масла. Поэтому сестры предусмотрительно заранее размешивали кашу. Будто не замечая тягот быта, он шёл к своей цели, считая, что работает на будущее. Его опорой, конечно, была супруга Екатерина Александровна, поддерживавшая его во всём. Предложения о продаже картин поступали, но Павел Николаевич от них отказывался.
Живая голова, 1923. Холст, масло.

Но всё-таки часть работ мастера были похищены после его смерти, как это вышло?

После смерти художника в блокадном Ленинграде в 1941 году заботу о его творческом наследии взяла на себя младшая сестра Евдокия Николаевна, которая хранила коллекцию у себя вплоть до 1978 года, когда картины были переданы в дар Русскому музею. Конечно, вокруг неё в послевоенные годы крутилось много сомнительных личностей, некоторые были вхожи в дом и имели доступ к коллекции. В итоге некоторые работы мастера исчезли. Несколько подлинников неожиданно обнаружились в Национальном музее современного искусства Центра имени Жоржа Помпиду. Парижский музей приобрёл их в частной галерее «Жорж Лавров», принадлежавшей эмигранту из СССР. Как работы Филонова попали туда, так и осталось тайной для следствия. Только в конце 2000 года восемь рисунков вернулись из Франции в Россию. Одна из них, «Пропагандист», представлена сегодня на выставке в Новосибирске.

Работы Филонова впервые выставляются в Новосибирске?

Это уже «второе пришествие» произведений художника, поскольку первая подобная выставка состоялась по инициативе его сестры Евдокии Николаевны Глебовой в Академгородке в 1967 году. Выставка в залах Новосибирского государственного художественного музея показывает практически все этапы творчества Павла Николаевича Филонова, начиная с самых ранних академических работ и заканчивая картинами 30‑х годов. Второй раздел знакомит с творчеством самых преданных его учеников и последователей, самоотверженно следовавших за ним, поддерживая мастерскую аналитического искусства.

Выставка продлится до 21 февраля 2021 года.

Текст: Анастасия Куприянова
Фото: Антон Медведев