Будни российского коллекционера fine art, или Sotheby’s, УПРАВИС и ФНС

10 / 2021     RU
Будни российского коллекционера fine art, или Sotheby’s, УПРАВИС и ФНС
Юлия Вербицкая-Линник к.ю.н., управляющий партнёр адвокатского агентства «Вербицкая и партнёры», основатель Фонда поддержки искусств и музейной деятельности «Русские меценаты», коллекционер fine art

Коллекционирование произведений искусства и правовое регулирование основ такого коллекционирования – тема для нашей страны сугубо деликатная.

Поскольку в советский период с 1917 по 1990-е годы главным собственником и коллекционером культурных ценностей являлось государство, произведения искусства в их классическом понимании трактовались как предметы роскоши, в связи с чем могли доставить существенные проблемы своим владельцам в случае, если это были частные лица.

Традиционным местом для хранения предметов искусства были государственные музеи, которые также занимались составлением коллекций и оформлением экспозиций. Сделки, направленные на отчуждение культурных ценностей в собственность частных лиц – физических или юридических, практически не производились. Соответственно, и вопрос налогообложения подобных сделок в виду их практического отсутствия особой актуальности не имел.

В 90-е годы ситуация резко изменилась. Победившему капитализму срочно потребовались доказательства своего вновь приобретенного статуса и широких возможностей. На каминах вновь зазеленела благородной патиной бронза, тускло заблестели вековой лак и позолота на рамах, обрамляющих шедевры старых и не очень мастеров.

Память у новых аристократов оказалась цепкая, а хватка – деловая. Декларировать свои коллекции, ставить их на государственный учет никто не спешил. По данным, предоставленным моими партнерами, друзьями и клиентами, в том числе аукционными домами ArtSale и Artinvestment, а также согласно аналитике, находящейся в базе данных аукционных продаж Artprice, только за последние три года доля «серых» и «черных» продаж составляет более 80 процентов от оборота произведений искусства на территории России. Произведения ввозятся и вывозятся, минуя таможенное оформление и налоговое декларирование.

Иными словами, как совершались в Советском Союзе сделки с произведениями искусства и антиквариатом «из-под полы», так и продолжают совершаться сейчас. По умолчанию – и мы неоднократно сталкивались с этим в судебной практике, связанной с оборотом культурных ценностей в РФ, — сделка считается совершённой с момента фактической передачи вещи! То есть подавляющее большинство продавцов и приобретателей произведений искусства не утруждают себя оформлением соответствующих документов. И только в последние 5–10 лет начали беспокоиться о подтверждении подлинности – экспертизе не только искусствоведческой, но и химико-технологической, позволяющей более или менее достоверно установить дату создания предмета. Исключение из этого правила, пожалуй, составляют аукционные дома с мировым именем – Sotheby’s, Christie’s и некоторые иные. А также ряд российских аукционных площадок: уже упомянутые мною электронные аукционы ArtSale, Artinvestment и работающий как в оффлайн-, так и в онлайн-режиме аукционный дом VLADEY.

Как совершались в Советском Союзе сделки с произведениями искусства и антиквариатом «из-под полы», так и продолжают совершаться сейчас

Понятие «провенанс» (документально подтвержденная история бытования работ) в нашей стране ещё находится в стадии формирования. На современном российском арт-рынке документы, достоверно подтверждающие цепочку сделок от мастерской автора к его нынешнему продавцу, редки даже сейчас.

Последствия печальны. Год за годом «русский авангард» бьёт антирекорды на мировых художественных рынках. Гент, Музей изящных искусств, 2018 год: выявлены факты множественных подделок, «прялка Малевича» стала нарицательным термином, обозначающим самый грубый, самый явный «фальшак». Также известны подделки «под Шишкина», имитация голландца Куккука, лже-Григорьев с заключением известного эксперта из Русского музея Елены Баснер. Феерический скандал с наследием Н.К. Рериха, в борьбе за которое я как адвокат представляла интересы Российской Федерации от лица ФГБУК «Государственный музей искусства народов Востока» и Росимущества. Да и аукционы, даже самые именитые, к русскому искусству заметно охладели, хотя и являются относительной гарантией совершения законных сделок.

Год за годом «русский авангард» бьёт антирекорды
на мировых художественных рынках

Законной сделкой, с точки зрения Гражданского кодекса РФ, является та, которая оформлена в отношении надлежащего предмета надлежащим лицом — собственником работы, который ее отчуждает, и лицом, которое приобретает произведение искусства и оплачивает, в случае если сделка возмездна. При этом предмет должен быть описан, атрибутирован и адекватно оценен. Разумеется, прибыль по подобным сделкам, в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ, подлежит декларированию и налогообложению по ставке от 6 до 20 процентов (в зависимости от налогового режима продавца). Казалось бы, просто? Но не совсем. Профессиональные участники рынка современного искусства знают, что есть еще некоторые дополнительные, обязательные к уплате платежи, связанные с авторскими и исключительными правами. Такими, например, как право следования, взысканием которого с аукционов или так называемых «сдатчиков» занимается УПРАВИС – общество коллективного управления авторскими правами, аналог РАО (Российское авторское общество) в мире искусства. Как видите, даже в таком приятном деле, как приобретение художественных работ для собственного эстетического удовольствия, всегда есть нюансы, способные подпортить впечатление от желанной покупки.

Что же нужно сделать, учитывать и знать, чтобы не оказаться в неловкой ситуации и не стать приобретателем «фальшака» или участником конфликта, связанного с авторскими правами?

Я бы рекомендовала следовать трем правилам:

Правило первое. При заключении сделки, до ее оформления внимательнейшим образом исследовать предмет и проверить его как у независимых экспертов, так и у тех, заключения которых представлены продавцом, – подтвердят ли они свое мнение и сам факт выдачи такого заключения (поверьте, случаи бывают разные).

Правило второе.  Не менее тщательно, чем предмет, проверьте владельца, передающего вам шедевр. Является ли он законным собственником и чем, каким документом это подтверждает?
Как давно владеет данным предметом? Какие действия с ним совершал (выставлял, оценивал,
экспонировал на выставках)?

Правило третье. Любую передачу вещи оформляйте документально, прилагайте фотографию вещи, ее размеры и действительную стоимость. Все эти документы составят в будущем провенанс (историю бытования работы): он не только позволит в перспективе существенно увеличить стоимость предмета, счастливым обладателем которого вам удалось стать, но и минимизирует риски, многие из которых весьма чувствительны.