Частицы добра

10 / 21     RU
Частицы добра
Кирилл Агафонов художник, резидент микротерритории «Город Устинов»

Собирая по крупицам свой мир, они учатся заново ценить время и хрупкость мироздания, делясь опытом с окружающими людьми. В Новосибирске побывал проект «Музей с доставкой» микротерритории «Город Устинов». На выставке, прошедшей в рамках фестиваля «48 часов Новосибирск», разрешалось уносить экспонаты с собой и выставлять свои произведения.

LEADERS TODAY встретился с одним из основателей проекта Кириллом Агафоновым, и узнал о том, как созерцание помогает найти путь к себе, а горсть песка — ответы на главные жизненные вопросы.

LT: Кирилл, проект «Музей с доставкой» до Новосибирска побывал в Европе и в нескольких российских регионах. Расскажите, в чём особенность выставки «То, что ещё не случилось»?

КИРИЛЛ АГАФОНОВ: «Музей с доставкой» – это мобильный, портативный проект, состоящий из объектов небольшого размера, изготовленных вручную из ткани, дерева, природных материалов. Музей не является каким-то готовым решением под ключ, а представляет собой набор-конструктор из идей и произведений, передающих импульс к изобретению и самостоятельному созданию временных композиций.
Экспонаты можно трогать, расставлять в любом порядке. В Центре культуры ЦК19 при поддержке Гёте-института в Новосибирске мы организовали эксперимент и разрешили посетителям выставки-лаборатории «То, что ещё не случилось» забирать понравившиеся артефакты с собой на двое суток, чтобы лучше их рассмотреть, прожить с ними какое-то время, и, наоборот, предложили приносить что-то своё. Не обязательно художественную работу, это могла быть и личная вещь с историей. Возникает некий культурный обмен, соучастниками которого становятся зрители, художники и кураторы. Получается, музей становится площадкой для создания архитектуры отношений — с окружающим пространством и людьми.

Что чувствует человек, впервые увидевший ваши работы? Насколько они понятны?

Через материалы, которые используются в изготовлении экспонатов, мы перебрасываем ассоциативный мост к человеку, не подготовленному к восприятию современного искусства. Например, моя коллега Наталья, создаёт работы из кусочков ткани. Насколько бы экзотично они ни выглядели, их основа близка и понятна каждому: все носят одежду, кто-то сам шьёт или в семье рукодельничала бабушка. Ткань становится незримой переправой, помогающей преодолеть коммуникационный барьер. Не объясняя, в чём замысел конкретной работы, мы можем переключить внимание зрителя на глубокое погружение в объект, потому что материал ему знаком.

Подобные социальные практики помогают обращать людей
в состояние, с которого начинался наш путь, – СОСТОЯНИЕ ощущения пустоты, когда ты не знаешь, что делать

В контексте времени наши работы – это мельчайшие частицы, взаимодействуя с ними, человек чувствует мимолётность бытия и сопричастность к процессу, который начался задолго до нас и неизвестно, когда закончится. Такое абстрактное ощущение истории человечества и искусства в моменте.

То, что вы делаете, как соответствует потребностям аудитории?

Предлагая публике материал, мы не даём готовых инструкций, как его использовать. Иногда это могут быть крупинки, песчинки, зёрнышки – любые частицы окружающего мира, из которых при помощи пинцета можно попытаться что-то сконструировать. Если десяти участникам дать по горсти песка, каждый отреагирует по-своему: кто-то решит, что попал на странный мастер-класс, на котором ничему не учат, а кто-то, подумав десять минут, начнёт что-то делать.
Подобные социальные практики помогают обращать людей в состояние, с которого начинался наш путь, – состояние ощущения пустоты, когда ты не знаешь, что делать. Не только по отношению к материалу, но и вообще в жизни, не понимаешь, за что зацепиться. Но начинаешь искать зацепки и прокладывать свои тропинки в окружающий мир, используя его частицы, как подсказки. В этом смысле некоторые составляющие «Музея с доставкой» можно сравнить с арт-терапией, позволяющей человеку заглянуть вглубь себя и, без страха потерять привычную опору, начать с чистого листа.

В Новосибирске вы впервые отдавали свои работы в руки чужих людей. Что показал эксперимент?

Когда объект перемещается из музея в чей-то дом или в офис, появляются новые контексты, в которых возникают живые отношения между артефактом и временным обладателем. Одна из участниц проекта взяла на дом оригами Тацуто Сузуки. Это крошечная хрупкая муха чёрного цвета. Возвращая объект на экспозицию, девушка оставила такой отзыв: «Пока несла муху до дома, сто раз заглянула в коробочку – не случилось ли что с хрупким экспонатом? Было такое ощущение, словно приглашаешь в гости художника. Нужно действовать тактично и аккуратно, чтобы не обидеть и не навредить».
Такой эксперимент – это способ напрямую получить обратную связь от аудитории, а также возможность понять, какого рода возникают отношения, когда отдаёшь часть себя, своей микротерритории кому-то ещё. Приятно, когда твоё мировоззрение разделяют другие люди, а у проекта появляются единомышленники.

Микротерритория Город Устинов существует 11 лет, за это время вы побывали на многих биеннале и триеннале. Какие задачи, на ваш взгляд, сегодня стоят перед современным искусством?

Мы ощущаем себя частью обширного культурного ландшафта, который постоянно находится в движении и поиске новых форм и способов выражения. Каждый человек, исходя из критериев «близко – далеко», формирует свою границу восприятия искусства.  Независимо от форм выражения искусство, на мой взгляд, должно посылать человеку импульс к чему-то большему: желание узнать что-то глубже, получить полезный опыт, ощутить вдохновение.
Задача микротерритории «Город Устинов» – научиться чувствовать и ценить пространство, начиная с мельчайших частиц. Это сложно, потому что система ценностей современного мира почти полностью исключает из жизни человека возможность созерцать, замедлиться и концентрировать внимание. Поэтому на выставках мы стараемся дать этот импульс и переключить восприятие зрителя в режим особенной чуткости. 

Город Устинов (сейчас Ижевск) просуществовал всего 900 дней (с 1984 по 1987 гг). Как место на карте Устинов не существует, но напоминание о нём осталось в паспортах у людей, родившихся в этот период. Художники микротерритории «Город Устинов» родились именно тогда и связывают своё творчество с местом, которого нет. Они изобретают собственное пространство и время. Их город перемещается и присутствует одновременно в различных локациях: там, где представлены его артефакты, живут единомышленники и друзья.

На фото представлены материалы участников «горизонтальной школы» (Пермь) в экспозиции «То, что ещё не случилось», Культурный центр ЦК19, Новосибирск, 2021

Текст: Анастасия Куприянова
Фото: Антон Медведев ,
Максим Амельченко