Когда время растягивается

10 / 2021    RU
Евгений Бурденюк директор и основатель компании «Отелит», сопредседатель НРО «Деловая Россия», член Московской ассоциации предпринимателей

Закрытые границы многих стран – не повод отказаться от путешествий. Известный новосибирский предприниматель Евгений Бурденюк рассказал о самых запоминающихся своих поездках, о монахе, который спас его из тюрьмы, а также о том, какие интересные уголки мира сегодня можно посетить.

LT: Евгений, вы посетили 68 стран – что вас больше всего привлекает в путешествиях?

ЕВГЕНИЙ БУРДЕНЮК: Да, судя по приложению BIN, я увидел 27 % Земли: большую часть Европы и Азии, а также около 10% Африки, Северной и Южной Америки. Путешествия – это один из основных смыслов моей жизни. Я обожаю ощущение дороги, перелёты, новые впечатления, встречи, открытия. Неизведанное манит меня, будоражит воображение. Во время путешествий смена событий порой происходит настолько интенсивно, что кажется, будто время растягивается: два дня проходят по ощущениям как неделя. Этот эффект замечаю не только я, но и все, кто со мной путешествует. И когда ты возвращаешься из поездки, переполненный эмоциями и впечатлениями, то видишь, что окружающие могли даже не заметить, что уже две недели прошло, потому что у вас субъективно время шло по-разному. А многие люди не замечают, как проходят не только недели, но и года… Путешествие позволяет сменить «заезженную пластинку» и открыть новые грани в каждом дне своей жизни, в каждой её минуте.
Кроме того, путешествия для меня, а точнее перелёты и переезды, это время для чтения, обучения, просмотра фильмов и искренних разговоров. Отправляясь в ту или иную страну, я стараюсь заранее найти там для себя интересные мероприятия, связанные с обучением или работой, то есть определить мейнстрим поездки, а также посетить достопримечательности и музеи, к которым я до недавнего времени относился скептически, а зря, ведь музеи позволяют лучше понять уникальность страны и менталитет местного населения. Есть интересное мобильное приложение MAPS.ME, которое позволяет накладывать чей-то маршрут на свой, а также быстро находить подробную информацию о заведениях, встречающихся по пути.

«Как из России?! Русские, во-первых, не говорят
на английском, а во-вторых, не торгуются!»

Выстраивая маршрут, я стараюсь развить его, сделать более разнообразным. Например, мы как-то собрались с другом в ЮАР из Новосибирска, но не традиционно – с пересадкой в Москве, а через Питер и Амстердам. Погуляв сутки в Питере, мы пришли в аэропорт, чтобы лететь в Амстердам, но нас неожиданно туда не пустили и отправили в Грецию, поскольку визы были сделаны через эту страну. Уже из Греции мы попали в Амстердам, где весело провели двое суток. Но в аэропорту снова ждал сюрприз: оказалось, что прямой рейс до ЮАР отменили, и мы полетим через Франкфурт. Таким образом, по дороге до Йоханнесбурга нам неожиданно пришлось посетить ещё две страны, что, собственно, нас нисколько не расстроило. В Африке мы совершили потрясающее 14-часовое путешествие на двухэтажном автобусе до Кейптауна. Обратный маршрут был уже через Мадагаскар, Дубаи и Москву.
Интересно, что у меня такой типаж внешности, что во многих странах меня воспринимают за своего, будь то Италия, Индия, Турция, Израиль… Большой плюс для путешествий – владение английским языком. Помню, как в Индии мы торговались за стоимость проживания в отеле. И когда владелец отеля узнал, что мы русские, он был сильно удивлён: «Как из России?! Русские, во-первых, не говорят на английском, а во-вторых, не торгуются!»

Наверняка, вы часто встречаетесь со стереотипами о нашей стране?

Да, вечный снег, медведи по улицам, балалайка и водка – всё это, к сожалению, до сих пор встречается в познаниях иностранцев о России. Как-то я был на Дне благодарения в гостях у одной приличной американской семье. Хозяйка сказала: «Мы думаем, что все русские много пьют!» На что я ответил: «А мы думаем, что все американцы толстые, потому что едят много фастфуда!» Это всё лишь стереотипы, которые есть как у нас о жителях других стран, так и у них о нас. Большинство американцев сегодня в действительности придерживаются здорового питания. Эта тенденция есть и в России. В целом мы сейчас живём в эпоху мировой глобализации и интернета, поэтому современный китаец, к примеру, уже почти ничем не отличается от русского или европейца.
Помню, в Португалии я две недели жил в сёрфкемпе с ребятами из Бразилии, Великобритании, Франции, Австрии, Германии и мы как раз обсуждали, чем отличаемся и чем похожи. Оказалось, что базовые ценности у нас одинаковы.
В остальном отличия можно найти между всеми людьми, например, между теми, кто живёт в Новосибирске на Затулинке и в центре города. Представьте, в Австрии, которая по размерам как Новосибирская область, есть 13 наречий!

Как вам удаётся путешествовать во время локдауна?

Выбор страны для посещения у меня происходит спонтанно из моего списка приоритетных мест, а сейчас – из перечня стран с открытыми границами. За время пандемии я был на Украине, в Сербии, в Турции, Чечне, Дагестане, Грузии, Армении, объездил Россию: покорил Эльбрус, грелся под солнцем Краснодара, любовался архитектурой Калининграда, купался в Северном Ледовитом океане в Мурманске… В нашей стране безумное количество прекрасных уголков. Даже в рамках Новосибирской области можно найти не менее двадцати классных туристических мест.
Также я люблю совместные путешествия с предпринимателями в рамках бизнес-клуба и спортивные поездки, например, мы ездили с Романом Власовым, двукратным олимпийским чемпионом по греко-римской борьбе, на его соревнования в Болгарии, Сербии, Румынии, Франции, посещали в Лос-Анджелесе и Лондоне бои Геннадия Головкина, двукратного чемпиона мира по боксу.

Вы и сами активно занимаетесь спортом?

Да, спорт – это ещё одна моя страсть. Я с детства увлекаюсь плаванием. Мы жили в Самарской области, где протекает река Кинель. Для нас, мальчишек, переплыть её считалось показателем крутости. Повзрослев, я продолжил плавание в любительском формате и даже участвовал в Турции в массовых соревнованиях по заплыву через Босфор – более 5 километров в ширину. Это был интересный опыт: выплываешь в Европе, приплываешь в Азию и наоборот. Мне безумно нравится идея пересечения определённого рубежа: ты плывёшь порой на пределе своих возможностей, но отступать некуда. В итоге я переплыл уже более двадцати рек и озёр, среди которых Волга, Ока, Нева, Енисей, Обь, Ишим, Катунь, Иня… В этом году – реки Томь (из Томска в Северск) и Белая в Уфе... Можно отлично попрактиковаться и на Обском водохранилище: мы с друзьями доплывали с пляжа «Звезда» до островов Тайвань и Хреновый, с пляжа в селе Боровое до Боровских островов – это около трех с половиной километров.
Могу всем порекомендовать для сибирского пляжного уик-энда остров Хреновый – вопреки названию, отдых здесь замечательный, мы даже были на острове всем коллективом нашей компании. Я стараюсь поддерживать ценность корпоративных путешествий: года три подряд мы ездили зимой в Шерегеш, а летом – на Алтай. В этом году я предложил выбрать новое место, и мы поехали на поезде в Красноярск.

А как вы совершили кругосветное путешествие за семь дней?

Мы полетели из Новосибирска в Сеул, затем через сутки полетели в Лос-Анджелес на бой Головкина, затем переехали в Лас-Вегас и улетели во Франкфурт, а затем – Москва – Новосибирск. Так что наша планета не такая уж и большая, но при этом очень интересная и разнообразная. Однажды мы с другом спонтанно посетили на автомобиле 13 европейских стран за две недели – тоже замечательный опыт.

Как правильно выстроить бизнес и семейные отношения так, чтобы оставалось достаточно много времени на путешествия?

В бизнесе мы взаимозаменяем друг друга с моим деловым партнёром, которому я полностью доверяю. В семье, когда дети подросли, у меня появилась возможность больше путешествовать. Для супруги и детей лучший отдых – это путешествие на море, и здесь главное – уважать интересы каждого. Мы с сыном как-то катались на лыжах в августе в Швейцарии – мне нравится менять климат: из лета в зиму, и, наоборот, зимой погреться в лете.

Вы анализировали, в каких странах вам встречались наиболее счастливые люди?

Несмотря на все рейтинги, я всё же считаю, что состояние счастья зависит не столько от страны, сколько от самого человека – его субъективного восприятия окружающей реальности и того, что он сам готов сделать ради своего счастья. Например, мне помогают поддерживать это состояние различные практики и позитивный образ мыслей – об этом мы уже говорили в одном из предыдущих материалов.

Насколько вам важен комфорт во время путешествия?

Раньше я думал, что не важен, но потом понял: восприятие страны во многом зависит от того, где ты поселился. Безусловно, ощутив комфорт, уже не хочется соглашаться на меньшее. Но при этом я спокойно отношусь, если вдруг приходится остановиться в некомфортных условиях.

Наверняка у вас с путешествиями связано много интересных историй?

Конечно! Например, несколько лет назад я был в Вашингтоне на конференции, посвященной бизнес-отношениям между Америкой и Россией. Меня как человека с менталитетом великой державы удивило, что в Америке не воспринимают всерьёз российский рынок. В этом отношении Бразилия, Индия или Китай для них – более интересные, перспективные страны. В нашей стране действительно по международным меркам малоактивный рынок. Было забавно и то, что в одной из американских гостиниц я тогда случайно увидел карту мира, в которой долго не мог сориентироваться, пока не понял, что на этой карте в середине находится Америка, а Россия распилена пополам – с одной стороны карты и с другой.

Cостояние счастья зависит не столько от страны, сколько
от самого человека – его субъективного восприятия
окружающей реальности и того, что он сам готов
сделать ради своего счастья

Но самое интересное случилось вечером. Поскольку конференция оказалась скучной, мы решили уйти с неё и прогуляться по Вашингтону. Вечером вернулись на банкет, где было непринуждённое общение между участниками – их было не больше сорока: американцы, русские, итальянцы… В числе других к нам подошли познакомиться двое русских. В процессе общения оказалось, что мы живём не просто в одном городе, а в соседних подъездах одного дома! В итоге мы до сих пор дружим и часто вспоминаем эту историю. Кстати, потом мы как-то внезапно встретились с ними в аэропорту Домодедово и Санкт-Петербурге.
Ещё одна забавная история связана с тем, как мы вшестером с друзьями на острове Шри-Ланка попали в тюрьму. Началось всё с небольшой потасовки с местными парнями. В итоге они всей деревней приехали в отель, где мы жили, и разнесли там всё, что могли. Я вызвал полицию, но полицейские, вместо того чтобы нас спасти, загребли всех в участок. Шериф (толстый и в шляпе – как в кино) сказал, что мы должны возместить весь ущерб гостинице, иначе через неделю состоится суд. Мы же через два дня должны были улетать с острова.
Я стал звонить в Министерство иностранных дел, в консульства, в туристические агентства… Но никто не мог нам помочь. В итоге дозвонился до местного монаха. Он лично пришёл, чтобы договориться с шерифом, – и тот наконец согласился нас отпустить с условием выплаты штрафа в размере 5000 долларов. В аэропорту мы читали о всей этой истории уже из местной газеты. Но даже такие ситуации не способны повлиять на мою любовь к путешествиям, ведь прекрасных впечатлений в них всегда гораздо больше!

Текст: Анастасия Михайлова