Мудрые и уязвимые

10 / 2021     RU
Мудрые и уязвимые
Ольга Мичи цифровой художник, автор концепции кинематографических проектов

Чему мы можем научиться у коренных народов Африки и Севера? Какие мировые проблемы, помимо пандемии, ждут своего часа? Ответы на эти вопросы можно было получить в центре культуры и отдыха «Победа», где состоялась фотовыставка работ «Уязвимые» Ольги Мичи, а также прошёл показ трёх документальных фильмов, спродюсированных Ольгой.

LT: Ольга, как получилось, что отучившись на дипломата, вы стали фотографом и продюсером?

ОЛЬГА МИЧИ: Я мечтала о профессии дипломата — верила, что она даст мне возможность посмотреть мир, познакомиться изнутри с различными культурами и в то же время быть полезной своей стране. На последнем курсе (это уже было второе высшее образование) мне пришлось уйти в декрет, поэтому мечты о работе и путешествиях на несколько лет пришлось отложить.
Первые мои путешествия после рождения ребёнка были, видимо, следствием любо­знательности, желания узнать нечто новое и необычное. Мне действительно удалось увидеть фантастической красоты ландшафты, экзотических животных, а также встретить людей, чей образ жизни сильно отличался от общепринятого европейского.

Как появились ваши первые работы о людях Африки?

Вскоре стало понятно, что, куда бы я ни поехала, везде есть последствия воздействия глобальной цивилизации. И от этого влияния нельзя было убежать, ведь я сама была её частью. Незатронутых природных уголков с каждым годом оставалось всё меньше, целые виды животных вымирали или подвергались истреблению, а коренные народы приобщались к иноземному образу жизни, теряя свою культурную аутентичность. Эти изменения настолько меня взволновали, что я решила поделиться своим взглядом на проблему со зрителями, не имеющими возможности увидеть всё своими глазами. Начала фиксировать действительность на камеру. Африканская серия снимков оказалась настолько сильной, что попала в 2011 году в руки Виталию Никитичу Игнатенко, который в то время был руководителем ИТАР-ТАСС. Так началась моя карьера фотокорреспондента в крупнейшем российском информационном агентстве.
В 2014 году я решила поставить эксперимент: испытать себя духовно и физически, проверив, смогу ли выжить в тяжелых степных условиях на родине гордого народа масаи. Для этого отправилась в Кению, в Национальный парк «Амбосели». В процессе эксперимента мне пришла идея поменяться ролями — отправить моих африканских соплеменников в Москву. Когда я поделилась этой идеей в «Фейсбуке», мне тут же пришло предложение от продюсеров канала Russia Today снять об этом опыте документальный фильм. Так на экранах всего мира, где идёт вещание телеканала RT, появился фильм «Масаи: из жары в холод». В итоге обо мне и моей работе узнала более широкая публика.
В 2015 году продюсеры канала «Живая планета» пригласили меня для участия в телепередаче «Экстремальный фотограф». Мы сняли целый сезон из десяти телепрограмм. Благодаря этому сотрудничеству я совместно с режиссёром Вадимом Витовцевым создала документальный фильм «В тени больших деревьев». Фильм получил мировую славу в виде серьёзных номинаций крупнейших фестивалей документальных фильмов, в том числе и организации «Красный крест». Фильм вошёл в пятерку лучших документальных фильмов мира 2016 года. А серии программы «Экстремальный фотограф» выдвигались в разных годах на национальную премии в области телевидения «Лавровая ветвь» в номинации «Лучшая научно-популярная программа».

Помимо фильмов, вы создаёте ещё и художественные фотографии, часть из которых представлена на фотовыставке «Уязвимые». Почему для вас было важно дополнить видеоматериалы фотоснимками?

Это решение связано с тем, что в средствах массовой информации, где публиковались кадры и другие визуальные материалы, постоянно делался акцент на негативных аспектах влияния международной цивилизации. Телеканалы сгущали краски и держали зрителей в постоянном пессимистическом напряжении, настроение которого я не разделяю. Поэтому я приняла решение взглянуть на проблему контакта глобального мира и коренных культур более многогранно, то есть показать не только то, какие недостатки связаны с такого рода взаимодействием, но и то, какие в этом плюсы. Как творческий человек я убеждена, что истинное представление о теме лежит не на полюсах категоричных абсолютов, а на уровне золотой середины. По этой причине формат именно художественного, а не политически ангажированного информационного проекта оказался для меня наиболее подходящим.
Более того, чем больше мне приходилось общаться с представителями коренных народов, тем больше я убеждалась в том, что во многом их образ жизни, даже видоизменяющийся под влиянием Запада, превосходит по ряду параметров образ жизни типичного городского обывателя. Да, эти люди зачастую живут в сложной экономической обстановке, однако они находят гармонию в общении с природой и в опоре на своих сородичей. Они часто гораздо богаче в духовном плане, чем приезжие иностранцы, а также благодаря своей вере в древних божеств более уверены в своей судьбе. Таким образом, во многих отношениях, в особенности в духовном аспекте, именно европейцы более уязвимы, не уверены в себе и зависимы от высоких технологий, нежели коренные жители, которые воспринимали новое, но могли жить и по-старому, адаптировались к новому образу мысли, но при этом сохраняли связь со своим прошлым.

Чем больше мне приходилось общаться
с представителями коренных народов, тем больше
я убеждалась в том, что во многом их образ жизни,
даже видоизменяющийся под влиянием Запада,
превосходит по ряду параметров образ жизни
типичного городского обывателя

И, конечно, в ходе работы над художественным проектом «Уязвимые» я решила уделить внимание богатой визуальной стороне этой глубокой философской темы. Проект «Уязвимые» представляет вниманию зрителя богатый, многогранный мир причудливых сочетаний фактур и цветов, привлекающих внимание независимо от связанного с ними содержания. Чтобы добиться необходимой цветопередачи и контрастного сочетания, которые соответствовали бы моим авторским впечатлениям, были потрачены значительные усилия моей творческой команды. Смотря на работы проекта «Уязвимые», искушенный зритель заметит также сходство с композиционными решениями известных произведений мировой культуры, которые вдохновляли меня в моем творчестве. При этом в композициях моих работ можно обнаружить множество элементов, свидетельствующих о контакте, столкновении и последующем синтезе древних традиций и современных реалий, таких как предметы промышленного производства, потребительская электроника, искусственные ткани из яркого пластика или различные виды вооружения. Я считаю, что, только сочетая различные грани сюжетного, эстетического и технического осмысления темы, можно создать художественный проект, который будет достоин высокой миссии — познакомить широкую зрительскую аудиторию со столь глубокой проблемой современной жизни. Я считаю, что целью искусства является расширение границ эмоционального познания и удивления, а также способность поделиться этими новыми горизонтами вечности со зрителем, а отнюдь не ограничение своего сознания единственной востребованной на сегодняшний момент новостной документалистикой.

Чему мы могли бы научиться у народов Африки и Севера? Какие ценности, знания, опыт перенять?

Два года пандемии особенно остро обнажили вопросы неравенства в мире. Американское движение Black Lives Matter эту проблему даже возвело в ранг первостепенных. Изменение климата также становится вопросом первоочередной важности, и для смягчения этой ситуации мы должны пере­осмыслить практически каждый аспект нашего образа жизни, поражённого культом потребления. Учёные всего мира обратили взоры в сторону малых народов, предлагающих нам не только способы разумного экологического и экономического потребления, но и свои уникальные знания выживания в сложнейших климатических условиях. Нам также надо научиться не только диктовать условия, но и слушать. Нам действительно есть чему друг у друга поучиться.

Были ли моменты неприятия или непонимания во время фотосъемок людей? Как вы решаете конфликтные ситуации в таких случаях?

Съёмки длились три года и проходили на Чукотке, в Эфиопии и Мьянме. В общей сложности было реализовано шесть экспедиций, в течение которых мы столкнулись с рядом проблем. Но все они были незначительными, в основном связанными с вопросами логистики. В этих экспедициях со мной работала моя подруга, полноправный участник моей команды — Светлана Игнатенко. Она занималась вопросами быта и помогала ставить свет во время съёмки.

За годы экспедиций мы накопили колоссальный опыт,
который даёт возможность чувствовать себя своим в любом
обществе. Я, если честно, даже не задумываюсь, на каком языке будет проходить общение

За годы экспедиций мы накопили колоссальный опыт, который даёт возможность чувствовать себя своим в любом обществе. Я, если честно, даже не задумываюсь, на каком языке будет происходить общение. Как правило, языковой барьер существует только первые два дня. Потом ты просто растворяешься в их мире, и всё происходит само собой. Иногда мы смеёмся часами у костра, иногда что-то бурно обсуждаем. А потом я вспоминаю эти моменты и думаю, как мы друг друга понимали? Но там ты об этом даже не задумываешься. Мне было важно выстроить доверительные отношения с участниками съёмки, чтобы они чётко понимали, что мы делаем и зачем. Персонажи сами решали, в какой позе предстать перед камерой и какие предметы держать в руках. Также у меня сформировались прочные дружеские взаимоотношения со многими проводниками, гидами и представителями государственных структур в разных регионах, что немаловажно при организации путешествий в подобные места.

Во время путешествий и общения с представителями разных народов наверняка у вас сформировалось своё уникальное отношение к миру? Какие ценностные ориентиры вы хотели бы передать своему сыну?

Я носитель богатой русской культуры, и, несмотря на большой опыт путешествий, я убежденный патриот. Опыт взаимодействия с разными народами подсветил мне ценность моих взаимоотношений с близкими и родными людьми.
Когда ты работаешь над документальными проектами, особенно освещая глубокие социальные проблемы мира, то сталкиваешься со многими сложностями, в частности с вопросами выбора: в какую сторону пойдёт сюжет твоего фильма? Ты понимаешь, что от этого зависит коммерческий успех проекта, но путь его достижения часто расходится с твоим пониманием нравственности. И в этот момент стоит принять правильный выбор. Ведь мы работаем с живыми людьми, и любой проект может повлиять, как негативно, так и позитивно, на их судьбы.
Я учу своего сына быть честным — и с самим с собой, и с людьми вокруг. Принимать любые недостатки людей, даже если они ранят, и быть самому более чуткими к проблемам других людей. В мире много несправедливости, моя работа и мои проекты — это попытка не только поставить вопросы, но и дать направление для альтернативных решений, то есть показать и позитивные стороны любой проблемы.

Ольга, недавно вы принимали участие в международной биеннале «Мода и стиль в фотографии». Можно ли сегодня выделить основные тренды в фотографии?

В этом году фестиваль поднял самые актуальные мировые вопросы: проблемы социального неравенства, всеобщей уязвимости, одиночества, климатических катаклизмов, уходящей красоты и многие другие. Я считаю работу кураторов биеннале этого года великолепной. Фотографы, живущие в разных странах мира, смогли высказаться через своё творчество на самые серьезные темы, волнующие мировое сообщество. Мой опыт общения с неизменным куратором биеннале Ольгой Львовной Свибловой показал её человеком очень чувствительным, тонко понимающим и чувствующим мир, его проблемы, страхи, боль, политические изменения и динамику развития.

Сегодня в основе моих художественных проектов лежат фотографические изображения, которые проходят множество этапов творческой, концептуальной и технической обработки, чтобы стать законченными произведениями искусства

Что касается моих личных пристрастий в фотографии, то я восхищаюсь работами Бернда и Хиллы Бехеров, а также их блестящими выпускниками: Андреасом Гурски, Кандидой Хёфер, Акселем Хютте, Томасом Руффом и другими. Я видела их работы вживую в Европе, и они восхищают меня высокой проработкой детализации, качеством исполнения, беспристрастностью, наблюдательностью, отстранённостью и, главное, вниманием к форме. При этом у каждого из этих фотографов есть свой личный стиль, узнаваемый во всем мире. Именно к этому стремлюсь и я — к созданию своего узнаваемого мира и уникального стиля.
Сегодня в основе моих художественных проектов лежат фотографические изображения, которые проходят множество этапов творческой, концептуальной и технической обработки, чтобы стать законченными произведениями искусства, которые образуют тематические серии. Набор инструментов и подход к типизации выпускников дюссельдорфской школы дал мне свободу в творческом плане, что позволило развиваться дальше и визуально обогатить мой творческий язык. Я все так же продолжаю работать над волнующими меня вопросами, но стараюсь это делать первоклассно, ведь только так можно сегодня заинтересовать зрителя и выстроить с ним диалог.

Текст: Анастасия Михайлова