У меня есть ощущение музыки

10 / 2021     RU
У меня есть ощущение музыки
Юрий Петрович Миняйло художественный руководитель Центра культуры НГТУ, вице-президент региональной общественной организации «Джаз-клуб НГТУ-НЭТИ», художественный руководитель и дирижёр джаз-оркестра НГТУ

25–27 ноября 2021 года в Новосибирске пройдёт 13‑й Международный студенческий джазовый фестиваль, посвящённый 20‑летию джаз-оркестра НГТУ под управлением его создателя, художественного руководителя и дирижёра Юрия Миняйло.

Юрий Петрович рассказал Leaders Today, как из артиллериста стал дирижёром джаз-оркестра, в котором за 20 лет участвовало 218 студентов, а некоторые из них после окончания технического вуза связали свою профессию с музыкой.

Новосибирск по праву можно считать джазовым городом — недавно в филармонии прошёл SibJazzFest, а уже совсем скоро состоится 13‑й Международный студенческий джазовый фестиваль. Это уникальный для России формат фестиваля для молодёжных непрофессиональных джазовых оркестров. В НГТУ мы почти каждый месяц проводим джазовые концерты, собирающие полные залы слушателей. Кроме того, педагог и исполнитель Наталья Ивановна Соболева совместно с единомышленниками открыла Новосибирский дом джаза на Фабричной, 8, поэтому в нашем городе всегда есть возможности услышать качественный джаз.

Джазовый оркестр НГТУ я при поддержке моих друзей ветеранов Большого эстрадного оркестра НЭТИ организовал, не имея профессионального музыкального образования — у меня за плечами лишь музыкальная школа по классу баяна и восьем лет игры на тромбоне в оркестре НЭТИ под руководством дирижёра Евгения Втюрина. После окончания НЭТИ я год проработал на авиационном заводе им. Чкалова, где, кстати, успел принять участие в запуске в серию самолёта СУ‑24. Потом меня призвали в армию, где я и остался на 30 лет, дослужившись до звания полковника. У меня в роду по линии отца все мужчины были артиллеристами, и я не стал исключением. Мой прапрадед, например, был канониром на Севастопольских редутах в Крымской войне. А его предки воевали в Отечественной войне 1812 года. К сожалению (а может, и к счастью), мой сын уже не стал военным, поскольку после развала Советского союза престиж армии резко упал. В то время мне удалось перевестись из Прикарпатского военного округа на Украине в Кемерово, где я стал служить начальником штаба ракетных войск и артиллерии армейского корпуса. Пять лет отслужил в Кемерове, а потом ещё год обучал курсантов в Академгородке. Затем четыре года отработал в областном государственном учреждении «Соцтехсервис».

В 2000‑м году я пришёл на 50‑летие НГТУ. После праздничного концерта мы, ветераны Большого эстрадного оркестра НЭТИ, устроили экспромтом мини-концерт: кто-то сыграл на рояле, кто-то спел… В итоге решили в следующем году провести концерт, посвящённый памяти нашего дирижёра Евгения Втюрина и 40‑летию большого эстрадного оркестра НЭТИ. Я занялся организацией подготовки к этому мероприятию. Вместе с нами в концерте приняли участие студенты НГТУ — они и стали костяком нового студенческого джаз-оркестра НГТУ. Я обратился к Владимиру Толкачёву с просьбой найти руководителя для нового оркестра, он обещал подумать. Через месяц сказал, что никого подходящего так и не нашёл. Друзья говорят: «Ты организуй всё, а дальше видно будет». Так это «видно будет» и продолжается уже 20 лет. (Смеётся).

Музыка всегда жила во мне. Когда я, служа в армии, учился в Военной артиллерийской академии им. М. И. Калинина (ныне Михайловская академия) я перед экзаменами всегда ходил в Мариинку или в Малый театр на оперу или балет, это помогало мне расслабиться и отвлечься. У меня есть внутреннее ощущение музыки, исходя из этого и руковожу оркестром. Иногда даже прошу музыкантов играть некоторые места в композиции иначе, чем они звучат в записи, к примеру, Каунта Бейси, Гленна Миллера или Гордона Гудвина (люблю джаз «золотой эры свинга»). На протяжении всех лет я стараюсь поддерживать определённый стиль оркестра. Несмотря на то, что почти весь мировой джаз — американский, мы должны привносить в него свой колорит.

Сегодня молодёжь «дружит» по телефону, это, конечно, негативно сказывается на сплочении коллектива, где нужно с полуслова понимать друг друга. Прекрасный объединяющий фактор в такой ситуации — совместные гастроли на фестивали и конкурсы. У нас во время таких поездок даже есть свой ритуал посвящения в музыканты оркестра. Вместе с оркестром НГТУ мы побывали в Италии, Бельгии, Болгарии, Сочи, Крыму, в Санкт-Петербурге, Москве и во многих других городах нашей Родины, где, как правило, занимали призовые места! Уверен, впереди у нашего оркестра ещё много побед!

Джаз-оркестр провёл более
500 концертов, в том числе
с мэтрами мирового джаза.
Оркестр неоднократно становился
победителем различных фестивалей
и конкурсов, среди которых 1-е место
на 59 Европейском молодежном
музыкальном фестивале-конкурсе
(Бельгия, Неерпельт, 2011 г.);
лауреаты 1‑й степени Всероссийского фестиваля «Российская студенческая весна» (Кемерово — 2004 г.,
Челябинск — 2012 г., Тула — 2017 г.
и Нижний Новгород, 2021 г.)
и гран-при этого фестиваля
в направлении
«Музыка в Перми» в 2005 г.

 


25 ноября, в 18:30 — концерт-открытие фестиваля в Концертном зале Центра культуры НГТУ. Вход по пригласительным, которые можно получить в Центре культуры НГТУ.
26 ноября, в 18:30 — концерт, посвящённый 20‑летию джаз-оркестра НГТУ, в Центре культуры НГТУ. Вход по пригласительным.
26 ноября, в 19:00 — концерт в Концертном зале НОВАТа с участием оркестров из Москвы, Ростова и Бостона. Билеты в кассах театра.
27 ноября, в 18:00 — гала-концерт фестиваля в Государственном концертном зале им. А. М. Каца. Билеты в кассах филармонии.

Текст: Анастасия Михайлова