Эфир не терпит пустоты

2 / 2021     RU
Эфир не терпит пустоты
Эльдар Шарипов главный режиссёр-постановщик дирекции спецпроектов Первого канала, режиссёр и сценарист документальных фильмов, член татарского делового клуба в Москве «Ак Барс», совладелец стоматологической клиники для первых лиц White House Clinic
Иногда нужно довериться себе и сделать нечто, чего не было раньше. «Так рождается искусство, место которому должно быть в каждой профессии», — считает режиссёр-постановщик Эльдар Шарипов.

LT: Эльдар, вы 15 лет работаете на телевидении. Изменился ли за это время ваш подход к созданию видеоконтента?

ЭЛЬДАР ШАРИПОВ: В нашей профессии есть некая основа, которая практически не меняется с годами. Это как инструменты у строителя — молоток и гвозди. Инструменты у режиссёра — драматургия, чувство вкуса, язык образов. Характеристики контента зависят от запроса аудитории, поэтому важно не только иметь технические и творческие способности, но и чувствовать психологию зрителя. С другой стороны, если постоянно идти на поводу у публики, можно пробить дно нравственности, поэтому важно держать баланс — учитывать зрительский интерес, но при этом не забывать про идею, которую ты хочешь донести, а также культурную и воспитательную функции. Иногда нужно довериться себе и сделать что-то не по правилам — то, с чем зритель ещё не имеет опыта взаимодействия. Конечно, можно просто самовыражаться как автор, без учёта запроса аудитории, — так, например, рождается артхаус. Но тогда нет гарантии того, что послание автора дойдёт до массовой аудитории.
Главный личный показатель профессионального роста в режиссуре — формирование вкуса, а также умение вызвать эмоции у аудитории и управлять ими. Удивить, разозлить, обрадовать, заинтриговать… — хороший режиссёр тот, кто умеет удерживать зрительское внимание. И конечно же, режиссёр, как коллекционер, должен иметь запас ярких воспоминаний, впечатлений, жизненных эпизодов. Он должен быть не без странностей и причуд. Иметь убеждения, необычный вкус, а самое главное, он должен уметь МЕЧТАТЬ.

А как вы стали снимать президентские трансляции?

В 2007 году, будучи студентом, я пришёл на телевидение перематывать кассеты. Однажды мой коллега, мужчина в возрасте, сказал: «Это же классно: мы просто перематываем кассеты, а нам за это платят деньги». И тогда я понял, что точно не хочу всю жизнь, так же как он, сидеть здесь. Я стал интересоваться тем, что происходит в других кабинетах. Дошёл до студии новостей и предложил свою кандидатуру. Там как раз кто-то уволился, и меня взяли. Мне хотелось развития, поэтому я всегда делал немного больше, чем должен был, и это давало свои результаты. Через некоторое время стал снимать самостоятельные проекты на религиозную тему, формируясь как режиссёр. В 2013 году я пришёл работать в студию «Вестей». Это был эталон журналистской новостной работы в прямом эфире. Когда на федеральном канале эфир смотрит одновременно миллион людей, это волей-неволей дисциплинирует. Но, несмотря на напряжение, я получал большое удовольствие от работы в прямом эфире. Мне нравилась мысль о том, что именно я решаю, из какой камеры вся страна увидит сейчас трансляцию (всего одновременно работало одиннадцать камер).
Главные режиссёры нашей дирекции видели мой азарт и однажды предложили поехать с ними в Белый дом. Тут я, переборов страх, сказал: «Можно я сам попробую снимать?» Мне объяснили, что когда выйдет Дмитрий Медведев, нужно сказать «Эфир начинается!» И вот зашёл премьер-министр, я дал команду и началось: «Первая камера! Третья! Четвёртая приготовилась!..» Самое главное в прямом эфире — не уйти в себя и не застопорить эфир. Даже если всё вокруг начнёт рушиться, режиссёр должен сохранять самообладание и уверенность в себе, не допуская пустоты во время трансляции.
К счастью, за четыре года работы в прямом эфире у меня не было ни одной заминки. За это время я успел провести эфир из горячей точки, получив за это медаль ордена «За заслуги перед Отечеством». После Белого дома мне стали доверять вести президентские трансляции в Кремле. Режиссёр, как психолог, должен зарядить и вдохновить команду на площадке: звукорежиссёров, операторов, светооператоров, инженеров, ассистентов, редакторов… И только когда каждый из них почувствует твою уверенность и мастерство, получается качественная слаженная работа.
В 2016 году предложили режиссировать общественно-политическое ток-шоу «60 минут». Я получил полный карт-бланш, и так появилось самое популярное политическое шоу страны.

И всё же современное телевидение стало проигрывать видео-контенту на Youtube. Почему это происходит?

Интерес к Youtube вызван доступностью контента и его разнообразием. Плюс интернет-площадки в том, что здесь можно создавать потоковый материал гораздо дешевле, чем на телевидении. Современным производителям выгоднее заявлять о себе в интернет-рекламе, и это ещё больше ослабляет позиции телевидения. При этом сегодня по-прежнему много зрителей, предпочитающих именно телевидение с его сформированной программой трансляций. Особенно это касается тематических каналов. Например, если я люблю спорт, то включаю спортивный канал, чтобы узнать интересные мне новости без необходимости искать и отбирать их самостоятельно. Также люди категории 60+ предпочитают телевидение, в частности федеральные каналы.
Технических отличий в подходе к производству видео для телевидения и Youtube-канала нет. Создавая видео для телевидения, ты должен понимать, что время, занимаемое на этой площадке, недешёвое, поэтому нужно продумать такую драматургию, которая сможет за короткий отрезок времени донести максимум информации. Если я хочу эмоционально возбудить зрителя, то увеличиваю динамику видео, если нужно успокоить, то уменьшаю. Сегодня на Youtube есть качественный контент, который серьезно конкурирует с телевизионными программами.

Вы сказали про религиозные проекты. Почему для вас важно раскрывать вопросы веры?

В последнее время ислам сильно демонизируют. Мне как человеку с татарскими корнями, как мусульманину, захотелось показать красоту нашей религии, объяснив, что она не такая, какой её представляют несведущие люди. Исламские семьи очень крепкие и здоровые. В них царит любовь, уважение, мужская ответственность. Но, видимо, кому-то твёрдая нравственная позиция таких семей невыгодна или раздражает. Религиозные ценности отражаются не только в семье, но и в бизнесе. Например, в исламе есть чётко прописанные правила, касающиеся заключения договоров, что помогает избежать многих неприятных ситуаций.
Религия — это неотъемлемая часть моей жизни. При этом я против религиозного разделения и не противопоставляю исламу христианство или иудаизм. Для меня это части одной истории, повествующей о связи со Всевышним. Уверен, что мои нравственные качества, заложенные религией, сыграли свою роль в том, что люди доверяют мне ответственные телепроекты.

Вы поддерживаете татарские религиозные традиции ещё и в рамках делового клуба «Ак Барс»?

Да, этот клуб имеет долгую историю и хорошую репутацию в Москве. Мне нравится и сам формат, когда группа единомышленников объединяется в клуб, тем более официально зарегистрированный. Присутствие в клубе даёт мне личный рост, поскольку я здесь общаюсь с целеустремленными людьми, которые могут вдохновить, подсказать, направить, дать оценку. Совместно мы можем сделать гораздо больше и легче, чем в случае, если я буду развивать какие-либо проекты один. Ощущая, что за твоей творческой и профессиональной деятельностью следят единомышленники, старшие по возрасту и социальной реализации, ты уже несёшь большую ответственность за своё дело.

Вы как-то отметили, что, если мы не будем в работе выходить за привычные рамки, искусство будет уходить из профессий. А вам удаётся выходить за общепринятые стандарты?

В своей работе никогда не боялся снимать людей так, как я их вижу — с их эмоциями, играя масштабами плана. Если где-то мне говорили, что здесь так не положено, я спрашивал: «А как положено?» И мне не могли убедительно ответить, поскольку за неким закостенелым шаблоном не было жизни.
В каждой профессии всегда должно оставаться место для искусства, иначе даже самого профессионального сотрудника можно будет заменить роботом. В то время как долгий монотонный труд ведёт к деградации, искусство даёт стимул для развития творческой мысли и созидания. Для меня искусство — это эксперимент. Да, он связан с риском, но если не пробовать новое, не сопоставлять несопоставимое, то можно никогда до конца не узнать свою природу творца.

Также вы писали, что когда закрываете глаза, то видите картинки, которые возможно когда-нибудь сложатся в фильм. О чём он будет?

О разнообразии взаимодействия человека с этим миром. Фильм-фантазия на тему «А что, если бы…?» Я очень многое беру из своего потока образов — срисовываю, применяю в жизни и творчестве… Мечтаю создать театральную историческую постановку мирового уровня, посвящённую пророку Мухаммеду. Я уже веду переговоры с европейскими и американскими площадками. Мне хочется показать, в том числе молодёжи, насколько разнообразна наша религия. Она охватывает самые разные вопросы, но в ответах на них нет категоричности. Лишь бесконечная мудрость.

Текст: Анастасия Михайлова