Ханг — это моя душа

2 / 2021     RU
Ханг — это моя душа
Анна Топчиева музыкант, звукотерапевт, создатель собственного бренда инструментов семейства хендпанов (Москва)
Ханг (хендпан) – ударный инструмент, разработанный в 2000 году компанией PANArt в Берне в результате многолетнего изучения многих резонирующих барабанных инструментов. Талантливая и удивительная Анна Топчиева стояла у истоков развития хендпан-искусства. Сегодня она выступает на самых ярких и масштабных фестивалях в Москве и других городах России.

LT: Анна, к вам едут обучаться из Америки, Китая, Израиля, хотя наверняка в каждой стране есть специалисты по хангу. В чём ваш секрет?

АННА ТОПЧИЕВА: Все те, кто стоит у истоков хендпан-искусства и кто продолжает активно развивать это направление по всему миру, — мы знаем друг друга в лицо и, конечно, общаемся. У каждого свой подход, своя философия и видение. Меня высоко оценивают профессионалы, а слухи в наших творческих кругах быстро распространяются. Многие меня знают под псевдонимом MarsiAnka, который мне дали, видимо, за связь с космосом и любовь к моим «летающим тарелкам» — ханги очень на них похожи. Я всегда могу посоветовать, кого в какой стране стоит посетить из мастеров, так же поступают и они.
Имея высшее педагогическое образование, я разработала свой метод преподавания на ханге, позволяющий научить даже ребёнка. До карантина я преподавала в Москве в этноцентре Rootroof среди звёзд этномузыки, также у меня была своя школа Handpan Club.
Кстати, мои сыновья, играя на хангах фрагменты произведений Римского-Корсакова и Чайковского, выиграли конкурс в телепроекте «Синяя птица», став финалистами сезона! Думаю, ни один ребёнок в мире не играл классику на хангах, да ещё и с симфоническим оркестром в 50 человек!
Кто-то, возможно, едет ко мне потому, что могу научить играть за пару занятий, кто-то хочет купить инструмент, поскольку я создала собственную линейку хендпанов — MarsianPan. Производство планировалось во Франции, но в связи с пандемией осуществилось в России.
Ханг — это ещё и прекрасный фильтр, благодаря которому притягиваются «свои» люди. Интересно, что название hang запатентованное, но его используют как нарицательное для всех инструментов. В действительности общим правильным названием считается handpan.
Несколько лет назад меня пригласили открывать хендпан-фестиваль в Берне, столице Швейцарии, где был создан первый ханг. Я посетила легендарную мастерскую PANArt на берегу реки Ааре и общалась с людьми первыми производителями ханга. К ним очень сложно попасть, и для меня их приглашение было очень неожиданным и ценным.

Хендпан — инструмент довольно редкий. Как вы с ним подружились?

Меня с детства окружали необычные атрибуты разных стран: маски воинов на стенах, шкуры, статуэтки, резная мебель, благовония и, конечно, музыкальные инструменты ручной работы, которые я коллекционировала. Каждый из них заключал в себе какую-то интересную историю и открывал новую грань удивительного мира. И хотя я родилась и выросла в Москве, мне казалось, что все люди вокруг живут примерно так же, как я. Дело в том, что моя мама долгое время жила в Африке и в Индии: мой дедушка Л.С. Бархударов работал директором института русского языка в Дели и был лично знаком с премьер-министром Индирой Ганди. Мы все учились русскому языку по учебникам, которые написал мой дедушка. Кстати, по папиной линии мой дедушка, академик А.В. Топчиев, вице-президент РАН, тоже был не менее выдающимся. Он лично работал с Л. И. Брежневым. В Москве и сегодня есть институт имени Топчиева.
В нашей семье почти все родственники внесли огромный вклад в науку и образовательную систему, но я знала, что моё предназначение — в музыке. Мне очень нравилось играть на фортепиано, растворяясь в разнообразии его звуков. Впитывала музыку всем телом, каждой клеточкой. Могла подолгу слушать все оттенки одного звука и рисовать образы в танце, в воображении или на стене. Да, я рисовала на стенах.
Но вот однажды в интернете увидела на видео хендпан (ханг) и поняла: вот он, идеальный для меня инструмент, сочетающий барабан и фортепиано. А ещё этот невероятный сустейн (длительность звука)! Я лишилась покоя — стала постоянно думать об этом инструменте, искать людей, которые хоть что-то о нём знают. Через друзей и знакомых мне таки назначили встречу на Старом Арбате в Москве. Там сидел парень, он дал мне свой хендпан, и я начала играть. Прохожие стали снимать меня на телефоны, я говорила: «Подождите, я первый раз держу его в руках и не знаю, как играть». Тогда парень шепнул: «На нём так и играют». Он разрешил на время взять его ханг домой. Через несколько дней мастер (тот парень) позвонил и попросил принести инструмент, а свой забрать в другом городе. Я тут же поехала. Было страшновато ходить в каких-то тёмных подворотнях. Увидев свет в одном из гаражей, я приоткрыла дверь и тут… пыль как блёстки, силуэты людей по бокам и он — ханг, который лежал на металлическом шкафу и словно светился. Я спросила: «Мой?» Мне ответили: «Попробуй». Я взяла инструмент, и он так запел, что каждая нота отзывалась в душе. Так у меня и появился первый ханг.

Но виртуозно играть на нём вы научились самостоятельно?

Да, в России этот инструмент ещё не был распространён, пришлось самой искать способы игры. Ради этого я пошла обучаться игре на ударной установке. С мелодией проблем не было, так как я прекрасно владела фортепиано, играя сложные классические произведения и сочиняя музыку. А вот с ритмами... я умела играть лишь на африканском джембе. Но мастерство приходит с опытом, и я никогда не останавливаюсь на этом пути: изучаю разные техники игры на таких барабанах, как фреймдрам, томбак, дарбука, джембе, табла…
Сегодня ханг — это моя душа, фортепиано — моё настроение, джембе — моё сердце, флейта — мои странствия, а шаманский бубен — переход в другое измерение.

Вы выступаете с самыми разными музыкантами, сочетая звуки разных инструментов. Как рождаются такие произведения?

Я очень люблю экспериментировать, для меня сотворчество — это бесконечный таинственный мир, соединение и расширение вселенных. Мне очень интересно изучать традиционную музыку разных народов, я даже придумала новый музыкальный жанр для такого сочетания — Ethnospace. Музыка ханга может удивительным образом сочетаться со звучанием самых разных инструментов и быть актуальной в любом жанре. Мне со всего мира поступают предложения о сотрудничестве, в том числе от известных музыкантов. Но везде не успеть, я просто всегда полагаюсь на свою интуицию и отклик сердца. Если человек живет сердцем и все его действия исходят из источника любви и света, то мы будем на одной волне, а значит, идеально сыграемся. Для меня не имеют значения достижения музыканта и его невероятные технические способности. Конечно, это приветствуется, но мне важнее чувствовать то, какие энергии проводит человек, когда находится в потоке звука. Это очень тонкий духовный план, на котором мы в этот момент находимся. Если он не умеет тонко чувствовать и быть деликатным в нашем общем звуковом пространстве, то никакой совместной деятельности не получится.

Мастерство — всегда прекрасно, но если оно ещё и направлено во благо другим людям, то это гораздо более высокий уровень

Немаловажно и то, с каким посылом человек творит. Мастерство всегда прекрасно, но если оно ещё и направлено во благо другим людям, то это гораздо более высокий уровень, вызывающий моё искреннее уважение! Важно делиться своими дарами — талантами и знаниями — во благо другим, тогда они будут бесконечно приумножаться. В обратной ситуации все дары легко утратить.

Работая с энергиями, вы наверняка по-особому чувствуете сегодняшнее время на уровне мыслей, вибраций, перспектив развития?

Да, я научилась очень тонко чувствовать энергии людей, Земли, Вселенной, поэтому работаю ещё и как энерготерапевт. Видя людей насквозь, я иногда подсказываю им ответы, путь, а также излечиваю, в том числе через ханг. Его звуковая вибрация оказывает благоприятное воздействие на человека: успокаивает, снимает напряжение, избавляет от стресса, приостанавливает мыслительный поток. В то же время этот инструмент ещё и развивает мозг, взаимодействие правого и левого полушария, способствует созданию новых нейронных связей. И, конечно если ханг настроен на частоту 432 герц, то имеет ещё и прямую связь с космосом. Чаще всего ко мне обращаются профессиональные музыканты, но мне хочется, чтобы как можно больше людей узнали об этом инструменте и стали ещё счастливее.
Много лет я практикую древнюю японскую методику рэйки и являюсь мастером в этом направлении. У меня была клиническая смерть, во время которой я выходила из тела и объединялась со всей Вселенной. После этого мне стало легче выходить на тонкие планы и считывать информацию. Но я считаю не совсем правильным её транслировать, забегая вперёд. Также нельзя и менять судьбу человека, даже если есть такая возможность. Скажу лишь, что вибрации Земли изменились и скоро всё изменится. Нужно стремиться избегать таких чувств, как страх, гнев, злость, зависть. Больше благодарить, молиться, медитировать, пребывать в благостном состоянии, бескорыстно делать добрые дела (а добрые дела начинаются с добрых мыслей), внимательно следить за тем, что и кто нас окружает, самим менять пространство вокруг себя, в том числе частотно. Для этого важно соблюдать звуковую гигиену. Тем, кто далёк от высоких вибраций, вначале будет нелегко — им потребуется время на преодоление сложного пути, прежде чем они поймут, что происходит. У меня были интересные встречи, например, с духовным лидером Индии Садхгуру, со старейшиной древнего индейского племени навахо, с тувинским шаманом Николаем Ооржаком, и все они подтверждают неизбежность этого развития. Это важные для меня духовные учителя, которые расширили мои возможности и понимание мироздания.
Я имею представление об идеальном, красивом мире, и моя глобальная творческая задача — помочь как можно большему количеству людей перестроиться на высокие вибрации, чтобы соответствовать энергиям будущего. Каждый должен делать то, что в его силах, для блага всех живых существ на Земле. Не секрет, что именно наше сознание формирует реальность, поэтому если люди смогут отслеживать свои мысли, эмоции, чувства, действия, то они заметят, что все происходит по их сценарию. Все мы связаны между собой, это как единый организм: люди — Земля — Вселенная — другие Вселенные — параллельные миры. Если жить в гармонии с законами Вселенной, наступит просто рай на Земле.

Людям необходимо понять, что им дали время
на перенастройки, чтобы заняться своим саморазвитием, самопознанием, выйти на новый уровень бытия

На определённом уровне развития происходит абсолютное, истинное доверие Вселенной, Богу — вот к этому надо стремиться. А пока для тех, кто только в пути к самому себе, нужно просто представлять, что все здоровы, у всех всё хорошо, все счастливы, в достатке. Важно делиться только хорошими новостями, нести в мир гармонию и красоту и таким образом распространять хорошее и доброе, не заостряя внимание на негативных моментах. Людям необходимо понять, что им дали время на перенастройки, чтобы заняться своим саморазвитием, самопознанием, выйти на новый уровень, новую ступень бытия, понять своё предназначение и исполнять его.

Анна, в конце прошлого года вы выступали в Новосибирске. Успели почувствовать город?

В Новосибирске у нас состоялся концерт с потрясающим, талантливым, любимым музыкантом Русланом Ивакиным (Gurude). Я очень благодарна ему за эти совместные гастроли. 
Не успела посмотреть город во всей красе, но успела почувствовать людей. Сильные духом, отзывчивые, целеустремлённые, снаружи немного холодные, но невероятно горячие внутри.
Я вообще считаю сибиряков особенными, как и Сибирь. Суровый климат закаляет характер. Помню, как во время гастролей на Севере я была поражена мощью этого места — ничего красивее и величественнее не видела! Через несколько дней я лечу на Байкал, где наконец окажусь на Ольхоне и в других местах силы. Думаю, меня ждёт невероятное путешествие.

Текст: Анастасия Михайлова