LT: Сергей Михайлович, какой объём художественных сокровищ находится в музее? Какие работы особенно значимы в масштабах страны, а, возможно, и всего мира?
СЕРГЕЙ ДУБРОВИН: Всё, что находится в музее — это достояние страны, собственность Российской Федерации: Левицкий, Брюллов, Тропинин, Айвазовский, Машков, Фальк, Рерих, Кончаловский — всего не перечислишь. В основном и вспомогательном фондах нашего музея сегодня более 13 тысяч единиц хранения. Открыт музей был в 1958 году — это «детский» возраст для такого учреждения культуры. Основа коллекции нашего музея появилась благодаря постановлению советского правительства о передаче в Новосибирск работ из фондов центральных музеев страны. Стоит отдать должное, столичные музейщики передали в Новосибирск произведения «первого ряда», понимая значимость создания галереи в молодом перспективном городе. В 1982 году музей получил замечательное здание бывшего обкома партии, где сейчас находится. Сложно представить, что когда-то в этом пространстве выставочных залов было множество кабинетов.
Пока художественный музей Новосибирска трудно сравнить с Лувром или Дрезденской картинной галерей, но мы занимаем достойное место в музейном сообществе России.
Фонды музея — гордость новосибирцев. Выставочные проекты — это все ведущие собрания России: Эрмитаж, Третьяковка, Русский и Пушкинский музеи, международные выставки, персональные выставки художников. Руководство Новосибирской области ежегодно выделяет три миллиона рублей на пополнение фонда — это очень значимая для музея поддержка. Приобретённые работы навсегда становятся частью музея, а значит, и частью города, связующим звеном прошлого, настоящего и будущего.
27 лет работая в музее, вы практически стали в Новосибирске рекордсменом на директорском посту в учреждении культуры. Какой опыт оказался наиболее ценен за это время?
Каждый период времени выдвигает свои проблемы и задачи. Конечно, были времена, когда мы тряпками латали кровлю музея, когда по восемь месяцев не выдавали зарплату, и люди у меня в кабинете падали в голодный обморок. Приходили и криминальные личности. Это неудивительно, ведь музей — огромное здание в центре города. Но за всё время работы ни одной коммерческой структуре мы не сдали и метра квадратного. Было непросто, но музей должен оставаться музеем.
Помимо основной, хранительской и выставочной деятельности, я как директор художественного музея занимаюсь хозяйственной работой, контролирую, чтоб был вымыт пол, двор подметён, вовремя ремонт сделан. Но главный опыт работы в том, что надо почувствовать энергию музея — он не терпит суеты.
Если перед вами будет задача влюбить человека в живопись, к каким работам подведёте его в первую очередь?
Любовь — это прежде всего эмоция, поэтому я бы сразу подвёл к картинам Айвазовского, Куинджи, Дубовского, Жуковского. «Войдите» в работу Жуковского — он словно втягивает в своё пространство. Кажется, что сейчас зайдёт Антон Павлович Чехов и задумчиво сядет в кресло. Обязательно показал бы уникальные сибирские иконы — такого эксклюзивного иконописного собрания нет нигде! Замечательные работы в зале Рериха — это бренд нашего музея, но мне в них не хватает тепла и эмоций. Здесь всё индивидуально, поэтому чтобы влюбиться, нужно увидеть и обязательно почувствовать.
В конце 2020 года в Новосибирск приезжал заместитель председателя правительства РФ Марат Хуснуллин и, как любой образованный человек, оказавшийся в новом городе, зашёл на экскурсию в местный художественный музей. Он был в восторге от нашего собрания: «И Петров-Водкин у вас есть! И Машков! Роскошные работы!» Возле картины Куинджи я спросил: «А здесь вы всё хорошо видите?» И он ответил: «Да, горит огонёк! Горит!» Всё! Тут, как по лакмусовой бумаге, я сразу понял, что это наш человек! Не просто чиновник зашёл отметиться в музей. Он видит, понимает, чувствует! Приятно, что такие люди есть в правительстве Российской Федерации.
Такое тонкое понимание искусства — врождённая способность или приобретённая?
Это навык, который важно развивать в себе каждому человеку. Искусство как любовь — увидел и влюбился. Помню, как был очарован, когда в десять лет увидел картину Куинджи «Лунная ночь». Стоит отдать должное нашим педагогам, которые формировали в нас интерес к искусству. Чтобы дети росли эрудированными и интеллектуально развитыми, им нужно дать для этого духовную и эстетическую пищу. Выбирая произведения искусства для ознакомления, иногда даже важно настоять на своём выборе — ребёнок должен увидеть «своего» Куинджи, увидеть этот огонёк на картине. И тогда произведение в нём имеет шанс остаться. Если из ста ребятишек, пришедших в музей, задумаются пятеро о прекрасном — это уже победа! Ценно, что большинство посетителей вновь и вновь приходят в музей, открывая в увиденном — неизвестное.
Помимо мировой классики в музее проходят выставки современной живописи. Есть ли в направлении контемпорари-арта грань, которую вы никогда не позволите перейти, предоставив место для экспозиции в музее?
Творческими процессами занимаются в музее специалисты выставочного отдела. Разумный руководитель не будет лезть в эту работу. Я могу лишь высказать свою точку зрения, но если буду её навязывать, значит, мне нужно работать куратором. За всё время работы лишь пару раз категорично говорил: «Вот этого делать не нужно». Не нужно президента РФ показывать без штанов в музее. И здесь для меня не является авторитетным заявлением информация об экспонировании этих работ в Третьяковской галерее. И пусть меня называют ретроградом и кричат: «Дубровин не пускает в музей актуальное искусство!» Помню, звонили вышестоящие руководители и говорили: «Ты почему не разрешаешь выставку?», на что я отвечал: «Вы сначала посмотрите, какие ценности пытаются продавить через вас!» Конечно, за такую позицию приходится платить своими нервами, усилиями, временем. Но, так или иначе, платы требует любая позиция.
Современное искусство обязано быть в художественном пространстве музея, но вот вседозволенности здесь места нет. И не потому что Дубровин не хочет, а потому что это выбор общества. Сейчас все нравственно здоровые люди должны заявить свою чёткую позицию, иначе погибнет страна. В России всегда были понятия совести, нравственности и духовности, и если они начитают уходить из нашего измерения — беда! Нельзя всё превращать в рынок и в базар, тем более культуру. Без нравственности и духовности, заложенной в произведениях наших великих предшественников, музей потеряет статус хранителя серьёзного художественного искусства. Да, в живописи всё имеет право на существование, но не всё может быть выставлено в Государственном художественном музее. Основные культурные параметры прописаны в «Основах государственной политики России» — нам нужно лишь придерживаться их.
То есть работы, к примеру, Олега Кулика не привезёте?
Мы привозили его работы лет 15 назад, хотя, конечно, далеко не всё. Сейчас его живопись выставляется и в Третьяковской галерее, и в Русском музее, но лично мне его творчество не близко.
Сегодня сделать публичную развлекательную выставочную площадку из музея несложно. Вот только, как сказал Шекспир, «из ничего и выйдет ничего». Вспомните, с чего началась эпоха Возрождения? Со света, который принесли великие художники: Леонардо, Микеланджело, Рафаэль, Тициан. Прошло 600 лет, а ты приходишь в Сикстинскую капеллу и замираешь. Хотя там обнажённые тела, между прочим.
Сегодня в музее используются новые технологии — каким образом они расширяют возможности знакомства с работами художников?
Кто-то, приходя в музей, точно знает, зачем ему это нужно. А кого-то нужно дополнительно привлечь. Для этого мы и используем новые технологии, такие, как платформа «Артефакт» — интерактивный гид с технологией дополненной реальности. К этому проекту мы подключились в рамках национального проекта «Культура». Современные технологии могут «оживить» картину, перенеся её элементы в новые измерения, но всё же это будет искусственно созданная реальность на основе изначально «живого» произведения. Мастерство живописца ни с чем несравнимо — либо оно есть, либо нет. И оно должно оставаться, чтобы люди имели базу, на основе которой могут разбираться — что истинное, а что ложное. Если человек понимает, что написал Репин, Левитан или Жуковский, то в разговорах об актуальном искусстве ему уже лапшу на уши никто не навешает.
Какие бы технологии ни пришли в музей, подлинник картины ничто никогда не заменит, потому что в нём энергетика, мастерство, душа художника! Мы видим объём, движение, чувствуем эмоции! И со временем магия художественного произведения только возрастает. Александр Ива́нов всю сознательную жизнь писал картину «Явление Христа народу» — вы посмотрите на эту работу: Господь-то идёт! Мы видим это движение, видим эмоции на лицах людей... Это не фотография. Это великое произведение искусства — то, что рождает любовь.