Культура и бизнес: путь навстречу друг другу

2 / 2021     RU
Культура и бизнес: путь навстречу друг другу
Елена Здорова соорганизатор новосибирской онлайн-галереи современного искусства «ГВОЗДЬ»
В мае в Новосибирске состоится четвертый фестиваль современного искусства, организованный творческой командой АНО «Коллаж». Вместе с партнёром мероприятия Еленой Здоровой и главными вдохновителями события Катей Вагиной и Маргаритой Моревой мы искали ответ на вопрос, что же мешает третьему мегаполису страны стать столицей Сибирского современного искусства.

Пора становиться сложнее

Елена ЗДОРОВА: Чтобы в Новосибирске появилось современное искусство, нужно усложнять себя изнутри. Наше культурное сознание вертится сегодня вокруг привычных и удобных тем. В сфере искусства мы чувствуем себя уверенно, когда смотрим на классические работы, теряемся, негодуем или усиленно критикуем то, что выходит за рамки нашей насмотренности. А видим мы немного.
Новосибирск — третий город-миллионник в России, но бедный в отношении современной культуры. Хотя у нас живёт и работает очень много талантливых молодых художников. Но они не чувствуют поддержки меценатов, отклика зрителя. Находясь зачастую в сложном финансовом положении, им некогда заниматься своим продвижением, нужно постоянно где-то дополнительно работать. Поэтому выставки художников прошлого века случаются чаще, чем наших современников.
То, что Катя и Марго взялись за такой большой проект делает им честь. Мы готовы их поддержать. Действительно, бизнес сейчас переживает непростые времена и аргументы девушек должны быть настолько убедительны, чтобы предпринимателю захотелось вкладывать в культурные проекты. Моя личная мотивация заключается в том, чтобы строить культуру там, где ты живёшь и зарабатываешь. Не отставать в культурном развитии.  Это инвестиции в наш завтрашний день.
Мне бы хотелось, чтобы после фестиваля несколько тысяч новосибирцев смогли назвать по именам молодых местных художников, хотя бы два-три имени, работы которых им запомнились и вызвали желание следить за их творческим поиском, посещать их выставки. 

Кризис наслаждений: выход есть

Марго МОРЕВА: Тема майского фестиваля — «Кризис наслаждений». Он пришёл за кризисом перепотребления, о котором мы говорили на предыдущих наших событиях «Инфляции кайфов». Ещё в 2019 году художники подобно провидцам предупреждали, что переизбыток всего к добру не приведёт. Но тогда и подумать никто не мог, чем это обернётся в масштабах планеты.
Сегодня человеческий мозг не успевает за технологиями, мы больше не получаем удовольствия от однообразного контента, которого стало слишком много. Но в погоне за короткими впечатлениями продолжаем скролить Instagram-ленты. Например, было отмечено, что среднестатистический посетитель Венецианской биеннале на восприятие каждого из 130 объектов тратил не более пяти секунд. Разве это не обесценивает искусство?
Наше мероприятие — это хороший повод убрать телефоны в карманы, перестать стоять в пробках и бесцельно бродить по торговым центрам, скупая ненужные вещи. И прийти за живым общением с художниками и скульпторами, музыкантами, познакомиться с творческой тусовкой нашего города.

Картины вместо машин

Катя ВАГИНА: За пять лет, что мы занимаемся проведением арт-событий современного искусства в Новосибирске, у фестиваля пока не появилось постоянной площадки. Но, к счастью, нам везёт на хороших людей, которым близки наши идеи. Как в случае с компанией «Вега-Абсолют», руководство которой предоставило в этом году помещение для мероприятия. Это здание бывшего автосалона, новые владельцы которого хотят переоборудовать его под наукоёмкое производство, но выделить пространство для отдыха сотрудников. У них много сложной ручной работы, поэтому нужно место, где люди могли бы отдохнут глазами. Есть вероятность, что после фестиваля, мы оставим здесь свои экспозиции, с возможностью их обновлять. 
В этом году программа рассчитана на девять дней. Кроме традиционных выставок картин и скульптур, лекций, музыкальных вечеринок и мастер-классов, в ней появятся новые познавательные программы для детей и молодёжи. Например, медиация — это продвинутая версия музейной экскурсии. Только медиатор не рассказывает о том, что чувствовал художник, а интересуется ощущениями зрителя, и через активный диалог погружает его в сложный и многогранный мир современного искусства.
Мы собираемся сделать объекты сайнс-арта, в которых цифровые технологии соединяются с художественными концепциями. А для детей — яркие кинетические инсталляции, где можно всё потрогать, полазать.
Мы стараемся объединить вокруг фестиваля как разные творческие сообщества Новосибирска, так и команды из соседних городов. После майского фестиваля мы планируем показать ключевые работы в других городах России, например, в Екатеринбурге, Казани, Санкт-Петербурге, будем коллаборироваться с кураторами и художниками на местах, для обмена опытом и полноты экспозиции.
Марго Морева, художник, архитектор, вдохновитель и соучастник событий Actrue Art Weekend и Inflation of joy Катя Вагина, директор Автономной некоммерческой организации «КОЛЛАЖ», соавтор проекта Pop-up Cinema Night, продюсер арт-событий Aktrue Art Weekend и Inflation of joy

От каждого по возможности

Катя ВАГИНА: Если обратиться к истории, то меценаты всегда и везде поддерживали интеллигенцию, поэтов и художников. В России главные коллекции, ставшие русским культурным фондом, были собраны тремя благотворителями: Морозовым, Щукиным и Третьяковым. Например, в Екатеринбурге искусство и бизнес сегодня находятся в тесном партнёрстве. У них есть четыре постоянно действующие арт-площадки, две из которых частные, а также множество небольших галерей. И выставки картин местных художников из частных коллекций миллиардеров здесь нормальное явление.
Мы хотим предоставить нашим предпринимателям такую же возможность — быть в теме современного искусства, стать его частью. Например, поддержав материально фестиваль, наши партнёры получают возможность создать собственный объект для выставки или инсталляцию под руководством профессионалов.

Марго МОРЕВА: Для нас это тоже эксперимент на чувствительность новосибирского бизнес-сообщества. И базовые ценности здесь играют решающую роль. Поэтому мы внушаем нашим предпринимателям, что культура — это очень важная часть любого успешно развивающегося города. Если не вкладывать в образование и культуру — бизнес пострадает первым, поскольку потребитель в таком обществе перестанет что-либо потреблять, у него просто не будет денег.
И когда мне говорят, например: «Да, ну, мы лучше в баньку или на охоту», я отвечаю: «Прекрасно! Но вы до или после этого на выставку зайдите — насладитесь и просветитесь».   

 

 

 

Онлайн-галерея — @gvozd.gallery
www.gvozd.gallery



 

Текст: Анастасия Куприянова
Фото: Антон Медведев