Неогламур, или мода постковидной реальности

2 / 2021     RU
Неогламур, или мода постковидной реальности
Тим Ильясов исследователь моды, журналист, телеведущий, преподаватель, автор книги «Лечим НЕЧЕГОНАДЕТЬ»
Мир после пандемии встретит «праздник новой нарядности» — уверен исследователь моды Тим Ильясов. Об этом он рассказал на своей лекции «Тренды-2021. Эволюция моды в кризисном мире» в рамках «Белого фестиваля», проходившего в Новосибирской филармонии.

Феномен нашего времени

Цвета 2021 года по версии института цвета Pantone: и уравновешенный серый и позитивный жёлтыйАнализируя тренды, мы должны понимать, что показы, съёмки,
глянец и раскрученные инстаграм-аккаунты — это самый верхний
слой моды, наносной.
Основа же тенденций — это мировоззрение поколений с их системой
ценностей, собственной реакцией на крупнейшие события в мире,
определёнными взглядами на искусство и культуру.
Сегодня мы сталкиваемся с четырьмя поколениями действующих акторов:
беби-бумерами, рождёнными после 1945 года, поколением Х, охватывающим
1963–1980 годы, и последующими за ними миллениалами,
так называемыми поколениями Y и Z.
Весь предыдущий век модные тенденции определяли экономически
активные зрелые молодые люди, сегодня же в неё влезли
14–15 летние «зумеры» — те, кто раньше считался детьми и никакого веса
в обществе не имел.
Теперь они завели социальные сети и начали активно влиять на массовую культуру.
Поэтому мода сегодня может быть разной, и мы одновременно упомянем
и новую элегантность, и инфантильную винтажность.

Зумеры VS бумеры

В связи с тем, что мода с каждым годом молодеет и становится доступнее, fashion-индустрия переживает «кризис дедов и внуков». Зрелое поколение беби-бумеров, оказавшись на верхушке социальной иерархии, активно участвуя в жизни и культуре общества, не собирается сдавать своих позиций и уступать бразды правления кому-либо. Не успевая за информационными технологиями и быстротой рынка, старая элита отрезает различные социальные лифты, чтобы сохранить своё доминирующее положение. Терпеливые ко всему «иксы» и «игреки» в этот процесс не вмешиваются, предпочитая наблюдать за ним со стороны. А свободные от стереотипов зумеры не хотят жить в мире, построенном их дедами, и не готовы подстраиваться под существующую систему. Но у них нет ресурсов, чтобы с этим бороться. Что остаётся? Высмеивать дедов, строя собственные информационные системы, используя культурный опыт предыдущих поколений.

Когда новое — это старое

В связи с трансформацией поколенческих отношений сегодня в массовой культуре много винтажности и псевдовинтажности. В 90-е на экраны вышел телевизионный проект «Старые песни о главном» — это была ностальгия по потерянному прошлому. Сейчас, когда молодые люди снимают видеоролики в стиле 80-х или 90-х, они не тоскуют по тому времени и представляют его в весьма абстрактных формах. Но они достают эту культуру, чтобы примерить и через это сделать её понятной себе.
Один из самых важных и длительных трендов — это апроприация «бабушкиного гардероба». Речь, конечно, об этакой винтажной бабуле с жемчугами, с уютными свитерами, «кружавками» — через этот образ в актуальный гардероб проникают мягкие твиды, косынки и классические платки каре, прямые жакеты, пиджаки из рыхлой шерсти. Но это не прямые цитаты, а некое переворачивание ретроэстетики с использованием атипичных сочетаний. Например, когда внучка достаёт из бабушкиной шкатулки жемчуг и надевает его не с костюмом или платьем, а с трениками и олимпийкой. Так зумеры из «общепринятого» элегантного делают своё элегантное.

В духе свободы

Вся эта метавинтажность и кризис поколений поднимают одну из важней-ших тем современной культуры — отмену социальных стереотипов. Поколение зуммеров не мыслит границами от пространственных до гендерных. Общепринятые нормы отменяются в одежде, цветах, в принципах одевания и самоподачи.
Сегодня на моду активно влияет стилистика 70-х — время расцвета свободы и любви, философии хиппи. Широкоплечие пиджаки, свободные комфортные костюмы, многослойность, галстуки, но девчачьи — из тонкого газа или фатина. Платки на голове или небрежно повязанные на сумке, в которую либо вообще ничего не положить, либо она большая, как баул. Теряют социальную окраску многие яркие принты. К примеру, леопардовая расцветка многим казалась раньше вульгарной, кричащей, а сегодня является наиболее модной. 

Gucci и Ко

Идея винтажности покоряет весь мир визуальной культуры: всё самое новое должно пахнуть старым, но гармонично соотноситься с твоим поколением. В винтажность играют самые успешные бренды. До конца 2019 года мы жили в эпоху хайпа и антигламура, нарочитой антиэстетики и агрессии, которые выражались в образах «пацанчиков-гопников» дизайнеров Гоши Рубчинского или Демны Гвасалии. Сейчас же на место Balenciaga пришёл Gucci, который всё это время развивал свою метавинтажность и теперь оказался на вершине успеха. В его коллекциях невозможно определить, какой именно этап истории перед нами, словно, играя с конструктором, он берёт кусочки «разного старого» и создаёт из них новые образы. Получается некая сумбурность соединений: кофта на кофту, пиджак на пиджак, кардиган на куртку — и всё это в странных, ярких сочетаниях.
Иногда в высокие рейтинги попадают и новички, как французский дизайнер Симон Порт Жакмюс, неравнодушный к 80-м, известный своими ироничными микросумками и невероятно огромными шляпами.
Один из актуальных молодых брендов в России — Odor Никиты Калмыкова — ярко заявил о себе после представления мужской коллекции, в которой дизайнер использовал старинные бабушкины скатерти и подзоры с кружевами.  Впрочем, не каждый бренд подстраивается под условно актуальные тренды. Prada, Ralph Lauren, Brioni и другие именитые дома мод прекрасно существуют вне трендов, придерживаясь вечной классики и непреложных образов. Отвечая на запросы совершенно другого поколения с иными ценностями. 

Платье в «цифре»

До 2020 года мода не могла сделать одного — притормозить. Она неслась как неистовый паровоз, пока бесконечная смена трендов вдруг стала не очень классной. В одночасье мы поняли, что можем обходиться намного меньшим количеством одежды и обуви. Ещё недавно концепция виртуальной одежды казалась абсолютно футурологической, а теперь это реальность. Несколько крупных марок, в том числе и российских, выпустили коллекции виртуальной люксовой одежды, которые уже можно купить. Дизайнеры подгонят понравившиеся вещи к вашим фотографиям настолько реалистично, что когда вы запостите обновки в Сети, никто из фолловеров и не догадается, что костюмчик-то «цифровой».
Кризис перепотребления заставляет нас пересмотреть свои взгляды и на идею собственности. Молодые люди сегодня выбирают аренду вместо покупки, предпочитая совместное пользование ндивидуальному. Зумеры всё с большим пренебрежением относится к масс-маркету и с восторгом к одежде напрокат. Мы уже привыкли к аренде вечерних или свадебных платьев — так же будет развиваться и прокат всей остальной одежды. В собственности у нас останется максимально нейтральный гардероб базовых вещей либо вещи особенные, которые раскрывают индивидуальность и приносят эстетическое удовольствие.

Новая нарядность

Пандемия не только завершила эпоху антиэстетики, но и открыла пространство для «новой нарядности». После годового периода самоизоляции человечество настолько соскучилось
по праздничному гардеробу, что следующая эпоха, по логике вещей, должна принести нам неогламур, нео-элегантность и неоженственность.
В начале прошлого века мир переживал серьёзный кризис после Первой мировой войны и тяжелейшую эпидемию испанки. Что пришло за ними? Блеск 20-х: вечеринки, чарльстон, ар-деко и инфантильность, которая сегодня является основополагающей в моде. Сейчас мы в эпицентре урагана, но этот период закончится, и тогда мы достанем блестящие платья, старые кружавчики и шляпы с перьями, соединим всё как душе угодно и пойдём в светлое будущее.

Текст: Анастасия Куприянова