Вас ждут великие дела!

2 / 2021     RU
Вас ждут великие дела!
Светлана Прокофьева основатель фандрайзинговой компании Art & Premium Events Partnerships, директор по работе с партнёрами МХАТ имени М. Горького
Фандрайзинг в сфере искусства – направление эксклюзивное. Стараниями Светланы Прокофьевой крупные предприятия, дорогие бренды и влиятельные люди вкладывают ресурсы в проекты знаковых учреждений культуры, среди которых Третьяковская галерея, Пушкинский музей, а теперь и МХАТ имени М. Горького.

LT: Светлана, зачем к фандрайзингу прибегают великие музеи, галереи, театры? Разве они не находятся на балансе у государства и разве к ним не стоит очередь из спонсоров, желающих сделать свой бренд частью легенды?

СВЕТЛАНА ПРОКОФЬЕВА: Культурные учреждения федерального значения, конечно же, имеют государственное финансирование, а также получают доход с продажи билетов. В итоге складывается сумма, которой хватает, чтобы работать, что называется «в штатном режиме», но чтобы радовать зрителя проектами высочайшего международного уровня нужны совсем другие деньги. Так, в сентябре прошлого года руководство МХАТ имени М. Горького приняло решение выпустить в сезоне 20/21 двадцать премьер, а также создать на базе театра крупнейший в России культурно-просветительский кластер «Открытые сцены». Это значит, что театру потребуется дополнительное финансирование для привлечения самых актуальных драматургов и режиссеров, звёзд сцены и молодых талантливых актёров, для создания декораций, для приобретения современного оборудования, для организации гастролей, наконец. Представьте, что один из главных спектаклей МХАТ имени М. Горького «Лавр» поедет в Новосибирск или Красноярск — это же целый караван фур с реквизитом
и техникой, плюс трансфер труппы с последующим проживанием.

А зачем вообще замахиваться на такие дорогие проекты? Кажется, сегодня в моде минимализм.

Что вы! МХАТ имени М. Горького — театр, основанный Константином Сергеевичем Станиславским, один из самых знаковых театров мира, настоящий трендсеттер на протяжение всей истории существования. Коллектив театра имеет высочайшую миссию — сохранить традицию тонкой психологической игры, известную как «система Станиславского», в реконструированных и вновь создаваемых спектаклях и, вместе с тем, — помнить, что именно МХАТ с момента основания всегда был авангардным и ультрасовременным. В репертуаре вы увидите и классические постановки с невероятно красивыми декорациями, как «Вишневый сад», и эпический и невероятно сложный по техническому решению «Лавр». Большие творческие проекты требуют больших ресурсов, для привлечения которых требуются фандрайзеры, имеющие опыт работы в сфере культуры.

Один из таких редких профессионалов — вы. Как вам удалось приобрести соответствующие компетенции?

У меня базовое экономическое образование и более десяти лет опыта работы в международных инвестиционных компаниях и банках. Также я искусствовед, сфера искусства всегда притягивала своей невероятной энергетикой, возможностью ежедневно взаимодействовать с истинными шедеврами и талантами, создающими историю искусства здесь и сейчас.

Я вижу своей миссией разжигать в сердцах потенциальных меценатов и партнеров страсть к высокому искусству, создавать возможности для бизнеса быть причастными
к невероятным событиям и проектам в культуре,
иногда и становиться сотворцами, соавторами
творческого процесса

За время моей практики у меня сложились хорошие отношения с представителями многих российских и зарубежных компаний. Взаимодействие с партнерами требует большой ответственности и прозрачности, выстраивание доверительных отношений происходит с течением времени и ценно то, что партнерство длится годами, очень часто превращаясь в искреннюю дружбу. Я вижу своей миссией разжигать в сердцах потенциальных меценатов и партнеров страсть к высокому искусству, создавать возможности для бизнеса быть причастным к невероятным событиям и проектам в культуре, иногда и становиться сотворцами и соавторами творческого процесса. Не менее захватывающе выглядит возможность для партнеров быть не просто гармонично интегрированными в яркие и знаковые проекты, но и прикоснуться к закулисной жизни, к творческой «кухне», на которой создаются шедевры и задаются тренды.

Бывает, что предприниматель готов дать денег на хорошее дело, но просителей слишком много, и человек понимает, что, помочь больному ребёнку важно, а вот театр — не совсем его история.

Это абсолютно нормально. Почти все крупные компании ежегодно выделяют средства на благотворительность: кто-то поддерживает детские дома, кто-то вкладывается в спорт, кто-то строит больницы — всё это достойно уважения. Я искренне радуюсь, что культура помогать и благотворительность как отрасль постепенно складывается в нашей стране и набирает обороты.
Действительно, я периодически слышу «да ну что вы, какое искусство, когда столько нерешенных социальных вопросов», но я искренне считаю, что инвестиции и пожертвования, которые дают старт культурным проектам, неизбежно запускают эволюцию ценностей в обществе, меняют мир и среду вокруг нас на более креативную, более тонкую, иными словами, постепенно повышают и общий уровень культуры. Это не просто социальная ответственность бизнеса, это гармоничное устойчивое развитие.
Так что, если однажды вы ступите на этот путь, не сомневайтесь: вас ждут великие дела!

Благодарим бутик Plumeria за помощь в организации фотосъемки

Текст: Марина Кондратьева
Фото: Артур Маргарян (https://instagram.com/artur.sheikh)