Я и есть традиция

2 / 2021     RU
Я и есть традиция
Олег Жуковский режиссёр, актёр, сценарист, создатель театра La Pushkin
Три года назад в культурной среде Новосибирска обсуждали внезапный переезд режиссёра Олега Жуковского и его театра La Pushkin из «Сарая искусств», расположенного в центре города, в Санкт-Петербург. И вот, после долгого отсутствия, Жуковский вновь посетил родной Новосибирск, организовав концерт «Шляпа» в лофт-парке «Подземка».

LT: В 2018 году вы внезапно уехали из Новосибирска после пяти лет работы в родном городе. Расскажите, какие творческие события произошли за это время?

ОЛЕГ ЖУКОВСКИЙ: Построили новое пространство, провели два фестиваля неформатного искусства, выпустили интерактивный аттракцион «Выбери свою смерть», провели Брейгель-Масленицу в арт-парке «Никола-Ленивец» — крупнейший проект на 4500 зрителей, организовали «Ночь света» в Гатчине…
Месяц выступали в творческой лаборатории «Жёлтая мельница» Славы Полунина — всего 56 часов игрового времени (кажется, и тут рекорд). Сняли фильм «Дом с печкой» с художником Сергеем Баловиным про его арт-резиденцию в Пьемонте.
За время карантина в 2020 году мы с театром проехали по всей Европе, от Берлина до Неаполя и обратно. Девять месяцев, несмотря на пандемию, работали в Швейцарии, Италии, Франции и других странах. Там родился новый проект — «Колобок», с которым качусь куда катится, всегда налегке. Уже не вожу с собой реквизитно-костюмное. Использую то, что найду на месте, и выступаю с тем, кого встречу по пути. Кажется, и не я выбираю дороги, а они меня. После Парижа хотел в Тбилиси или Загреб, но поехал в Новосибирск — что-то внутри маякнуло. Так со мною часто случается — поперёк всего доходит тоненький, но верный сигнал. В Новосибирске живут люди, с которыми мы многое прошли за пять лет, поэтому есть ощущение ответственности и интерес: ну как там, как?
Я чувствую, что нужен им. Прыгаем от радости при встрече. В этот мой приезд в морозы столько было человеческого тепла! Снаружи здоровски холодно, а внутри так тепло, как валенок на ногу с печи. И почувствовал я, как при минус сорок оттаял.

Может, будете теперь почаще заглядывать в Новосибирск погреться?

Я там, где нужен мой талант, — так катится мой «Колобок». Буду и в Новосибирск приезжать, проводить «Шляпу», собирать курсы. Спустя всего три года после моего переезда город стал ещё более столичным, нарядным, современным. Человек меняется не так быстро, как среда. Мой курс, нацеленный на разрушение стереотипов, спонтанность, живость в моменте, всё более востребован в Новосибирске. Чему я рад — значит, будем видеться чаще.

Что находится в основе вашего непривычного для многих режиссёрского подхода?

Станиславский создал театр переживания, а у нас театр проживания. Любой бред, который меня сейчас увлекает, тут же обрастает плотью. Я это публично проживаю, окуная зрителя в фантазийную ахинею, психоделический бурлеск, историческую кривду. Режиссёрский подход?!
Часто говорят, что я ставлю какие-то авангардные постановки. Но в действительности я и есть традиция. Исконный театр — это ритуал, общение со стихиями, сговор конкретной популяции с конкретными духами. Я давал такие представления, ездил с «шефскими концертами» в Хакасию. Есть сила, с которой ломают стены — мы учимся ходить сквозь, на каких-то уровнях у меня это получается.

Шаманизм, пляски у костра — во всём этом наши корни,
тем более в Сибири. Исконный театр — это ритуал,
общение со стихиями

Даже в питании я придерживаюсь традиционно русского питания: талкан, солод, ядра и зёрна. Делаю всё своими руками, включая мебель. Шаманизм, пляски у костра — во всём этом наши корни, тем более в Сибири.

Вы работали во многих европейских странах. Какой новый опыт мировой театральной культуры мы могли бы использовать в Новосибирске?

Никакой! Я тут провёл пять лет и много что пробовал. Местные огороды торможения ещё в полном цвету. Кто-то что-то делает, а другие на это смотрит — это и есть суть театрального искусства. А вот зачем он это делает, как на это смотрят и что видят? Тут такая пропасть, что ой-ой!
В искусстве, в отличие от культуры, нет тенденций, нет институций. Каждый творец идет своим путём, самым извилистым. Здорово, когда с кем-то по пути — веселей дорога. Но и тут никаких общих правил и концепций. К тому же я не режиссёр, а актёр, которому приходится ставить те спектакли, где он хочет играть. А это совсем другое.

Другое — это что?

Я не занимаюсь реалистичным и социальным театром — мне интереснее не рассказать, а организовать совместное энергетическое поле творимого. Если отвечу, о чём мой спектакль, значит, он скучный.
У зрителя есть потребность в чуде, у меня — талант. Мы встречаемся, и всё происходит — каждый получает то, что ему так не хватало. Тема в воздухе, она прозрачна. Когда ползала ревёт, а другие валятся со смеху, значит, всё идет куда надо: люди эмоционально подключены. Зрителя захватывает энергия поиска, когда на сцене точно прямо сейчас что-то рождается, абсолютно новое!

Какие творческие задачи вы наметили для себя на этот год?

Жизнь моя как сон, каждый день дарит что-то эдакое. На этот год есть три удивительных проекта. Есть «Колобок» — полуакция, полусказка, с которым я сейчас качусь. Кроме того, мне интересно кино, интересны ландшафтные проекты — фантомные практики в местах силы. Это чудо! Есть перформативная лаборатория с Вячеславом Полуниным. Интересно работать с музыкантами, хочу танцевать у Теодора Курентзиса в петербургском Доме радио — вот храм музыки! А где храм театра?!

Как вам удаётся оставаться в такой прекрасной физической форме и не терять энтузиазма?

Люблю риск на сцене. Я окружён любовью с утра до ночи. Физическая форма — это просто: занимайся, и всё! Оставляю в себе то, что делает меня счастливым, смотрю на мир с позиции «как ещё я могу его украсить?» Стараюсь реже просить, чаще благодарить, соблюдать баланс «брать и давать». Культивирую осознанную дребедень и причастность к шедеврам. Человек родился, чтобы быть счастливым. Это ежедневная практика. Однажды мне повезло, точнее, я долго шёл к этому: учился, мучился и выдумал, вымолил, выкормил чудную жёнушку Аврору Василишну Жуковскую, с которой мы и практикуем счастье — всячески, где только можно, друг дружку заражаем любовью к искусству и к жизни.
   

Текст: Анастасия Михайлова
Фото: Антон Медведев