Художник стоит на плечах гигантов

3 / 2021     RU
Художник стоит на плечах гигантов
Нурлан Тайиров художник-монументалист, член Союза художников России
Увидеть историю мировой живописи, освоить опыт мастеров, проникнуть в мир идей, быть современным и сохранять уникальность – художник Нурлан Тайиров советует не бояться «сложного» искусства, попробовав прочувствовать его: неспешно, внимательно и с любопытством.

LT: Нурлан, есть ли некая высшая цель, которую вы преследуете в живописи?

НУРЛАН ТАЙИРОВ: Основная сфера моей деятельности — реализация проектов для домашнего пространства и общественных мест, но сейчас я стремлюсь всё больше уделять времени авторской живописи, которая даёт мне возможность расти как художнику. Выполняя частный заказ, я изначально вижу результат, а работая для себя, обычно сложно предсказать, каким в итоге будет полотно. Этот творческий поиск — одно из самых интересных для художника явлений, поскольку в этом процессе он находит нечто новое для себя. Мне важно, с одной стороны, сохранить уникальность своих работ, а с другой — видеть их актуальность в современном контексте произведений российских и зарубежных художников.

Как понять — актуальна живопись или нет?

Для этого нужно ориентироваться в искусстве, иметь насмотренность и стараться понимать, о чём та или иная работа. Тогда не сложно отличить авангард 1910-х, 1930-х годов от нового послевоенного витка абстракции, а современную живопись — от работ 1990-х годов. В целом развитие искусства предполагает появление одного художественного направления вслед за другим, хотя некоторые из них развивались параллельно друг другу. Например, среди американских абстрактных экспрессионистов можно увидеть совершенно разные работы: у Марка Ротко — живопись цветового поля (локальные цветовые полотна), у Джексона Поллока — дриппинг (разбрызгивание краски), а у де Кунинга — фигуративная (предметная) живопись.

Примерно так же, как сейчас мы видим разнообразие художественных направлений в Новосибирске?

Да, это особенность нашего города, хотя в целом в Новосибирске не так-то много мастеров живописи — на 1,6 миллиона жителей у нас два Союза художников, в которых в общей сложности 150 членов. Можно добавить ещё примерно 50 художников, которые не состоят ни в одном Союзе, хотя профессиональные авторы всё же стремятся в него войти. Из этого общего числа я могу назвать лишь около двух десятков творчески активных профессиональных художников. 
«Гибель Орфея» (фрагмент), бумага, темпера, 75 х 100, 2020 г.

Судя по вашей выставке в галерее «Частная коллекция», вы точно входите в их число.

Спасибо, я услышал много ценных для меня отзывов на открытии этой выставки от гостей — ценителей живописи и профессиональных дизайнеров. Три года назад здесь уже проходила моя выставка, посвящённая женским образам. В этот раз было очень интересно увидеть в «Частной коллекции» свои крупноформатные работы. Универсальный интерьер галереи позволяет гармонично размещать самые разные работы — как лёгкие акварельные, так и насыщенную цветом масляную живопись. Я очень люблю арт-пространство галереи за его особую спокойную атмосферу, уют и кулуарность. Не только на открытии выставки, но и в любой другой рабочий день здесь всегда гостеприимно встречают посетителей — рассказывают о работах, предлагают чай. Ведь невозможно забежать мимоходом на выставку и прочувствовать картины, войти с ними в контакт. Каждому живописному произведению важны правильное окружение и неспешный подход. В «Частной коллекции» абсолютно всё располагает к приятному знакомству с предметами искусства.
Выставка продлилась до 14 марта. Для меня эта экспозиция — некая проверка картин, поскольку вне пределов мастерской они могут более явно проявить свои недоработки. Справился ты с формой или она с тобой? Дал ли нужное прочтение, удержал ли в заданных рамках? На выставках всегда видно, насколько крепко сколочен образ работы, — это вопрос её законченности и профессионализма автора. Если обнаруживаю недочёт, я после окончания выставки дописываю работу или полностью переделываю.
В отличие от «холодных» залов музея, элементы гостиной в «Частной коллекции» помогают увидеть то, как смотрится картина в интерьере, а атмосфера способствует тому, чтобы зритель мог расслабиться и лучше прочувствовать работу. И только после этого можно попробовать расшифровать живописное произведение и постараться понять авторский замысел.

Это часто удаётся зрителям?

Надеюсь, что да. Главное, не сторониться того, что сначала может показаться непонятным. Хорошее искусство, как правило, многослойное, запутанное. Недаром Набоков говорил, что не понимает, когда с похвалой о ком-то говорят: «Какой простой человек!» Так же и искусство — если оно простое, значит, плохое. Художник — это человек, который обычно видит дальше, чем остальные. Он уже стоит на плечах гигантов — своих предшественников. Перед взором мастера вся история искусства, ведь, чтобы создать в живописи что-то стоящее, нужно понять, что и как делали Микеланджело, Рубенс, затем разобраться с наследием художников XVIII века и т. д.
А в ХХ веке, на мой взгляд, вообще всё самое интересное происходило. Искусство как отдельная цивилизация, в которой зашифровано очень много ценной истинной информации.

А в ХХI веке уже есть такие гиганты?

Современное искусство достаточно интеллектуально, и, не имея определённых знаний, в нём сложно разобраться. Будучи молодым художником, я ориентировался на работы Врубеля, Серова, думая, что когда-то смогу писать точно так же. Сейчас, когда мне уже за сорок, я понимаю, что было бы хорошо «хотя бы» встать на уровень своего учителя — Вадима Иванкина. Навряд ли я когда-нибудь прыгну выше таких новосибирских мастеров, как Анатолий Никольский, Юрий Третьяков, Владимир Фатеев, Александр Беляев, Михаил Омбыш-Кузнецов. Для меня каждый из них уже и есть гигант. 
«Голландка», бумага, акрил, 100 х 70, 2020 г.

Мало кто создаёт сегодня такие масштабные работы. Наверно, на них уходит много времени?

Нет, срок создания работы не зависит от её размера. Можно маленькую картину писать очень долго, а можно и большое произведение создать быстро. У меня есть два абсолютно одинаковых полотна 1,2 на 2 метра, одно из которых («Танец») я писал месяц, а другое («Гибель Орфея») — гораздо дольше. И скорее всего, после выставки продолжу работу над ним. Живописец Шарден как-то сказал: «Художник пользуется красками, но пишет чувствами». Время работы зависит не от размера полотна, а от задачи, которую ты преследуешь, — намерение и эмоции даже важнее мастерства художника.

То есть художник всегда в творческом поиске?

Поиск и кипение — это чаще всего результат работы. Бывает, я прихожу в мастерскую и понимаю, что не хочу ничего делать.  И здесь важно просто начать хоть что-то физически делать. Валентин Серов в таких случаях советовал: «Начните хотя бы со злости». Пусть это эмоция отрицательная, но лучше начать что-то делать назло, чем впадать в апатию. И это работает. Как только ты начал что-то чиркать, так можно считать, что работа уже началась. Механически преодолев пустоту, можно выйти в творчестве на то, что ты бы, скорее всего, не придумал заранее.  

Обязательно ли художник-абстракционист должен владеть навыками реалистичной живописи?

Нет, многие известные художники, такие, как Джексон Поллок или Жан-Мишель Баския, не имели художественного образования. Почему многие мастера восхищаются детскими рисунками? Потому что до 8–10 лет ребёнок рисует идеями без навязчивого стремления повторить реалистический мир — это как раз то, к чему стремятся прийти многие художники в зрелом возрасте. Весь мир состоит из идей, и в его основе — тоже идея, придуманная Творцом и визуализированная им в разных формах.
У меня растут три сына, которые сейчас как раз своим мировосприятием помогают мне вернуться к истокам — миру идей. Есть некая конструкция, на которой держится всё многообразие мира. Так же и я, когда пишу, например, фигуру девушки, то вижу в ней некую вертикаль, вокруг которой словно закручены в виде спирали ДНК руки, волосы… — в этом движении рождается нечто новое. Передача смыслов — это и есть главный показатель искусства.  

Какое художественное событие могло бы стать для вас ценным подарком?

Я вырос в северном Казахстане, и в прошлом году у меня была выставка в родном Петропавловске. Но я мечтаю ещё и об экспозиции своих работ в Астане или Алма-Ате — культурно значимых городах страны со своей большой культурной историей. Видимо, со временем во мне просыпаются мои корни — больше хочется показать своё искусство не в галереях Европы, где я буду неким чужеродным элементом, а в том месте, где мои работы могут стать интересным примером своеобразного сплава двух культур.

Ирина Юдашкина, галерист, владелица галереи «Частная коллекция»Арт-пространство галереи «Частная коллекция» открыто для всех, кто хочет созерцать красоту. Знакомство с работами художника – это погружение в ауру прекрасного и вглубь себя. Ведь если вы способны видеть и чувствовать живопись, то только потому, что красота есть внутри вас. Душа раскрывается, словно бутон цветка, когда мы соприкасаемся с искусством.
Камерное арт-пространство галереи «Частная коллекция» располагает к неспешному, вдумчивому знакомству с работами художников. Здесь картины – это не просто музейный экспонат. Это уже часть интерьера, поэтому любую работу в «Частной коллекции» легко представить в жилом или офисном пространстве.
Прежде всего, важно прислушаться к своим ощущениям: какие чувства и эмоции вызывает картина? Если хочется на неё смотреть и смотреть, значит, полотно излучает нужную для вас энергию. Эмоциональный отклик и погружение во внутренний мир художника через его творения – это наш главный критерий при выборе работ для экспозиции. Конечно, немаловажны профессионализм, опыт и образование мастера, а также перспективность его живописи. И я рада, что для многих талантливых художников «Частная коллекция» открыла новые возможности, дав стимул к мощному развитию.
Второе направление нашей галереи – создание дизайнерских арт-проектов. Мне интересно современное искусство в интерьере — экспрессивные, яркие, акцентные картины. Понравившуюся картину из галереи можно взять на «примерку» в интерьер вашего дома и приобрести, если она вам подойдёт.
«Мифология» – это не первый совместный проект Нурлана и галереи «Частная коллекция». Знакомство с Нурланом состоялось осенью 2017 года – его мастерство, стиль и светлые душевные качества, отраженные в работах, покорили меня!
В феврале в галерее открылась вторая выставка автора с новыми масштабными завораживающими творениями художника, при созерцании которых переполняет чувство восхищения. Такая живопись способна стать достойным украшением вашего дома или квартиры и добавить в повседневность радость, гармонию, вдохновение и новые ценные смыслы. В этом и есть сила искусства.                                                            



Ул. Советская, 26.
8 (383) 222 00 21, 8 (953) 861 59 37
@collezione_privata

 

Текст: Анастасия Михайлова
Фото: Антон Медведев