Импорт из КНР: секреты успешных сделок

3 / 2021    RU
Китай продолжает лидировать во внешнеторговом обороте Новосибирской области, заняв в нём 30% по итогам прошлого года. Но импортировать в условиях ограничений становится труднее. Как искать надёжных поставщиков в закрытой республике, почему стоит избегать расчёта в долларах и можно ли улучшить логистику с Поднебесной — об этом говорили на семинаре «Импорт из КНР в 2021 году. Новые реалии и пути оптимизации», состоявшемся в Банке «Левобережный».

Организаторами мероприятия выступили практикующие эксперты в области внешне­экономической деятельности (ВЭД) — Банк «Левобережный», компания «Вектор-Азия», Новосибирская торгово‑промышленная палата и «Союз транспортников, экспедиторов и логистов Сибири» (СТЭЛС).

Трансформация отношений

По мнению коммерческого директора компании «Вектор-Азия» Юлии Скубко, события последнего года полностью поломали отлаженные схемы работы с Китаем. Чтобы сохранить бизнес, многим предпринимателям пришлось спешно подстраиваться под новые реалии внешнего рынка.
«Одной из главных проблем стал поиск поставщика удалённо. Ведь раньше можно было посетить знаменитую Кантонскую ярмарку или легендарный рынок Футьен, увидеть товар собственными глазами, пощупать его руками. Сейчас границы закрыты, но мы нашли оптимальное решение этого вопроса. Поиском производителя для наших клиентов занимается сотрудник компании «Вектор-Азия», проживающий в Китае. При необходимости он предоставит максимально полную информацию по интересующему товару или фабрике, пришлёт образцы.
Выходя на стадию переговоров, необходимо позаботиться о том, чтобы переводчик не только владел китайским языком, но и мог грамотно вести переписку. А ещё учесть такой нюанс — китайцы не любят, когда с ними торгуются в лоб, продавливая хорошую скидку. Для них это всё равно что потерять лицо. Для сохранения долгосрочных деловых отношений лучше действовать мягче и тактичнее, китайские партнёры это ценят.
Заключая контракт, важно проследить, чтобы условия ответственности сторон отвечали российскому и китайскому законодательству. В случае судебного разбирательства это может стать определяющим фактором. Как и оформление контракта на трёх языках: русском, китайском и английском. Чему неукоснительно следует наша компания.
В условиях дистанционной работы с Китаем тема качества поставляемого товара становится наиболее актуальной. Чтобы выявить брак или неисправность продукции до отправки, мы рекомендуем использовать такой инструмент, как инспекторская проверка. Её проводят уполномоченные независимые организации, находящиеся в КНР. Суть в том, что инспектор на основе вашего технического задания выборочно проверяет как этапы производства, так и готовую продукцию, а также контролирует процесс погрузки и отправки. Мы советуем предупреждать партнёра о намерении привлечь инспектора ещё на стадии подписания контракта. Практика показала: когда производитель знает об этом — отношение к заказу меняется в лучшую сторону.
Не стоит сегодня забывать и о контроле сроков сертификации товара. Так как в прошлом году закрылись некоторые сертифицирующие организации, у многих предпринимателей возникли на таможне проблемы из-за того, что эти документы оказались аннулированы». 

Доверяй, но проверяй

К сожалению, среди экспортёров встречаются недобросовестные производители. О том, как проверить поставщика без выезда в Китай, рассказала руководитель департамента ВЭД и логистики «Вектор-Азия» Екатерина Копалкина: «Если следовать простым правилам, то риск заключить сделку с неблагонадёжным партнёром можно свести к минимуму. Знакомство с новым поставщиком в нашей компании начинается с запроса основных документов: лицензии, свидетельства о регистрации, реквизитов. Обязательно сверяем эти данные с теми, что партнёр указал в контракте. Интересуемся наличием лицензии на экспорт. Если её нет, то придётся искать компанию-посредника, которая сможет вывезти товар за границу.
Кроме документов, которые я назвала выше, у серьёзного контрагента должно быть разрешение на вывоз товара разными видами транспорта: железнодорожным, воздушным, морским или автовозом.
Дополнить характеристику партнёра может информация официального сайта компании-производителя, а также отзывы на ведущих торговых площадках, как Alibaba.
Даже местоположение производства имеет значение. Если карты показывают, что фабрика находится в бизнес-центре, это уже повод усомниться».

Аккредитив в помощь

В этом году Банку «Левобережный» исполнилось 30 лет, более 25 из которых он занимается международными валютными операциями. По наблюдениям банка, процент расчёта в национальных валютах по сделкам с Китаем с каждым годом растёт в геометрической прогрессии. Начальник отдела корсчетов и документарных операций Банка «Левобережный» Анна Паникаровская рассказала, почему переводы в рублях и юанях являются сейчас самым экономически выгодным и оперативным способом оплаты, а аккредитив — наиболее безопасной её формой.
«Чтобы не допустить нарушения санкционных требований, все платежи — особенно в долларах США — тщательно контролируются. Если мы проводим долларовые операции, то вероятность получения запроса от банка-корреспондента наиболее велика. Они обычно запрашивают подробную информацию о назначении платежа (экономическую суть) и уточняют сведения об отправителе и получателе. Пока банк, инициировавший запрос, не получит исчерпывающего ответа, платёж нашего клиента будет заморожен, а это чревато потерей времени и срывом контракта. Поэтому мы рекомендуем производить расчёты с Китаем в национальных валютах, это исключает появление в цепочке сделки третьего банка и существенно ускоряет процесс оплаты.
А вот отследить статус своих операций в режиме реального времени поможет новый сервис от системы SWIFT — Global payments innovation. Сделав запрос из онлайн-офиса, наши клиенты получают данные о текущем статусе платежа, о времени и дате поступления денег контрагенту. Эта информация может пригодиться в разрешении спорных вопросов с партнёрами.
Внешнеторговые операции — это всегда определённый риск. Чтобы сделка прошла максимально безопасно и вы гарантированно получили товар, Банк «Левобережный» предлагает воспользоваться аккредитивом. Эта форма расчёта защищает как продавца, так и покупателя. А банк выступает гарантом того, что контрагент получит платёж в оговоренные сроки, если выполнит определённые условия. В нашем случае поставщик должен своевременно предоставить транспортные и коммерческие документы.
Наиболее подходящий момент для описания условий аккредитива — это стадия подготовки контракта, когда ещё можно предусмотреть все нюансы, касающиеся расчёта за товар. А их может быть много. Например, между сторонами часто возникает спор о том, кто должен платить банковские комиссии. В условиях контракта мы рекомендуем прописывать, что расчёт производится по территориальному признаку. То есть наши клиенты чаще всего не оплачивают услуги китайского банка, так же как иностранный поставщик — комиссию Банка «Левобережный».
Мы работаем как с подтверждёнными, так и с неподтверждёнными аккредитивами. При выборе аккредитива с подтверждением гарантом оплаты по сделке выступает третий банк — это первоклассный банк с мировым именем и богатым опытом проведения таких сделок. Именно он заплатит контрагенту по контракту, если этого не сможет сделать банк-эмитент. Для нашего клиента это дополнительная страховка, а для его партнёра — двойная гарантия оплаты.
По критерию финансового участия аккредитивы бывают покрытые и непокрытые. В первом случае клиент перечисляет денежные средства на специальный счет, доступ к которому имеет только банк. Во втором — клиенту открывается кредитная линия, которой он может воспользоваться, если на момент оплаты у него отсутствуют собственные средства для совершения платежа.
Договор аккредитива позволяет нашим клиентам отказаться от авансовых платежей, а китайским производителям — расширить зону поставок и продвижения товаров».

В Китай коротким путём

После закрытия границ с Китаем доставка грузов автомобильным транспортом стала весьма проблематичной, в отличие от железной дороги. Контейнерные перевозки, по словам президента «Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири» Сергея Максимова, не только резко подскочили в цене, но и заставили логистов искать альтернативные маршруты в КНР. «Потому что один из основных грузовых транзитов — БАМ — оказался перегружен. Чего не скажешь о транспортных коридорах Шёлкового пути, проходящих в непосредственной близости к нашему региону, по территории Монголии и Казахстана. Некоторые новосибирские транспортные компании уже начали во­зить груз из Китая через таможенные центры Восточного Казахстана — Хоргос и Достык. Китайские партнёры активно поддерживают это направление. А российские железные дороги уже приступают к запуску ускоренных контейнерных поездов и почтово‑багажных составов, которые будут курсировать маршрутом: «Новосибирск — Урумчи — Новосибирск».
В связи с пандемией Китай ввёл новые требования к контейнерным перевозкам. Например, у тех, кто экспортирует в КНР, стали спрашивать сертификат, подтверждающий, что товар не заражён вирусом Covid‑19, а сам контейнер прошёл дезинфекцию. Кроме того, груз выдерживают на границе 14 дней, прежде чем пропускают в страну. Но те же требования китайцы предъявляют и к собственным экспортёрам, так как опасаются новых вспышек заболевания.
Расхождения в законодательных актах стран-участниц Евразийского экономического союза (ЕЭС) сегодня существенно осложняют работу с контейнерными перевозками. По уставу железнодорожного транспорта, контейнер — это тара, а по таможенному законодательству ЕЭС — транспортное средство. Если в России контейнеры находятся более 12 месяцев, их, как транспортное средство, необходимо зарегистрировать в юстиции. У нас уже было несколько случаев, когда на казахстанской границе не пропустили груз из-за проблем с регистрационными документами. Поэтому, планируя перевозку, нужно учитывать и этот момент».

Союз ваших возможностей

Союз «Новосибирская торгово‑промышленная палата» (НТПП) много лет активно сотрудничает с участниками ВЭД, оказывая юридическое, организационное и документальное сопровождение. По словам вице-президента НТПП Анны Бойко, последнее время стала востребованной функция перевода деклараций и контрактов, с заверением печатью ТПП. «Для некоторых стран, например, Египта, наличие в пакете документов с печатью палаты имеет определяющее значение. Как и членство организации в Союзе. Для Китая или Ирана это весомый аргумент, так как у них тоже есть аналогичные палаты, поэтому к партнёрам-членам ТПП — больше доверия.
По запросу наши специалисты проводят ряд различных экспертиз, в том числе осуществляют проверку грузов по прибытии в пункт назначения. Например, если товар был отправлен в надлежащем виде, а пришёл испорченным, экспертная группа поможет установить причину повреждений и ответственных за это лиц.
Получить частичное или полное освобождение от уплаты таможенных пошлин позволяет сертификат происхождения товаров. Торговая палата помогает своим партнёрам получить этот документ.
Сегодня много внимания было уделено специфике заключения контрактов с контрагентами. Наша организация оказывает содействие в поиске поставщиков и подготовке внешнеторговых документов. А в случае расторжения сделки эксперты палаты могут провести аудит ВЭД-контракта, если клиент понёс убытки».

Узнать дополнительную информацию по теме ВЭД и импорта из КНР можно на сайтах участников семинара:

  • Банк «Левобережный» www.nskbl.ru

  • Компания «Вектор-Азия» vektor-a.com

  • «Союз транспортников, экспедиторов и логистов Сибири» stelssib.ru

  • Новосибирская торгово‑промышленная палата novosibobl.tpprf.ru

Текст: Анастасия Куприянова
Фото: Антон Медведев