К нам приходят напиться из чистого источника знаний

3 / 2021     RU
К нам приходят напиться из чистого источника знаний
Алексей Васильев министр науки и инновационной политики Новосибирской области
СУНЦ НГУ (ФМШ), НГУ, ЦКП «СКИФ», Академпарк, биотехнологи Кольцово, программисты, за которыми охотятся ведущие IT-бренды и аутентичность местной академической среды – уникальная совокупность обстоятельств, которая определяет сегодняшние ключевые элементы сибирской науки. Но время движется вперёд, и, чтобы оставаться мировым научным брендом, новосибирский научный центр должен меняться.

LT: Указом президента России 2021 год объявлен Годом науки и технологий. Означает ли это для вас и вашей команды, что наступило «время возможностей»? Какие направления вы как министр определяете важнейшими для развития научной сферы Новосибирской области?

АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВ: Исторически сложилось так, что Новосибирская область получила эксклюзивные права на определённые элементы глобальной научно-технологической цепочки. Так, с конца 50-х годов прошлого века новосибирский Академгородок стал центром притяжения людей, посвятивших свою жизнь поиску научной истины. Постепенно здесь сложилась устойчивая вертикаль знаний — сильнейшее научно-образовательное звено, включающее физматшколу и НГУ, научно-исследовательские институты СО РАН. Эта структура по сей день привлекает умную и талантливую молодёжь. Правда, сегодня выпускники академической школы становятся не только исследователями — многие выбирают путь технологического предпринимательства. Тем более что в Новосибирской области есть уникальная возможность реализации наукоёмких проектов.

Вы имеете в виду Академпарк?

Именно. Институционализация Академпарка, на мой взгляд, самая выдающаяся трансформация, которая произошла в новосибирском Академгородке за последние 15 лет. Во многих других регионах подобные структуры не состоялись, а Новосибирск располагает целой совокупностью обстоятельств, благодаря которой эта экосистема живёт и развивается. Прежде всего, это мультидисциплинарный Академгородок, где есть доступ к передовым научным исследованиям, а также мощный предпринимательский ресурс нашей области. Добавьте к этому активность государства, поддерживающего эту инфраструктуру, и вы получите инкубатор высоких технологий, образующих новые продукты, новые рынки, которые входят в нашу жизнь в самых разных её сферах. Я могу привести множество примеров реализации таких проектов. Биовегетарии iFarm снабжают новосибирцев (и не только) свежей зеленью и клубникой. Углеродные нанотрубки от сибирского «единорога»*,  компании OCSiAl с успехом применяются для модификации уже известных и при создании новых материалов, используются в стратегически важных научно-технологических проектах. Компании «Тион», Appercode, «Элтекс» — резиденты Академпарка, чья продукция известна не только в России, но и во многих странах мира. Сейчас на территории Технопарка работают более 300 компаний, а это около 10 000 высококвалифицированных специалистов. Тот же «Яндекс» создал здесь свой офис, так как руководство компании прекрасно понимает кадровый потенциал этого места.
Говоря о научно-производственном кластере Новосибирска, нельзя не упомянуть и наукоград Кольцово, объединённый с Академгородком общей культурой, пересекающимися проектами и социальной инфраструктурой. Напомню, что научный центр «Вектор» в рекордные сроки предложил вакцину от коронавируса «ЭпиВакКорона». В этом году учёные «Вектора» первыми сфотографировали так называемый британский штамм вируса, и, насколько известно, работают над универсальной вакциной. Резидент Академпарка — компания «Медико-биологический союз» ещё в апреле 2020-го разработала ускоренные ПЦР-тесты на COVID-19.
Свою систему диагностики предложила и компания «Биосан», это яркий пример того, как сконцентрированные в одном месте технологии дополняют друг друга в решении глобальных проблем. Убеждён, что нам нужно усиливать фокусировку на этой специализации региона и наращивать компетенции в этой сфере быстрее, чем делают наши конкуренты в мире. 

И это как раз одна из ключевых функций министерства науки и инновационной политики Новосибирской области?

Совершенно верно. Практика показывает, что из сотен стартапов выживают единицы, так как основателям проектов не всегда удаётся наладить продуктивные связи и получить квалифицированную консультативную поддержку. Государство же, в том числе и силами нашего министерства, работает над тем, чтобы эти связи не только формировались, но и крепли, вырастали во что-то содержательное на базе специализированной жёсткой инфраструктуры: лабораторий с новейшим оборудованием, инжиниринговых центров, современных коммуникационных площадок. Такой подход позволяет создавать новые продукты и новые рынки задолго до того, как это станет известно широкой публике.

Конечно, нам очень хочется зажигать молодёжь. Молодые люди в большей степени открыты новому и интересному

Сегодня уже можно говорить о сферах, в которых наш регион окажется вне конкуренции, так как мы уже вложились в самые перспективные технологии.

Можете привести примеры?

Мы уже подошли к активной фазе реализации проекта «СКИФ», который будет обладать исключительными инфраструктурными характеристиками для исследований в области физики, химии, геологии, биологии и медицины. Надо понимать, что международная исследовательская среда отличается высокой степенью конкуренции: кто качественнее проведёт эксперимент, первым получит наиболее точный результат, того первым и опубликуют в авторитетнейших мировых изданиях, таких, как Science или Nature. В этом смысле ЦКП «СКИФ», синхротрон поколения 4+, один из самых современных в мире, дает учёным уникальные возможности. Поэтому я уверен, что к нам поедут для проведения экспериментов исследователи США, Европы, Японии, и других стран.  Представьте, какую рекламу Новосибирской области они сделают по всему миру? Наша задача – справиться с открывающимися возможностями, выстроить такую систему, в которой на потенциале развития СКИФ будут подниматься и другие отрасли.
Еще одно направление — набирающий все большую популярность в мире медицинский туризм. Наша биомедицинская сфера дала жизнь целой плеяде современных технологичных центров: Национальный исследовательский центр имени Е.Н. Мешалкина, НИИТО, ЦНМТ – потенциал огромный, и нам ещё предстоит его раскрыть. То же касается биофармацевтики, и эта отрасль, кстати, непосредственно связана со СКИФом, так как синхротронное излучение позволяет детально исследовать структуры биологических комплексов. В интересном ракурсе предстаёт аграрное направление. В Европе и США местной фермерской продукции всегда отводятся лучшие полки в магазинах и стоит она иногда в два-три раза дороже масс-маркета. В Новосибирске много коммерчески интересных позиций породила индустрия биотехнологий – биодобавки, пробиотики, органические овощи, фрукты, зелень. Сохранение и развитие этого продовольственного оазиса, в том числе и методами агрессивного маркетинга, – важная идея, она полностью комплементарна мегасайенс-проекту «СКИФ».

Но для этого необходимо рассказывать о достижениях новосибирских исследователей, научных организаций. С другой стороны, громкие названия и сложные термины не должны пугать тех людей, которые достаточно далеки от сферы научных знаний.

Согласен с вами. Просветительская деятельность в сфере науки – одна из важнейших задач министерства. У научного сообщества региона есть опыт взаимодействия с различными средствами массовой информации, региональные сюжеты о достижениях сибирских учёных почти еженедельно попадают в федеральную повестку и занимают высокие позиции в новостных рейтингах. Благодаря журналистам фраза «новосибирские учёные установили» уже стала своего рода федеральным брендом и, подобно мему про британских учёных, ссылка на Новосибирский научный центр, наши академические институты – своеобразный знак качества и актуальности представляемой информации. 
Конечно, нам очень хочется зажигать молодёжь. Молодые люди в большей степени открыты новому и интересному. В свое время, обучаясь на втором курсе физфака НГУ, я выбрал кафедру физики элементарных частиц после потрясающей профессорской лекции. Эту атмосферу мы стараемся воссоздать в рамках фестиваля «Наука+» и других подобных акций.
Что касается популяризации науки для широкой аудитории, то, на мой взгляд, давать такую информацию нужно систематически. Я какое-то время работал в Европе и в США, в Калифорнии, – там новости о технологических новинках, научных открытиях подаются ярко, креативно и даже в несколько спекулятивном формате: обычно это достижения хорошо известных компаний, которые у всех на слуху. Известно, что человек наиболее восприимчив к новостям, которые непосредственно перекликаются с его жизнью, ассоциируются с работой местных специалистов. «Сибирские учёные вывели фиолетовую пшеницу, которая может помочь в лечении болезней Альцгеймера и Паркинсона», «Группа компаний «ЦФТ» из Новосибирска вошла в тройку крупнейших российских поставщиков IT-продуктов для банков», «2ГИС выпустил глобальную карту России с возможностью построить междугородний маршрут» — это интересно, потому что жизненно и касается каждого из нас.

А новость о том, что 2ГИС куплен Сбербанком и, таким образом, утратил
непосредственную привязку к Новосибирску, — разве это не потеря для нашего региона?

Хороший вопрос! Но это как раз один из естественных этапов развития бизнеса. Посмотрим на ситуацию с другой стороны: проект, выросший из стартапа, оценил и купил Сбербанк! Это очень привлекательная история успеха, благодаря которой тысячи школьников и студентов придут в бизнес-инкубаторы и будут создавать свои стартапы, чтобы однажды их купил Греф! Или они сами купили Сбер! (Смеётся.)

А не страшно, что, получив здесь образование, опыт технологического предпринимательства, молодые люди уедут из региона, перестанут работать на благосостояние Новосибирской области?

Да, такая проблема существует. Но мы ее «не заметаем под ковер», а наоборот, изучаем, проводим социологические исследования, смотрим, почему уезжают люди, почему не строят карьеру в нашем регионе. В прошлом году Центр стратегических разработок по нашему заказу выполнил исследование инвестиционного климата в Новосибирской области. Его результаты размещены на сайте министерства науки и инновационной политики. Мы посмотрели, куда от нас уезжают, с кем и в чём нам приходится конкурировать. В ходе исследования были опрошены несколько сот молодых инноваторов, молодых учёных. И выяснилось, что, например, важным фактором, влияющим на инвестиционную привлекательность в регионе, является рынок аренды жилья. Официально в Новосибирской области квартиры арендуют 0,5% населения, реально – 10-12%, а в научно-молодёжной среде это вообще каждый третий. Получается, что наш рынок аренды – «серый», в нём много подводных камней и не всегда уровень цен, качество жилья, сервис для арендаторов соответствуют запросам молодых людей. Поэтому создание качественного, отвечающего современным стандартам арендного жилья повысит привлекательность региона для молодых талантливых исследователей и предпринимателей. Особенно если этой категории будет частично субсидироваться стоимость проживания. А приехать в Сибирь хотят многие! Во время проводимых в Академгородке научных конференций приезжает европейские учёные, которым хочется сибирской аутентичности. Да и в НГУ иностранные студенты приезжают охотно – это вы знаете. Но приехал гость из-за рубежа, пожил пару дней без горячей воды, походил до работы по сугробам и думает: чем ещё придётся поступиться, чтобы находиться в этом замечательном месте? Поэтому если здесь будет соблюдён понятный стандарт жизни, это точно послужит привлечению сюда талантливых амбициозных людей со всего мира.

Практика показывает, что из сотен стартапов выживают единицы, так как основателям проектов не всегда удаётся наладить продуктивные связи и получить квалифицированную консультативную поддержку

Кто-то ищет для ребёнка хорошую школу или престижный вуз, кому-то не нравятся нечищеные дороги и потеря времени в пробках, кого-то не устраивает бизнес-климат. Для нас это вызов, и поэтому, когда мы говорим о программе «Академгородок 2.0», мы имеем в виду, что это проект комплексный, предусматривающий не только научную составляющую, но и развитие всей сложившейся экосистемы. Это не только научная база, но и удобное, качественное жилье, детские сады и школы, развитая дорожная сеть.
В инноватике, помимо «единорогов», есть такое понятие – «газели». Это сформировавшиеся, бурно развивающиеся стартапы. Для нас очень важно, чтобы наши «газели» оставались и росли, в Новосибирском научном центре, используя имеющиеся здесь ресурсы и возможности. Приведу такой пример: многие резиденты Академпарка в прошлом году удвоили свои обороты. Это значит, что даже в удалении от столицы, в разгар пандемии они нашли востребованные задачи, ниши, ресурсы для развития. Мы постарались учесть опыт 2020 года, и в этом году планируем развивать дополнительные коммуникационные связи, максимально использовать административные возможности, чтобы перспективные стартапы как можно быстрее вставали на ноги и оставались в регионе, потому что именно в Новосибирской области сформирована одна из лучших в мире экосистем генерации знаний.

Почему в Новосибирской области, которая позиционируется как регион с высокой инновационной активностью, достаточно медленно развивается венчурный рынок?

Полагаю, что Россия ещё не прошла полностью те этапы развития, которые необходимы для формирования венчурной культуры. Венчурные инвесторы – продвинутые и успешные – объективно анализируют ситуацию и видят, что совокупность возможностей для реализации проектов здесь пока меньше, чем в ряде других стран. Поэтому, даже если проект перспективный, венчурные инвесторы готовы вкладывать в него деньги при условии реализации где-нибудь в Европе или Америке. Если в Европе риски меньше, то для бизнеса это критически важно. Но тем не менее мы не опускаем руки: в этом году в рамках международного форума «Технопром» уже в четырнадцатый раз будет проводиться Сибирская венчурная ярмарка. В 2018-2019 годах (за 2020 год итоги пока не подводились) девять участников Сибирской венчурной ярмарки привлекли 220 миллионов рублей дополнительных инвестиций. Да, пока эта довольно скромная сумма, особенно на фоне совокупной годовой выручки всех резидентов Академпарка, 30 миллиардов рублей. Но тем не менее это средства, вложенные в наши, сибирские компании, которые в процессе своего развития будут также приносить прибыль. У нас есть цель, у нас есть все необходимые инструменты для реализации нашего проекта «Академгородок 2.0», и хотя дорога непростая, уверен: мы своего добьёмся.   

* «Единорогами» принято называть молодые растущие инновационные компании, уставной капитал которых составляет миллиард долларов и более.

Текст: Марина Кондратьева
Фото: Антон Медведев