Правила финансовой грамотности от итальянских банкиров банки и кризис-2

3 / 2021     RU / ITA
Правила финансовой грамотности от итальянских банкиров
Джузеппе Гизольфи вице-президент Европейской ассоциации сберегательных банков, советник Международной ассоциации сберегательных банков и Национального совета по вопросам экономики и труда Италии
В данной статье рассматривается роль местных банков в формировании положительного экономического климата на территории их действия, в финансовой стабильности, поддержке местных домохозяйств и предприятий с помощью более тесного контакта с последними.

Имя Беппе Гизольфи уже не первый раз появляется на полках книжных магазинов среди книг о сбережениях и финансах, писателю неизменно удаётся сделать эти темы увлекательными. Это заслуга его работы журналистом, которой он посвящает себя помимо своей основной деятельности в качестве вице-президента Европейской ассоциации сберегательных банков, советника Международной ассоциации сберегательных банков и Национального совета по вопросам экономики и труда Италии. Книги Беппе Гизольфи увлекают любого читателя, который если и не интересовался до этого сложной темой экономики и финансов, то непременно станет её поклонником. «Финансовый словарь», объясняющий все важные термины финансового мира, публикуется на страницах нашего журнала ежемесячно с любезного разрешения автора.
«Этот труд представляет собой сборник статей различных экспертов с описанием и объяснением финансовых терминов, где каждый из авторов имеет для меня огромную важность. Для этого труда я искал самых квалифицированных авторов среди профессоров, адвокатов, профессионалов в сфере истории и экономики. Полагаю, что эта работа является одной из самых выдающихся и, что самое главное, полезной. Ведь даже если вы не связаны с экономикой и не занимаетесь ею, знайте, что она занимается вами». 

Альберто Риццо, адвокат в Кассационном суде, советник Банка кооперативного кредита КераскоМестный территориальный банк (Часть II)

В контексте взаимодействия финансовых институтов с региональной деловой средой для каждого банкира приобретает ещё большее значение раскрытие истинного лица банков, благодаря формированию более чёткого и ясного понимания их незаменимой природы, суть которой в том, чтобы быть мотором развития предпринимательской деятельности.  И кроме того, не будет ошибочно назвать их культурными посредниками и распространителями в обществе набора ценностей этической, социополитической, традиционной, светской или религиозной матрицы, которые в своём историческом наследии имеет почти каждый банк, пусть даже и со своими особенностями. Однако процесс разъяснения подобных понятий и ценностей не должен быть уподоблен простому маркетинговому ходу или рекламному приёму. Истинная и конечная цель состоит в том, чтобы на базе новой практики создать иной способ ведения банковского дела.

Фактически использовав неподходящие методы управления кредитом и финансами (субстандартная ипотека, спекулятивные сделки с производными ценными бумагами), которые вызвали столько проблем у вкладчиков и компаний, банки и банкиры сегодня стоят перед новой задачей (вышеупомянутый «новый способ банковской деятельности»). Она заключается в том, чтобы быть одновременно спонсорами реформированной экономической системы, способной на глобальном уровне регулировать неконтролируемое расширение капитала, устраняя его негативные последствия, и параллельно придерживаться процесса возвращения лояльности клиентов, основанного на краеугольном камне экономического общества, а не на безличных отношениях (вспомните широко обсуждаемые рейтинги). В случае с итальянскими банками для достижения этих целей необходимо выйти за рамки убеждения, слишком часто поддерживаемого самими банками, и принять во внимание, что вопрос касается всей Европы, а не конкретной местной территории. Параллельно с этим убеждением необходимо преодолеть столь же широко распространённое мнение, что при разработке недавнего международного банковского законодательства было намерение отменить любые личные отношения между банком, инвестором и территорией и что такая мера предполагала распределение рисков на как можно более широкой территории и получение гарантии на соблюдение правил и норм. Если бы банки должны были разрывать любые личные локальные контакты со своими клиентами, то это способствовало бы усилению и без того растущего разрыва между бедностью и богатством. С одной стороны, богатые, которые не требуют никакого диалога с банком, пока видят соответствующие цифры, с другой стороны, бедные, которые нуждаются в разъяснении и взаимопонимании с банком, учитывая, что их финансовые показатели не всегда отражают экзистенциальное положение дел.

Считается, что территория может быть использована в качестве главного инструмента для повышения эффективности экономической системы, в частности придания новой устойчивости банковской системе. Но использование территории, выстраивание концепции, по сути, означает оживление реальной экономики, которая формируется именно из местных бизнес-единиц, из взаимопроникновения и стабильности которых генерируется клеточная масса, поддерживающая всю национальную и наднациональную экономическую материю.

Однако быть партнёром и поддерживать реальную экономику можно только в том случае,
если поддерживать тесный контакт с людьми, которые день за днём вносят свой вклад
в её динамичное развитие своими усилиями
и постоянным предложением идей и проектов

Однако быть партнёром и поддерживать реальную экономику можно только в том случае, если поддерживать тесный контакт с людьми, которые день за днём вносят свой вклад в её динамичное развитие своими усилиями и постоянным предложением идей и проектов. Однако, чтобы не превратить это утверждение в просто красивую речь, важно, чтобы оно было реализовано кредитными учреждениями, обладающими характерными этическими и моральными идеалами, в качестве принципов в своей деятельности.

Благодаря этим идеалам можно было бы установить между банком и клиентом отношения, основанные на обоюдном доверии и взаимном сотрудничестве, больше телеологические, нежели взаимовыгодные, созданные для достижения экономического и социально-политического состояния, называемого общим благом. Такими кредитными учреждениями являются местные банки, либо, используя современную терминологию, территориальные или локальные банки: кооперативные кредитные, сберегательные, народные.

Солидарность, альтруизм, взаимность, субсидиарность, борьба с ростовщичеством, сотрудничество в области политико-экономической свободы и устойчивого развития, кредитная и финансовая помощь, поддержка домохозяйств и предприятий — наиболее известные ключевые принципы, формирующие постоянную основу и отличительные возможности новой миссии территориальных банков.

Эти принципы далеко не эфемерные или теоретические архетипы, бессмысленные, высокопарные слова, которые можно использовать, только чтобы заманить в ловушку неопытных клиентов, цитируя известное выражение Фридриха Ницше, понятиями «морали стада», принятыми в экономико-банковском контексте. Вышеупомянутые принципы являются не чем иным, как эффективной реализацией жизненного опыта укоренения на территории рассматриваемых институтов, чья бизнес-модель основана на логике отношений и ярко выраженной взаимозависимости социального сообщества c предпринимательской средой резидентов в районах их расселения.

Учитывая характерную особенность функционирования местных банков, а именно доверительное кредитование, которое стабилизирует экономическую систему, процесс переориентации банковской системы может принять реальную форму при условии, что местные банки будут иметь личностно-деловой подход, который позволит обойти критические моменты и стать действительно функционирующим на локальной территории.

Как известно, слабые стороны и трудности местных банков заключаются в недостатке высокопрофессиональных специалистов, которые могли бы быть использованы в управленческих процессах высокого уровня в кредитной и финансовой областях. Недостатки заключаются и в слабом применении сбалансированной экономии на масштабах производства, в определении кредитного портфеля с достаточной диверсификацией и разделением рисков, в расширении ассортимента продуктов и услуг, предлагаемых клиентам. Наряду с исправлением таких недостатков необходимо предотвратить следующие события, которые будут иметь место из-за многочисленных слияний банков и объединений внутри одной группы, неизбежного сокращения филиалов и централизации головных офисов. Имеется в виду увеличение дистанции между банком и клиентами, а также потеря части качественной информации, ранее получаемой благодаря географическому присутствию и постоянным контактам с предприятиями и местными домохозяйствами.

Что касается развития сильных сторон рассматриваемых банков, они, прежде всего, должны проявить заинтересованное отношение к экономической ситуации на местных рынках. Иными словами, они должны быть в состоянии оказать эффективное сопротивление рецессионным последствиям экономики: не опасаясь последствий обвала кредитно-финансовой системы, с помощью наиболее быстрой и гибкой схемы финансирования сфокусироваться на компетентных областях, таким образом накапливая сбережения, сократить процесс выдачи решения о предоставлении займа до коротких и оптимизированных функциональных этапов, однако эффективных и безупречных с юридической точки зрения, установить более прочные отношения с клиентами посредством особых форм технической помощи и консультаций.  Эти методы направлены на то, чтобы могли быть реализованы финансовые и имущественные цели домохозяйств и предприятий.

Короче говоря, местные банки должны стать главными контактными лицами и коллегами физических и юридических лиц (и всех организаций), находящихся в пределах их территориальной близости. Это необходимо сделать для сотрудничества на пути ко всеобщему процветанию, основанному на постоянном доходе и финансовой безопасности, одним словом, для достижения желанной, хотя и банальной идеи общего блага.

Текст: Светлана Догадкина