Синдром срезанного цветка, или бизнес без корней

3 / 2021    RU / ITA
Франческо Сансоне глава компании Valore
Специальный гость очередной встречи участников клуба Valore, известный в европейском образовательном сообществе профессор Стефано Дзаманьи, предложил к обсуждению вопросы антропологии позитивного прогресса и осознанного развития культурных традиций. Неогуманистический аспект этой дискуссии должен быть известен обществу, изучен и передан тем, кто несёт ответственность за будущее мира.

Стефано Дзаманьи, президент Папской академии общественных наук, профессор Болонского университетаМы живём во время «Второй великой Трансформации» по Карлу Поланьи («Великая трансформация» — историческое и экономическое исследование Карла Поланьи — прим. пер.). Первая трансформация была подробно описана Камполани в известной книге 1944 года со ссылкой на Первую индустриальную революцию. Так что сейчас мы проходим эпоху трансформации модернистского общества в постмодернистское. И как всегда, на полпути к любой цели все проблемы кажутся нам неразрешимыми. По-человечески такие чувства понятны, однако нет повода для грусти. Великий греческий историк Геродот сказал: «Страдания умудряют». Ситуация, связанная с нынешней пандемией, учит нас многому. В связи с этим я посвящу своё выступление особой теме — предпринимательской деятельности и её существованию в условиях глубокой трансформации, которая, как я уже отметил, осложнена COVID‑19.

Мы знаем, что любая коммерческая деятельность имеет множество функций в обществе. Однако появившееся в последние 50–60 лет примитивное понимание роли коммерческих организаций свело всё к крайне узкому набору обязанностей. Теперь любое предприятие является только генератором богатства, инициатором создания рабочих мест, производителем товара и поставщиком услуг. Это утверждение верно, однако крайне бедно и узко. Предприятие — это также и политический субъект, то есть актор, способный к трансформациям в тех условиях и той среде, в которую он встроен, — взять хотя бы культуру и то, как она влияет на институциональную структуру. Так ведь никогда не было прежде.

Предпринимательская деятельность зародилась в Италии, точнее в регионе Тоскана. В XV веке в эпоху гражданского гуманизма возникают такие фигуры, как Бенедетто Котрульи, чья книга («О торговле и совершенном купце», 1573 г. — прим. пер.) недавно была опубликована в одном из современных научных изданий. Если мы зададимся вопросом о том, кто создал гуманизм, то вспомним о группе предпринимателей, которые в те времена именовались торговцами. Их целью являлась не только коммерческая деятельность как таковая, о чём будет сказано позднее, но и, прежде всего, трансформация окружающей действительности. К примеру, собор Дуомо во Флоренции построила Группа Ланалиоли, торговцы шерстью. Заметьте, это не был епископ или эрцгерцог описываемой эпохи.

Так, бизнесмены того времени заявили обществу, что их роль состоит не только в ведении бизнеса, что, конечно, является основной целью, но и в сохранении красоты родного города. То же самое продолжалось и в последующие столетия, как подтверждают знающие традиции итальянского корпоративизма. Вспомните о том, что написал Луиджи Энауди (Luigi Enaudi — итальянский государственный деятель, президент Италии в 1948–1955 — прим. пер.) о роли предпринимательства. Вспомним и таких известных итальянцев, как Оливетти, Креспи д’Адда, Алессандро Росси из Виченцы и многих других (выдающиеся итальянские предприниматели — прим. пер.). В последние 50–60 лет в англосаксонском обществе понимание роли бизнеса свелось к крайне узкому определению. И это сильно испортило нам жизнь. По мнению нобелевского лауреата по экономике Рональда Коуза, предприятие есть не что иное, как череда контрактов. Дать такое определение бизнесу — огромная ошибка. Это одно из наиглавнейших заблуждений, вписанных в современную учебную литературу для студентов экономических специальностей. Иные видят предпринимательство как некую цепочку стимулирующих выплат или как систему прав собственности. Все вышеперечисленные определения хоть и являются различными, однако по сути имеют общую характеристику: все они исключают фактор благородного призвания из целей предпринимательства. Этот термин был недавно использован самим папой Франциском в его энциклике «Все мы братья».

Возможно, кто-то и удивится, но в предыдущем обращении к верующим «Прославлен будь, мой Господи» папа Франциск говорит: «Бизнесмены должны вновь стать теми великими личностями, какими были прежде». В последнем своём обращении папа Франциск использует термин «благородное призвание» — не профессия, а именно призвание.

Так что же определило такое узкое понимание роли бизнеса, которое, с одной стороны, увеличивает значение эффективности и прибыльности, а с другой стороны, создаёт различные проблемы на уровне высшего управления? Сегодняшние исследования на тему человеческого понимания счастья показывают, что способ, каким организован бизнес-процесс, напрямую влияет на ощущение счастья. Попытки повысить уровень эффективности и, следовательно, прибыльности фактически пренебрегли такими человеческими факторами, которые делают профессию предпринимателя поистине благородным призванием. Эти изменения возымели разрушающее воздействие даже на тех, кто управляет предприятием.

Сегодня все знают, что означает дисквалификация менеджера. В этом вопросе необязательно быть экспертами, достаточно послушать психологов. Современные топ-менеджеры находятся в глубоком кризисе, который связан с вопросами не прибыльности, но идентичности. Из-за огромного количества времени, которое топ-менеджеры посвящают надзорным функциям, они должны пожертвовать своей творческой инициативой для реализации необходимой модели управления. Недавние исследования МакКинси в Америке (McKinsey & Company — международная консалтинговая компания, специализирующаяся на решении задач, связанных со стратегическим управлением — прим. пер.) показали, что почти 90% своего времени руководители используют для контроля подчиненных и ответов на электронные письма. Но если они должны посвящать 90% рабочего процесса времени надзору за другими, то как же им применить творческий и инновационный подход в работе? Сегодня мы находимся в ситуации, когда нам просто необходимо вернуться к своим корням.

Существуют три тяжелейшие проблемы, которые характеризуют современную сферу предпринимательства и менеджмента. Первая — это так называемый телеопатический синдром, поведение, при котором я фокусируюсь только на прибыли и не вижу ничего другого, иными словами остаюсь оторванным от фактора общественного блага. Вторая проблема — синдром срезанного цветка. Это американское идиоматическое выражение, обозначающее уважение этических принципов, таких как признание собственных культурных корней, однако, эти понятия не ценятся по достоинству при ведении бизнеса. Как однажды срезанный цветок сохраняет свою красоту на какое-то время, однако потом неизбежно засыхает, так и бизнес, не поддерживающий ценность культурных корней, умирает. Третья проблема называется моральной безответственностью и представляет собой когнитивный процесс, который необходим для деактивации тех механизмов, которые мешают нам совершать действия, противоречащие собственным принципам. Это один из самых эффективных синдромов. Наши сегодняшние страдания и проблемы связаны с тем фактом, что во имя получения прибыли мы оторвали от института предпринимательства его первоначальную роль. Согласно утверждению итальянского учёного Вильфредо Парето, настоящая эффективность — та, что улучшает коллективное благосостояние.

Вопрос в том, как изменить нынешнюю ситуацию? Для нас, итальянцев, достаточно вернуться к своим корням и объяснить это за границей. Потому что сегодня, как никогда прежде, англосаксонский мир нуждается в хороших идеях. С тех пор как в Папской академии общественных наук проводятся семинары с представителями англосаксонского мира, я всё время слышу один и тот же вопрос: почему вы, итальянцы, не используете лучшее от ваших традиций? Я отвечаю так: потому что мы итальянцы. Я процитирую Джакомо Леопарди, который написал в одной из своих книг: «Итальянцы очень нестандартны, обладают редкой творческой жилкой, но не умеют ценить свои корни». Я бы хотел закончить выступление словами известного индийского поэта Тагора: «Не плачь, когда садится солнце, иначе слезы затмят твоему взору сияние звёзд». Так что если мы не будем плакать в этот особо сложный исторический момент свирепствующей пандемии, то, возможно, в тишине ночи увидим мириады сияющих звезд.

 

доктор Джанни Летта, итальянский политик и журналистДоктор Дзаманьи посвятил своё выступление институту коммерческой деятельности, но я считаю, что многое из того, что он сказал, касается всего нашего общества. Это крайне оптимистичное и положительное описание отличается от тех эмоций, которые вызывает у нас нынешняя обстановка с её печальными буднями, затемненными пандемией.

Сегодня политические полемики вокруг государственных мер указывают на то, что страдания ничему не учат, во всяком случае ничему положительному, поскольку они возродили в душах людей самые дурные инстинкты и чувства. В такой драматический момент можно продолжать этот политический театр, как будто ничего не произошло: дискутировать, спорить, критиковать, нападать с ненавистью, но так никогда и не найти понимания.

Я надеюсь, что слова профессора Дзаманьи помогут нам задуматься о том, что страдания должны учить нас особым ценностям. Они касаются не только коммерческой деятельности, но и каждого, на ком лежит предпринимательская ответственность, и тех, кто с ней никак не связан. Все признаки, описанные профессором Дзаманьи, — моральная безответственность, телеопатия или синдром срезанного цветка — касаются как предпринимательской деятельности, так и нашей повседневной социальной жизни, которая не только не является упорядоченной, но и стала крайне жестокой и опасной. Следовательно, обращаясь к этим ценностям, к гуманизму, мы все должны найти маяк, который ведёт нас в мире бизнеса, как и в жизни всего общества, к открытию ценностей, ведущих к новым полезным соображениям. Только помня свои корни, предприниматели и бизнесмены смогут обрести истинное благородное призвание. Только так каждый из нас может найти своё место в спокойном, стабильном обществе, стремящемся к развитию и движению, к лучшему своему проявлению.