«Цифровые» дети

3 / 2021     RU
«Цифровые» дети
Галина Фильченко консультант PSY 2.0, эксперт в области психосоматики
Темой нашей второй беседы с Галиной Фильченко стала гаджет-зависимость, которой подвержены уже не только подростки и взрослые, но и дети дошкольного возраста. Как не потерять ребёнка в виртуальном пространстве и сохранить с ним тёплые, доверительные отношения?

Гаджет-зависимость —новая болезнь XXI века?

Наши дети рождаются в мире, перенасыщенном цифровыми технологиями. Девайсы стали привычными и естественными для подрастающего поколения. Современные интерфейсы интуитивно понятны, и большинство детей буквально с пелёнок легко осваивают их. Конечно, инновации облегчают нашу жизнь. Но чем глубже мир погружается в цифровую среду, тем сильнее ощущаются негативные последствия этого процесса. За последние годы в разы возросло количество обращений родителей к психологам с просьбой помочь побороть чрезмерное пристрастие их детей к гаджетам. Матери и отцы абсолютно не знают, как себя вести с детьми «цифрового» поколения, которые порой учатся обращаться с планшетом раньше, чем ходить. Воспитывая ребёнка, чаще всего мы ориентируемся на собственный опыт, принимаем решения, основываясь на том, что происходило с нами в детстве, как нас растили наши родители. Но мы родились совсем в иное время. Наши мамы и папы не забирали у нас смартфон, несмотря на бурные протесты, и это не входит в нашу внутреннюю родительскую модель. Многие не знают, где проходит граница, определяющая нормальное взаимоотношение с девайсами и патологическое, и как её правильно установить.

Как определить чрезмерную зависимость ребёнка от гаджетов

Основные признаки зависимости от цифрового устройства — это даже не само по себе время, проведённое за гаджетом, а сосредоточение вокруг цифрового устройства всех интересов человека, отказ от других видов деятельности, потеря интереса к ним. Чем чаще он погружается в виртуальное пространство, тем сложнее ему вернуться и адекватно воспринимать реальность. Его перестают заботить насущные проблемы и потребности, прекращается индивидуально-личностное развитие.

У детей формирующуюся гаджет-зависимость можно определить по следующим критериям:

  • ребёнок перестаёт интересоваться реальной жизнью: играть в игрушки, общаться с другими людьми;
  • хорошее настроение наблюдается только тогда, когда ребёнку разрешают пользоваться гаджетом, любые ограничения, связанные с этой деятельностью, вызывают острый протест;
  • едва проснувшись, ребёнок стремится взять смартфон в руки, торгуется за право им пользоваться, всё своё свободное время предпочитает тратить на цифровое устройство, а без него абсолютно не знает, чем себя занять;
  • после пользования гаджетом ребёнок никак не может переключиться на новый вид деятельности, появляется рассеянность внимания, неусидчивость. Он легко расстраивается, быстро заводится, чаще ссорится с окружающими, много спорит, проявляет агрессию, эмоционально отдаляется от родителей;
  • возникают нарушения сна, ухудшается память, затормаживается развитие когнитивных способностей.

Причины возникновения гаджет-зависимости

Грустно, но чаще всего именно сами родители подталкивают ребёнка к нездоровому поведению. Чтобы подольше поспать, поработать или спокойно сделать дела по дому, они подсовывают гаджет ребёнку, чтобы он не мешал, «выключают» его из реальности. Не замечая, как растёт эмоциональная привязанность малыша к смартфону, удивляются, когда попытки забрать у него устройство вызывают бурную негативную реакцию. В основе гаджет-зависимости лежит механизм, связанный с синтезом гормона удовольствия — дофамина. Количество дофамина, высвобождаемое в процессе взаимодействия с девайсами, сопоставимо с действием таких наркотиков, как амфетамин. Поэтому, если ребёнок долго сидит в девайсе, он испытывает постоянный выброс дофамина. Процесс вызывает привыкание, и постепенно у ребёнка появляется потребность ещё больше проводить времени с цифровым устройством, чтобы достигнуть нужного эффекта. Цифровое устройство становится не просто средством получения информации, общения, а источником удовольствия. В более старшем возрасте к развитию гаджет-зависимости может привести недостаток общения, низкая самооценка, гиперопека, неудовлетворённая потребность быть самостоятельным. Чем меньше жизнь человека наполнена яркими событиями, чувствами, идеями, тем больше он склонен уходить в виртуальную реальность, заполняя внутреннюю пустоту. Ведь в компьютерной игре можно стать кем угодно — сильным воином, магом, достичь небывалых высот, почувствовать могущество и успех. В какой-то момент ребёнок начинает идентифицировать себя с героем, и любая попытка оторвать его от виртуального пространства расценивается как прямая угроза его личности.

Отрицательное влияние девайсов на детей

Чрезмерная цифровая активность вредит здоровью и развитию детей и может привести к так называемой «цифровой деменции», которая характеризуется ограничением использования собственных умственных способностей, поскольку часть действий выполняет устройство. Страдает развитие эмоционального интеллекта, снижаются коммуникативные навыки, развивается дислексия, нарушаются мотивационная и ценностно-смысловая сферы. Гиподинамия, вызванная долгим сидением за гаджетом, провоцирует нарушение осанки, снижение зрения, ожирение. Современным детям сложнее даются занятия, требующие навыков мелкой моторики, — многие в первом классе не умеют завязывать шнурки. Если глобально сравнивать поколения, то «цифровые» дети менее самостоятельны и ответственны, в отличие от своих бабушек и дедушек, часто вплоть до подросткового возраста не умеют элементарно позаботиться о себе — приготовить завтрак, почистить одежду. Также подрастающее поколение менее эрудировано и больше склонно к потреблению, а не созиданию. Увлечённость смартфонами уже привела к формированию «клипового мышления», которое построено на визуальных образах, а информация перерабатывается и усваивается только малыми порциями. Детям тяжело читать длинные тексты, требующие глубокого анализа и богатого словарного запаса, воспринимать информацию на слух, писать сочинение. Кроме того, большая опасность кроется в ситуациях, когда ребёнок бессознательно начинает переносить в реальность законы виртуальности. И если в игре взять в руки оружие и в кого-то выстрелить вполне допустимо, то в реальности это приводит к страшным, необратимым последствиям. Дети младшего школьного возраста и дошкольники испытывают негативное влияние гаджетов сильнее всего, ведь личность ребёнка только формируется, а мозг пластичен и крайне восприимчив к любым внешним воздействиям. У взрослого человека уже сформированы все необходимые психологические защиты, но малыш абсолютно открыт и уязвим, он, как губка, впитывает информацию, не фильтруя.

Есть ли выход?

Совсем исключить влияние цифровых устройств можно, лишь посадив ребёнка в изолятор, ведь в школе многие ходят со смартфонами, а тот, кто отличается, рискует стать изгоем. Задача родителей — сформировать здоровую культуру взаимодействия с гаджетами, а также научить ребёнка анализировать, самостоятельно принимать решения и уметь переключать внимание с девайсов на другую деятельность. Известно, что Стив Джобс, Билл Гейтс, Крис Андерсон, Эван Уильямс и другие руководители успешных мировых IT-компаний ввели строгие ограничения времени, которое их дети тратят на новые технологии. Именно контроль времени использования смартфонов и разнообразный досуг, не связанный с цифровыми устройствами, — основа профилактики гаджет-зависимости. Необходимо совместное времяпрепровождение, но при этом важно, чтобы взрослый не стал «игрушкой» для ребёнка, а научил его быть интересным самому себе, чтобы малыш мог занять себя самостоятельно, не прибегая к гаджетам, в тот момент, когда родителю необходимо поработать или просто побыть наедине с собой. Если выключить все девайсы, ребёнок обязательно найдёт, чем ему заняться, особенно если ему сначала показать, как это сделать. Скука иногда тоже необходима, она тренирует воображение и позволяет детям понять, что действительно им интересно. Вместе с ребёнком установите правила пользования цифровыми устройствами, которые должны распространяться на всю семью, ведь только личным примером вы можете воспитать здоровое взаимодействие с гаджетами. Объясните возможный вред девайсов. Найдите с ребёнком талант, который ему хочется развивать, — показывание фокусов, музыка, пение, танцы, и постарайтесь направить туда максимум его внимания и энергии. Старайтесь, чтобы время, проведённое за компьютером, было продуктивным. Например, пусть ребёнок занимается кодированием, написанием программ, создаёт веб-сайты, фильмы, анимацию, видеоролики, рисует или редактирует фотографии. Научите его правильно искать информацию, подберите интересные обучающие интерактивные программы. От компьютерных игр тоже может быть польза. Играйте вместе с ребёнком, найдите игру, которая понравится вам обоим. Это могут быть детективные квесты, развивающие логику, «песочницы», где можно проектировать и создавать миры, и многое другое. Пассивное времяпрепровождение за гаджетами — просмотр телевизора, пролистывание новостной ленты — тоже допустимо, оно помогает детям отдохнуть и развеяться, но должно быть строго дозировано. Важно отучить ребёнка от привычки брать телефон в руки «от нечего делать», но вам придётся в первую очередь показать это на личном примере. Конечно, это большой труд для родителей, ведь поначалу дети обязательно будут сопротивляться и проявлять недовольство. Ведь, по сути, взрослые должны найти равноценную замену притягательной компьютерной игре, быстро меняющимся клипам в тик-токе, насыщенной новостной ленте, а также вывести ребёнка из пассивного состояния бездумного потребления контента и научить его быть активным, сознательным и творческим. Помните, что запретный плод всегда сладок, нельзя резко обрубать концы. Начните бороться с гаджет-зависимостью мягко, не ругайте, а поддерживайте ребёнка, разговаривайте с ним. Не исключено, что вам предстоит столкнуться с так называемой «ломкой». Не поддавайтесь на истерики, шантаж и угрозы. Следите за собой, если вы, просыпаясь, сразу берёте телефон, то, ругая за то же самое детей, вы вызовете у них вполне обоснованное чувство несправедливости. Но если вы будете последовательны, уверенны и продумаете чёткие правила, вам удастся не только не потерять ребёнка в виртуальном мире, но и не заблудиться там самому.

Практика № 2: Возвращение в реальность

Мы провели семидневный эксперимент над детьми разных возрастов, установив как родителям, так и детям ограничение по использованию гаджетов, при этом смартфоны оставлялись на ночь заряжаться только на кухне. Взамен цифровой активности мы подобрали различные занятия — прогулки, чтение книг, активный отдых, настольные игры, творчество и т. д., а по вечерам ввели семейное обсуждение и разбор прошедшего дня. В конце недели дети стали заметно спокойнее и уравновешеннее, у них пробудилась любознательность, повысилась школьная успеваемость, а взаимоотношения с родителями улучшились. Я предлагаю и вам попробовать провести подобный эксперимент у себя в семье. Вы удивитесь, каких результатов можно достичь всего за неделю, следуя простым правилам.

Текст: Александра Дегтярева
Фото: Ольга Шпак