Вглядеться, чтобы увидеть

3 / 2021     RU
Вглядеться, чтобы увидеть
Евгений Заремба живописец, график, член Союза художников России
В детстве каждый из нас, собирая свою коллекцию стекляшек, мог видеть в них целый мир. Способны ли мы на это сегодня? Об этом в своих работах предлагает задуматься художник Евгений Заремба.

LT: Вы шесть лет назад переехали из Омска в Новосибирск — какой увидели здесь культурную жизнь города?

ЕВГЕНИЙ ЗАРЕМБА: В Новосибирске каждый художник занимается своим делом, не мешая друг другу, поэтому я чувствую себя вполне свободно и комфортно. Объединяет этот город с Омском тот факт, что, к сожалению, и там, и там не хватает выставочных пространств. К примеру, в Екатеринбурге, который по численности меньше Новосибирска, очень много галерей самых разных форматов на любой вкус.
И всё же Новосибирск — город столичный, динамичный, прогрессивный. Это отражается и на развитии современного искусства, которое здесь на более высоком уровне, чем в Омске с его традиционными взглядами на живопись.
Ольхон. 2018. Холст, масло. 80х100

Что вы имеете в виду под современным искусством?

В нашей стране, в отличие от западных, нет чёткого определения. Я считаю, что современное искусство должно обязательно отличаться новаторством, актуальным высказыванием «здесь и сейчас». Свои работы я отношу всё-таки к традиционному искусству, поскольку они написаны маслом на холсте без использования каких-то современных материалов и технологий.
Обратная сторона. 2020. Холст, масло. 100х120

При этом у вас есть картины, написанные на полиэтилене, приклеенном к полотну.

Да, это придаёт работе ещё больше объёма и спонтанности. Хотя такой художественный приём использовался на Западе ещё в 50–60‑х годах. Сейчас мы только пытаемся это переосмыслить и прожить. В целом я просто смотрю по сторонам и пытаюсь через себя пропустить то, что вижу.
Невесомость. 2020. Холст, масло. 90х110

И что чаще всего видите?

Моя глобальная тема в живописи — природа и её стихийное проявление. В современном ритме сложно сделать паузу и ощутить полноту момента, вглядеться во что-то привычное более пристально, чем обычно. Наше восприятие превратилось в некую ленту новостей, которую мы проматываем, не особо вчитываясь в детали. Но сконцентрировав внимание и взгляд, можно увидеть целый мир даже в мелких деталях. Как в детстве, когда каждое стёклышко было для нас сокровищем. У меня есть подобный цикл из 15 работ маленького формата, каждая из которых как драгоценная стекляшка или деталька, а в совокупности — некая мозаика.
На краю. 2018. Холст, масло. 90х120
Я стремлюсь в искусстве незначительное сделать значимым и даже космическим. Убираю всё лишнее и пытаюсь передать образ, суть предмета или явления. Это может быть камушек, луч света, дерево… Главное — найти их собственный язык, а уже потом рассказать историю через цвет, тень, какие-то формы, привычные для меня. Мне важно наполнить работу жизнью, добавив визуальную динамику, мощь, задать вектор некоего процесса. Конечно, это не всегда легко — даже на, казалось бы, простой маленький этюд иногда уходит часов пять. Мне нравится сталкивать противоположности и пограничные состояния: свет и тень, солнце и ночь, мелкое и огромное, обречённость и надежда…
Зеркало. 2020. Холст, масло. 90х110

Глядя на ваши работы, интересно соотносить их название с изображением. Хотя это бывает непросто.

Будь моя воля, я бы вообще не называл работы, поскольку это изначально упрощает и ограничивает восприятие. Стараюсь давать картинам названия, которые ни на что конкретное не указывают, а просто придают аудиальное звучание для настройки восприятия.
Необязательно вглядываться в работу, чтобы пытаться понять замысел художника. Я советую воспринимать изображение как некую форму, незнакомую реальность. Не нужно сразу навешивать ярлык «абстракция», ведь, к примеру, видя что-то непривычное в своей реальности, человек не говорит, что это абстракция. Важно учиться держать свой канал восприятия открытым, опираясь не на художественные направления, а на личные ощущения и внутреннее созвучие — работа либо ваша, либо нет. Это и есть главное в живописи.
Белый камень. 2019. Холст, масло. 90х100

Открытие выставки Евгения Зарембы состоится в апреле 2021 года в творческом пространстве «Арт Ель»

Текст: Анастасия Михайлова
Фото: Антон Медведев