Искусство по любви: как SOYKA взлетает в Сибири

11 / 21     RU
Искусство по любви: как SOYKA взлетает в Сибири
Елизавета Филатова вокалистка группы SOYKA

Инди-поп-группа SOYKA — один из самых молодых музыкальных коллективов Новосибирска. В нём собрались скрипачка, барабанщик, два программиста и даже бренд-менеджер компании автозапчастей.
Вместе они создают «хрупкую музыку о сибирских ветрах, первой любви, мечтах, о важном и простом». 

LT: Расскажи, как возникла SOYKA?

ЕЛИЗАВЕТА ФИЛАТОВА: Группа появилась в январе 2021-го, а до этого мой муж Ваня — тоже музыкант — постоянно слушал о том, как мне хотелось бы петь. И однажды он поверил в меня, а я поверила в себя — и звёзды сошлись. Мы ведь познакомились, ещё когда я играла в кавер-группе, а Ваня — в группе Missed. Они распались пару лет назад, но тогда я ещё ходила на их концерты, завидовала вокалистке и мечтала, чтобы в моей группе играла такая же проникновенная гитара. И мечты сбываются! Поэтому мы и транслируем, что всё возможно и мы действительно можем быть счастливыми — все и каждый! SOYKA — про любовь: к миру, людям, себе.
А ещё мы — о многообразии чувств, их огромном спектре. И даже если песни у нас грустные, они всё равно жизнеутверждающие, мол, «да, и вот так тоже случается, едем дальше».
Музыку в основном пишем я, мой муж Ваня (он же на бас-гитаре) и Игорь Вагнер — наш электронщик. Ещё есть Андрей, который играет на гитаре такие проникновенные партии, что каждый раз хочется плакать, и барабанщик Слава — кажется, самый бодрый из нас! Конечно, пока SOYKA — не основной наш вид деятельности, и иногда это расстраивает... У меня был опыт зарабатывания денег музыкой, и сейчас я всё-таки невольно сравниваю. Здесь, в SOYKA, есть любовь, здесь есть я — но нет денег пока что... Но это ведь нормально: хотеть зарабатывать своей группой, заниматься ею и наслаждаться жизнью! На самом деле я верю в новосибирскую музыку! И авторскую, конечно, тоже. Среди местных исполнителей много тех, кто по-настоящему болеет за индустрию.

А почему выбрали такое название?

Слово понравилось! Потом подтянулась и символика самой птицы, её артистичность: она может изображать разных животных и даже людей. А ещё с древнерусского корень «сой» переводится как «сиять» — мы узнали об этом и точно поняли, что это нам подходит!
А вот с направлением немного сложнее... Обычно мы себя позиционируем как инди-поп, но это очень широкое понятие. И в целом сейчас одного чёткого жанра не получается придерживаться: например, второй релиз у нас уже больше по синтвейву.

Есть ли у тебя сценический образ, или хочется быть максимально настоящей?

Я играла в кавер-группе семь лет, и там была прямо «в образе». Самым популярным был роковой — настолько неорганичный для меня, что я в постоянном диссонансе с собой пребывала. Зато получилось изучить себя и то, что мне не подходит. Я поняла, как мне точно не хочется, а из этого пришло ощущение, как хочется.

То есть SOYKA — как раз «как хочется»? Когда ты поняла?

Сразу! До этого я всегда жила в ощущении, будто это всё для кого-то другого, не для меня… Ведь вроде есть люди, которые умеют лучше, из-за этого я искусственно весь этот поток сдерживала. А когда я к этому пришла, и появилась SOYKA — будто портал открылся. С тех пор «искать себя» превратилось в мой образ жизни: появилась энергия, с которой я начала пробовать всё, что закрывала до этого. Например, просто для себя пошла на швейные курсы, постоянно заглядываю на мастер-классы по рисованию и лепке… Даже на программу переподготовки по профессиональному вокалу поступила, хотя раньше непременно подумала бы «Да кому я там нужна». А теперь мне столько всего интересно!
Я искала эту гармонию, и когда нашла — всё вокруг стало подстраиваться! У меня не бывает искусства вопреки: когда я чувствую себя плохо, то не способна создавать. Точнее, когда устала настолько, что от этого плохо. А отрицательно заряженные переживания я пытаюсь трансформировать, и через творчество освобождаюсь. Это и внутренняя медитация, и психотерапия — правда легче становится. Очень много вещей пока спрятаны внутри, а творчеством ты их потихонечку вытаскиваешь, и с каждым разом расслабляешься.
А если совсем руки опускаются — объясняю себе, по какой причине это со мной происходит, и нахожу с собой же компромисс. Нужно обращать внимание на свои эмоции и договариваться с собой. Создать спасателя внутри, который всегда за тебя. И, конечно, поддерживающее пространство тоже играет роль: моя семья — в том числе родители мужа и все бабушки — всегда рядом, даже под каждым постом в Instagram!

У тебя ведь есть музыкальное образование — в случае с группой оно помогает или мешает?

Да, я окончила и музыкальный колледж, и консерваторию — по классу скрипки, даже с магистратурой.
С одной стороны, это очень помогает! Например, у меня есть множество знаний по гармонии и сольфеджио, ансамблевые навыки…
Но есть и другая сторона медали: академические музыканты очень часто боятся показаться непрофессиональными. Страшно сыграть слишком по-простому, или придумать что-то совсем неоригинальное... А ребята из группы просто делают: у них появляется импульс, и они его воплощают, ничего не боятся! Я тоже стараюсь отпускать свой академизм, и правда гораздо проще стало.

Кстати, как у тебя складывается со скрипкой сейчас?

Когда я ушла из той кавер-группы, то перестала играть на скрипке. И это было тяжело сразу по нескольким причинам.
Когда я устроилась в музыкальный колледж, там было много коллег: люди, вместе с которыми я училась или которые учили меня. И каждый день кто-то спрашивал: «Как же так, ты что, больше не играешь на скрипке?». Нужно было дать им ответ, и это было болезненно, потому что я не могла его дать самой себе. Я играла на скрипке 20 лет, почти всю жизнь этому посвятила, и было так не по себе: ты всю жизнь занимаешься чем-то, а потом раз — и не занимаешься, и как будто всё было зря.
Ещё постоянно скребло, что я не оправдала ожидания родителей, хотя они никогда ничего подобного не говорили. Перед учителями тоже было неудобно, и всё это очень давило: мои мысли внутри, вопросы от людей снаружи… Мне до сих пор иногда говорят: «Группа, конечно, очень здорово, но, может быть, займёшься тем, для чего столько училась?». Вся эта общая усталость сыграла роль, и словно только сейчас я начинаю задумываться: а нравится мне или нет?
Последнее время у меня бывают «проблески»: я достаю инструмент, исполняю что-то и понимаю «Надо же, я умею красиво играть». В эти моменты даже хочется внедрить скрипку в музыку группы, но пока я не пришла к этому на 100% .

Расскажи, как слушать вашу музыку?

Хочется, чтобы не фоном! SOYKA — для того, чтобы люди правда прониклись, примерили музыку на себя. Ведь наше искусство — благодаря любви! Благодаря проблемам и ситуациям, которые задевают. Благодаря всему, что есть в этой жизни! И чаще всего в итоге всё-таки да — она прекрасна!

Текст: Ирина Апуник