«Если для одних авторское право — это гарантия безопасности, то для других — повод заработать денег», считает руководитель новосибирской юридической компании «алмаз.мфц» Павел Кириченко. В интервью LEADERS TODAY он рассказал О главных ошибках предпринимателей, пренебрегающих требованиями в области интеллектуальной собственности, нарушение которых приводит к многомиллионным штрафам и уголовному преследованию.
LT: Павел Константинович, с какими проблемами могут столкнуться предприниматели при реализации товаров с узнаваемой айдентикой?
Павел КИРИЧЕНКО: Самый большой риск, влекущий административную и даже уголовную ответственность, это реализация контрафактного товара. А таковым признаётся любая брендированная продукция, не имеющая разрешения от обладателя авторских прав. Например, интернет-магазин продал рюкзачок с популярным мультяшным героем, а правообладатель подал на продавца в суд. В итоге вещь стоимостью в 300 рублей обернулась компенсацией в 30 тысяч рублей за каждую реализованную без разрешения единицу. Поэтому собственник бизнеса, приобретая у оптовых дилеров товар, должен быть уверен, что на продукцию имеются все необходимые документы, в том числе и по интеллектуальному праву. Но на практике, когда номенклатурный список продуктового или вещевого магазина исчисляется десятками тысяч товаров, отследить юридическую чистоту каждой группы сложно. К тому же не исключена ситуация, при которой на момент закупа в России не было представителей бренда, а когда товар поступил в розницу, такие лица появились и не заставили себя долго ждать.
Как застраховать бизнес от подобных неприятностей и что делать, если закон об авторском праве уже нарушен?
Закон изначально находится на стороне правообладателя. В суде вы можете попытаться оправдать свою позицию какими-либо объективными причинами, но в любом случае ответственность нести придётся. Чтобы хоть как-то обезопасить свой бизнес — держите ухо востро, запрашивайте у поставщиков и проверяйте актуальность документов, касающихся соблюдения требований авторского права. Если работаете с новыми торговыми марками, регулярно проверяйте наличие на территории РФ организаций, уполномоченных представлять интересы правообладателя. Контрафактной могут признать и продукцию, внешний вид которой только напоминает известные марки. Если официальный бренд проведёт соответствующую экспертизу, то за продажу подделки к ответу привлекут как производителя, так и всю цепочку продавцов.
Если закон был нарушен, выстроить правильное взаимодействие с правообладателем поможет квалифицированный юрист, который определит финансовые риски и наметит стратегию действий. А именно: уточнит полномочия лиц, предъявивших претензию, а также регистрацию товарного знака на территории РФ в Роспатенте. Задача юридической компании — урегулировать спор в досудебном порядке: договориться о минимизации штрафных санкций и подписании мирового соглашения или документа, разрешающего реализацию продукции с этим товарным знаком.
Если договориться мирным путём не получилось и владельцу бизнеса грозит уголовная ответственность, что тогда?
Недавно мы разбирались в подобной ситуации, где клиенту предъявили обвинение по статье 180 Уголовного кодекса РФ «Незаконное использование средств индивидуализации товаров». Собственник вещевого магазина, торгующего разнообразными марками, не знал, что по одной из групп товаров в России появился представитель бренда, который почему-то не захотел напрямую заявить о правах предпринимателю, а сразу обратился с заявлением в полицию. За этим последовали допросы, обыски, конфискация товара на сумму 23 миллиона рублей. Мы подключились к делу на стадии расследования и смогли путём подготовки аналитических материалов доказать отсутствие состава преступления.
Тот факт, что представитель бренда пропустил обязательный этап добровольного урегулирования конфликта, говорил в пользу выстроенной нами защиты. Уголовное преследование в итоге прекратили, но теперь собственнику бизнеса придётся побороться в суде за дальнейшую судьбу конфискованного товара, признанного контрафактным.
Есть и другие «охотники» за чужими деньгами, использующие исключительное право в своих целях.
Вы имеете в виду компании, регистрирующие разнообразные торговые знаки с тем, чтобы потом «ловить» незадачливых предпринимателей, использующих то же наименование, но незаконно. К сожалению, такие случаи нередки, потому что собственники, открывая бизнес, думают о регистрации товарного знака в последнюю очередь. А зря, ведь товарный знак — превосходный нематериальный актив, который можно использовать как франшизу, заложить в банке, выгодно продать. Мы, кстати, можем оценить стоимость ваших нематериальных активов, а также поможем правильно зарегистрировать фирменное наименование в Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспатент). В компании есть свой патентный поверенный, который проведёт необходимые экспертизы торгового знака. Эта процедура занимает от трёх до четырёх месяцев, после чего в СМИ публикуется заявление о намерении зарегистрировать данный торговый знак. Выжидается ещё год, и если возражений не поступает — документы оформляются в Роспатенте и собственник получает свидетельство. Товарный знак можно зарегистрировать только на индивидуального предпринимателя или на юридическое лицо. Учитывая, что процедура длительная, спокойно работать под своим брендом можно уже с момента завершения экспертизы на совпадение.
Возможно ли отстоять товарный знак, если момент регистрации был упущен и права на именование принадлежат другому?
Все споры, возникающие на тему авторского права, разбираются в единственном суде по интеллектуальной собственности, находящемся в Москве. Перед защитой нужно тщательно подготовиться, провести необходимые экспертизы, проработать с истцом все возможные варианты досудебного урегулирования. И хотя закон изначально на стороне правообладателя, всё равно остаётся шанс отстоять свои притязания на чужой знак. Например, если доказать в суде, что владелец не пользуется наименованием, не развивает под ним бизнес, не вкладывает в это деньги. Формальное владение влечёт потерю права. Но лучше позаботиться о своём имени заранее и оформить документы об авторском праве согласно букве закона.