Защита интеллектуального права: что нужно знать

11 / 2021    RU
Павел Кириченко генеральный директор «алмаз.мфц», эксперт и консультант по работе с правоохранительными органами, автор законодательных инициатив

«Если для одних авторское право — это гарантия безопасности, то для других — повод заработать денег», считает руководитель новосибирской юридической компании «алмаз.мфц» Павел Кириченко. В интервью LEADERS TODAY он рассказал О главных ошибках предпринимателей, пренебрегающих требованиями в области интеллектуальной собственности, нарушение которых приводит к многомиллионным штрафам и уголовному преследованию.

LT: Павел Константинович, с какими проблемами могут столкнуться предприниматели при реализации товаров с узнаваемой айдентикой?

Павел КИРИЧЕНКО: Самый большой риск, влекущий административную и даже уголовную ответственность, это реализация контрафактного товара. А таковым признаётся любая брендированная продукция, не имеющая разрешения от обладателя авторских прав. Например, интернет-магазин продал рюкзачок с популярным мультяшным героем, а правообладатель подал на продавца в суд. В итоге вещь стоимостью в 300 рублей обернулась компенсацией в 30 тысяч рублей за каждую реализованную без разрешения единицу. Поэтому собственник бизнеса, приобретая у оптовых дилеров товар, должен быть уверен, что на продукцию имеются все необходимые документы, в том числе и по интеллектуальному праву. Но на практике, когда номенклатурный список продуктового или вещевого магазина исчисляется десятками тысяч товаров, отследить юридическую чистоту каждой группы сложно. К тому же не исключена ситуация, при которой на момент закупа в России не было представителей бренда, а когда товар поступил в розницу, такие лица появились и не заставили себя долго ждать.

Как застраховать бизнес от подобных неприятностей и что делать, если закон об авторском праве уже нарушен?

Закон изначально находится на стороне правообладателя. В суде вы можете попытаться оправдать свою позицию какими-либо объективными причинами, но в любом случае ответственность нести придётся. Чтобы хоть как-то обезопасить свой бизнес — держите ухо востро, запрашивайте у поставщиков и проверяйте актуальность документов, касающихся соблюдения требований авторского права. Если работаете с новыми торговыми марками, регулярно проверяйте наличие на территории РФ организаций, уполномоченных представлять интересы правообладателя. Контрафактной могут признать и продукцию, внешний вид которой только напоминает известные марки. Если официальный бренд проведёт соответствующую экспертизу, то за продажу подделки к ответу привлекут как производителя, так и всю цепочку продавцов.
Если закон был нарушен, выстроить правильное взаимодействие с правообладателем поможет квалифицированный юрист, который определит финансовые риски и наметит стратегию действий. А именно: уточнит полномочия лиц, предъявивших претензию, а также регистрацию товарного знака на территории РФ в Роспатенте. Задача юридической компании — урегулировать спор в досудебном порядке: договориться о минимизации штрафных санкций и подписании мирового соглашения или документа, разрешающего реализацию продукции с этим товарным знаком.

Если договориться мирным путём не получилось и владельцу бизнеса грозит уголовная ответственность, что тогда?

Недавно мы разбирались в подобной ситуации, где клиенту предъявили обвинение по статье 180 Уголовного кодекса РФ «Незаконное использование средств индивидуализации товаров». Собственник вещевого магазина, торгующего разно­образными марками, не знал, что по одной из групп товаров в России появился представитель бренда, который почему-то не захотел напрямую заявить о правах предпринимателю, а сразу обратился с заявлением в полицию. За этим последовали допросы, обыски, конфискация товара на сумму 23 миллиона рублей. Мы подключились к делу на стадии расследования и смогли путём подготовки аналитических материалов доказать отсутствие состава преступления.

«алмаз.мфц» — это 22 года практики и 310 выигранных
дел по интеллектуальному праву. Мы решаем проблемы незаконного использования ваших брендов, товарных знаков и иной интеллектуальной собственности, а также обеспечиваем защиту интересов в судах и правоохранительных органах в сфере
интеллектуальной собственности

Тот факт, что представитель бренда пропустил обязательный этап добровольного урегулирования конфликта, говорил в пользу выстроенной нами защиты. Уголовное преследование в итоге прекратили, но теперь собственнику бизнеса придётся побороться в суде за дальнейшую судьбу конфискованного товара, признанного контрафактным.

Есть и другие «охотники» за чужими деньгами, использующие исключительное право в своих целях.

Вы имеете в виду компании, регистрирующие разнообразные торговые знаки с тем, чтобы потом «ловить» незадачливых предпринимателей, использующих то же наименование, но незаконно. К сожалению, такие случаи нередки, потому что собственники, открывая бизнес, думают о регистрации товарного знака в последнюю очередь. А зря, ведь товарный знак — превосходный нематериальный актив, который можно использовать как франшизу, заложить в банке, выгодно продать. Мы, кстати, можем оценить стоимость ваших нематериальных активов, а также поможем правильно зарегистрировать фирменное наименование в Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспатент). В компании есть свой патентный поверенный, который проведёт необходимые экспертизы торгового знака. Эта процедура занимает от трёх до четырёх месяцев, после чего в СМИ публикуется заявление о намерении зарегистрировать данный торговый знак. Выжидается ещё год, и если возражений не поступает — документы оформляются в Роспатенте и собственник получает свидетельство. Товарный знак можно зарегистрировать только на индивидуального предпринимателя или на юридическое лицо. Учитывая, что процедура длительная, спокойно работать под своим брендом можно уже с момента завершения экспертизы на совпадение.

Возможно ли отстоять товарный знак, если момент регистрации был упущен и права на именование принадлежат другому?

Все споры, возникающие на тему авторского права, разбираются в единственном суде по интеллектуальной собственности, находящемся в Москве. Перед защитой нужно тщательно подготовиться, провести необходимые экспертизы, проработать с истцом все возможные варианты досудебного урегулирования. И хотя закон изначально на стороне правообладателя, всё равно остаётся шанс отстоять свои притязания на чужой знак. Например, если доказать в суде, что владелец не пользуется наименованием, не развивает под ним бизнес, не вкладывает в это деньги. Формальное владение влечёт потерю права. Но лучше позаботиться о своём имени заранее и оформить документы об авторском праве согласно букве закона.

Узнать подробнее о юридических услугах «алмаз.мфц» можно, позвонив по телефонам: 8 (383) 303 44 88, 8 (800) 302 42 28
или обратившись за консультацией по адресу: г. Новосибирск, Красный проспект, 157/1, оф. 318, станция метро «Заельцовская». Вся информация доступна на сайте компании: mfcalmaz.ru

Текст: Анастасия Куприянова
Фото: Антон Медведев