Консалтинг как новая бухгалтерия

4 / 2021     RU
Консалтинг как новая бухгалтерия
Элла Хисамова аттестованный главный бухгалтер-эксперт и налоговый консультант, руководитель Консалтингового центра «ПРО-БИЗНЕС»
«Компании, которые не перестроятся сегодня, завтра – не выживут», – считает бухгалтер-эксперт Элла Хисамова. Оптимизируя финансовые и учетные процессы в бизнесе, внедряя систему управленческого учёта, Элла помогает предпринимателям не только увеличить прибыль, но и вернуть излишне уплаченные государству налоги.

LT: Элла, вы, как эксперт с 30-летним стажем, знаете про бухучёт всё и даже больше. Скажите, какие сверхзадачи решает специалист вашего уровня?

ЭЛЛА ХИСАМОВА: Выстраивает в организации такую систему, при которой бухгалтерский, налоговый и финансовый учёт становятся сильным звеном бизнеса, а финансы — управляемыми и прогнозируемыми. Что достигается только с наведением порядка во всех финансовых структурах компании, введением грамотного планирования и распределения денежных потоков, оптимизацией налогов, вплоть до их возвращения из бюджета, если есть на то основание. В задачи простой бухгалтерии это, как правило, не входит, являясь прерогативой специальных консалтинговых служб.

В чём уникальность вашего консалтингового агентства, с какими запросами вы работаете? 

Чтобы говорить об уникальности услуги, нужно обладать соответствующим уровнем компетенций. Квалификация же приходит только с непрерывным самообразованием и широкой практикой. Поэтому до открытия собственного агентства я много лет набиралась глубокого опыта, работая с организациями, занятыми в разных сферах бизнеса. Накопленные знания и навыки позволяют мне сегодня браться за сложные задачи, с которыми не может справиться штатный наёмный сотрудник.
Например, мы работаем не только над разработкой индивидуальных решений для бизнеса, но и прогнозируем возможные варианты развития ситуаций, выявляя слабые места и потенциальные риски.
Часто для устойчивого развития компании нужен свежий взгляд эксперта со стороны, который проведёт комплексный аудит и предложит нестандартные решения. Рядовой сотрудник, погружённый в рутину, не может этого сделать, поскольку находится внутри процесса. Но его знания компании с этой стороны пригодятся консультанту, чтобы сработать оперативно и качественно, на опережение возможных проблем.

С помощью управленческого учёта можно прогнозировать будущее компании, сэкономить на затратах, уйти от кассовых разрывов, спланировать прибыль компании

К сожалению, чаще всего к консультанту обращаются, когда у предпринимателя уже заблокированы счета или на пороге выездная проверка, а в бизнес-процессах пошли сбои. С расширением полномочий контролирующих органов постепенно растёт и уровень сознательности наших клиентов, понимающих важность выстраивания здоровых бизнес-процессов, обеспечивающих не только стабильное развитие, но и уверенность в завтрашнем дне.

Мы преимущественно говорим про крупные компании, а насколько экспертная оценка рисков актуальна для начинающих предпринимателей, могут ли они её себе позволить? 

Стоимость услуг консультанта зависит от сложности и объёма задач, которые перед ним ставит клиент. В любом случае на переговорах мы находим оптимальный вариант, который устраивает обе стороны.
У меня большой опыт работы с малым бизнесом, начинающими предпринимателями (стартаперами) — это энергичные, идейные люди, но часто из-за нехватки специфических знаний они не могут трезво оценить свои возможности.
В итоге берут кредиты и подписываются на дело, которое им не по плечу, так как не осознают, какие реальные финансовые затраты это повлечёт.
Я уверена, что предприниматели, уже доросшие до категории среднего и крупного бизнеса, неоднократно сталкивались с ситуацией, в которой реальные финансовые потери по бухгалтерии оказывались выше ожидаемых. Хотя этого можно избежать, если доверить расчёты консультанту, который не только учтёт все возможные финансовые затраты, но и предложит оптимальную схему работы. Поверьте, для каждого вида бизнеса, помимо стандартных вариантов, есть ещё много альтернативных и, главное, законных решений, как оптимизировать налоги. Но подобрать их может только профессионал, поэтому обязательно стоит обращаться к эксперту.  

А если у бизнеса уже возникли проблемы, например, с налоговой инспекцией, чем вы можете помочь? 

Безвыходных ситуаций не бывает, и каждый случай — свой комплекс мер. Проблемы с налоговой инспекцией возникают даже у крупных компаний с, казалось бы, уже отлаженной системой учета и отчётности. Приведу яркий пример. Ко мне обратился клиент, компания которого попала под выездную налоговую проверку. Организации предъявляли 65 млн рублей доначисления НДС. Штатные бухгалтеры сразу уволились, чтобы не брать на себя ответственность, работа в офисе встала, коллектив в панике. Собственник не знает, что делать дальше.
Проведя анализ текущего положения дел, я разработала пошаговый план для решения этой, прямо скажем, непростой ситуации. Пока мои сотрудники обеспечивали стабилизацию работы отдела, я начала переговоры с представителями госслужб: встречалась с начальниками камеральных отделов, инспекторами по выездной проверке. Также мы привлекали к расследованию опытного юриста по налогам, анализировали кипы бухгалтерских документов. Наша «оборона» растянулась на полгода. Полностью отбить компанию от притязаний инспекции не удалось, но мы снизили выплату доначисления с 65 до 20 млн. Что в этой ситуации можно считать большой победой.

Говоря выше об оптимизации налогов, вы утверждаете, что некоторые из них можно вернуть обратно в бизнес. Но как? В вашей практике и такое было?

Регулярно. Анализ финансовой деятельности предприятия я всегда начинаю с изучения бухгалтерской отчётности за последние три года. Как-то, запрашивая для одного из новых клиентов у налоговой инспекции справки и акты сверки, я обнаружила, что их штатным бухгалтером было переплачено более трёх с половиной миллионов рублей по прибыли в бюджет. Когда я об этом сказала собственнику, — он не поверил, но мной были представлены неопровержимые доказательства. Шестьсот тысяч, из-за истёкшего срока исковой давности, вернуть уже было нельзя, а вот побороться за три миллиона — можно. Четыре месяца мы вели переписку с налоговой, дошли до юридического отдела налоговой службы управления. Конечно, было потрачено много времени и усилий, поскольку наши действия вызвали ответную камеральную проверку. Но правда была на нашей стороне, и налоговая вернула 3 млн рублей на счёт клиента. Я считаю это приятным «бонусом» за обращение к эксперту. (Смеётся.)

Многие предприятия малого и среднего бизнеса сегодня переходят на управленческий учёт. Расскажите, зачем он нужен и что даёт? 

Управленческий учёт становится сегодня таким же важным, как налоговый и бухгалтерский учёт. Но это не очередной отчёт перед государством и контролирующими органами, а эффективный инструмент, ориентированный на принятие внутренних решений в компании. Это учет в первую очередь для собственников бизнеса. Он представляет собой сбор и группировку финансовой и нефинансовой информации, которая систематизируется в автоматизированной программе. Например, с помощью управленческого учёта можно спрогнозировать будущее компании, провести инвестиционный анализ, оценить последствия принимаемых решений, а ещё сэкономить на затратах, уйти от кассовых разрывов, спланировать фактическую прибыль компании и безубыточную деятельность. Но главное, увидеть, как работают деньги бизнеса здесь и сейчас в режиме реального времени!

Задать интересующие вопросы эксперту в области налогового обложения и бухгалтерского учёта Элле Хисамовой, а также ознакомиться с полным перечнем услуг агентства можно
на сайте Консалтингового Центра «ПРО-БИЗНЕС»: buh-nsk.ru, а также в профиле компании
в Инстаграме: ella.buh.expert
Тел.: +79134551954, +79231580525

Текст: Анастасия Куприянова
Фото: Ольга Шпак