Для создания изящных шкатулок, ритуальной посуды, статуэток и картин мьянманские мастера используют смолу лакового дерева Gluta usitata. Ею покрывают изделия, изготовленные из дерева или выплетенные из тонких бамбуковых полос, иногда скреплённых конским волосом. Для грунтовки используют лаковую мастику, содержащую опилки, рисовую шелуху, глину и даже высушенный навоз.
— Лаковое искусство — сложный и трудоёмкий процесс, включающий от 20 до 40 этапов, — рассказывает куратор выставки, главный научный сотрудник отдела искусства народов Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и Океании Наталья Гожева. — Технология требует многократного нанесения грунта и лака и тщательной просушки изделия после каждого покрытия. Поэтому на создание одного предмета у мастера уходит от шести месяцев до двух лет.
Но ремесленники Мьянмы отличаются не только большим терпением и выдержкой, но и богатой фантазией. Никто в мире, кроме них, не владеет техникой полихромной гравировки, с помощью которой умельцы передают в мельчайших деталях целые сюжетные композиции. Как, например, в картине «Четыре сцены из жизни Будды», представленной на выставке.
Самый большой раздел выставки посвящён художественному текстилю, который неслучайно называют орнаментальной сокровищницей Юго-Восточной Азии. Особенно знамениты индонезийские батики острова Ява, где это искусство образно называют «рисованием узоров сердцем». Мастерицы, а среди них были не только простые яванки, но и представительницы аристократического круга, старались вложить в каждый узор на ткани какой-то определённый смысл. Например, характерный для индонезийского стиля S‑образный мотив «паранг» придумал один из местных султанов, правивший в XVII веке.
— Ему приснились волны, разбивающиеся о скалы, и в их движении правитель увидел красивый узор, который наутро предстояло воплотить придворным батиковщицам, — поясняет куратор выставки Наталья Гожева.
На батике, представленном в экспозиции, паранг соединён с цветком гондосули, обладающим ярким, насыщенным ароматом. Преподнося такую ткань в подарок, её обладателю желают обрести долголетие, так как паранг является символом вечности, а также стать знаменитым человеком, слава которого разносилась бы далеко, подобно благоуханию цветка гондосули.
Вплоть до 30‑х годов XX века жители острова Сумба чтили культ предков, который регулярно требовал от них чужой крови.
— Юноша, к примеру, не мог жениться, не добыв головы врага, — рассказывает Наталья Анатольевна. — Считалось, что вся сила находится у человека в этом месте, поэтому кто завладеет головой — получит силу противника. В деревнях даже выставлялось своеобразное дерево‑шест с этими страшными трофеями.
По счастью, те жуткие времена давно канули в Лету, но память о них осталась в прикладном творчестве народных умельцев. Так, на выставке представлен шарф, на котором изображены «деревья», украшенные черепами, и фигуры предков.
Сегодня островитяне больше боятся крокодилов, веря, что при переходе в иной мир им предстоит переплыть реку, кишащую аллигаторами. Но если отобразить рептилию на предмете одежды, он станет магическим символом защиты, причём как в земной, так и в загробной жизни.
Вплоть до 30‑х годов XX века жители острова Сумба чтили культ предков, который регулярно требовал от них чужой крови.
— Юноша, к примеру, не мог жениться, не добыв головы врага, — рассказывает Наталья Анатольевна. — Считалось, что вся сила находится у человека в этом месте, поэтому кто завладеет головой — получит силу противника. В деревнях даже выставлялось своеобразное дерево‑шест с этими страшными трофеями.
По счастью, те жуткие времена давно канули в Лету, но память о них осталась в прикладном творчестве народных умельцев. Так, на выставке представлен шарф, на котором изображены «деревья», украшенные черепами, и фигуры предков.
Сегодня островитяне больше боятся крокодилов, веря, что при переходе в иной мир им предстоит переплыть реку, кишащую аллигаторами. Но если отобразить рептилию на предмете одежды, он станет магическим символом защиты, причём как в земной, так и в загробной жизни.
Само действо уходит корнями в Средневековье и поначалу являлось ритуалом вызова духов предков. Но под влиянием индуистской культуры в нём стали проявляться черты театрального представления, основанного на индийских эпосах «Махабхарата» и «Рамаяна».
— «Ваянг» переводится как «тень» или «предок», — поясняет куратор Наталья Гожева. — Куклы теневого театра первоначально были плоскими и одноцветными, а затем стали расписными и ажурными, чтобы зрителям, которые рассаживались по обе стороны экрана, было интересно следить, как кукловод разыгрывает сцены».
На выставке также представлены куклы театра марионеток «ваянг голек», близкие по стилю теневым, но вырезанные из дерева и одетые в длинные юбки с традиционными узорами.
За годы активного распространения ислама на островах Индонезии и теневой, и марионеточный театры стали постепенно исчезать. Увидеть спектакли вживую сегодня можно разве что только на Яве и Бали. Ну а необычных «артистов» этого древнего ремесла — на выставке в Новосибирском художественном музее. К слову, она продлится до 20 июня.