Театр — жизнь духа на сцене

4 / 21     RU
Театр — жизнь духа на сцене
Наталья Никулькова художественный руководитель и режиссер театра «Арт-усадьба», профессор Новосибирского государственного педагогического университета, лауреат премии «Короли изящных искусств – 2020»

Что сегодня мы находим в исконной мудрости древнеславянского народа? В чём сила психологического театра? Что принесёт нам год Красного Петуха, начавшийся 20 марта? Самые разносторонние вопросы мы обсудили с заслуженным работником культуры РФ, актрисой, режиссёром и театральным педагогом Натальей Никульковой.

LT: Наталья Анатольевна, в вас с первых минут общения чувствуется большое человеколюбие, обаяние и жизнерадостность. Эти качества всегда были вам присущи?

НАТАЛЬЯ НИКУЛЬКОВА: Спасибо, я думаю, что такими чертами человека наделяет Творец. Обаяние — важный маркёр, определяющий профпригодность актёра. Это качество, в отличие от пластики, голоса, слуха, внимательности, невозможно искусственно в себе развить. Видимо, этот дар достался мне от родителей, которые были очень обаятельными людьми. Мама, заслуженный работник культуры Нина Ивановна Никулькова, работала директором ТЮЗа, 25 лет своей жизни посвятила строительству нового здания детского театра (ныне «Глобус») — создание нового театра было её идеей. Отец, Анатолий Васильевич Никульков, член Союза писателей СССР, планировал изначально поступать в Щепкинское училище при Малом театре, но началась война. Вернувшись с фронта, он окончил пединститут, работал журналистом, возглавлял Новосибирскую писательскую организацию, потом был назначен главным редактором журнала «Сибирские огни». Помню, мы часто соревновались с папой, кто больше наизусть знает новых стихов. Так он меня тренировал до 17 лет, пока я не уехала учиться в ГИТИС. Сегодня в театре «Глобус» установлена памятная доска с именем моей мамы, а на нашем доме в центре Новосибирска — с именем папы. Раньше это был дом работников искусств, поэтому здесь жили многие известные люди: писатель Анатолий Иванов, народный артист СССР Валерий Ягудин, народная артистка СССР Анна Покидченко…

Когда с детства окружают великие люди, то, наверное, и будущий профессиональный путь видится глобальным?

Для меня это было обыденностью. Я с малых лет ходила в ТЮЗ на все премьеры как к себе домой и выросла на классических произведениях, которые там ставились. А это часто были далеко не детские спектакли.
Занимаясь преподавательской деятельностью, я мечтала иметь свои школу, студию и театр. И однажды одна из моих выпускниц театрального института Ирина Богирова, с которой мы продолжили вместе работать над спектаклями, предложила создать наш собственный театр. Конечно, я согласилась! Так появилось удивительно красивое атмосферное здание — «Арт-усадьба». Здесь изначально была потрясающая сильная энергетика, к тому же само здание — памятник архитектуры — так похоже на усадьбу. Где, как не здесь, создавать русский психологический театр?

Вы изначально выбрали именно это направление?

Я 40 лет проработала в театральном училище и театральном институте, из них 28 лет заведовала кафедрой актёрского мастерства и одноимённым отделением, поэтому выбор для меня был очевиден. Другое дело, что сегодня в обществе понятие «психологический театр» воспринимается как нечто очень скучное, где одни переживания, тоска и грусть. На самом деле психологический театр рассказывает на сцене о человеке, который и радуется, и веселится, и борется, и горюет. Недаром Станиславский говорил, что театр — это жизнь человеческого духа на сцене. Состояние, когда душа просвечивает через тело.

Психологический театр способствует тому, что человеку хочется размышлять о важных вещах. Гораздо более ценно находить собственные ответы, а не получать уже готовые

Психологический театр способствует тому, что человеку хочется размышлять о важных вещах. Гораздо более ценно находить собственные ответы, а не получать уже готовые. Я по энергетике чувствую, как после спектакля зрители выходят внутренне более спокойными, погружёнными в себя, ведь только в покое можно размышлять. Как говорят в русских сказках: «и пошёл Иван-Царевич думу думать». Это такое тягучее состояние, способствующее установлению новых нейронных связей. 

Есть ли критерии, по которым вы выбираете материал для постановок?

Прежде всего, постановка должна быть актуальной и интересной. Например, спектакль «Сны Антигоны», поднимающий вопросы законности и совести, сегодня очень своевременен. После спектакля мы предлагаем зрителям проголосовать за Антигону или Креона. Всегда ли для достижения политических целей нужно идти законным путём или во имя общего блага можно прибегнуть к обману или преступлению против своего народа? Результат голосования зрителей всегда непредсказуем. Но я убеждена, что только благородными средствами достигаются высокие цели, иначе они перестают быть таковыми.
27 марта у нас состоялась премьера ещё одного спектакля, где звучат нравственные вопросы, — поэзия в свете совести «Равные — Разные». Это история о трагических судьбах Ахматовой и Цветаевой, чьи жизни были сломлены эпохой сталинских репрессий. При этом отец Марины Цветаевой потратил 24 года на создание Музея изящных искусств — ныне Музей Пушкина. Дед, отец и мать Цветаевой подарили Москве три библиотеки. И сама Марина Цветаева говорила, что отдала бы свои книги, да во время голода выменяла их у людей на еду.

Почему, на ваш взгляд, именно интеллигенция во многие периоды истории оказывалась наиболее уязвимой частью общества?

Это люди, которые мыслят самостоятельно, и их внутренние правила часто не совпадают с теми, которые диктуют чиновники, поэтому представители власти в советское время их выпроваживали из страны, как Юрия Любимова, либо они сами были вынуждены уехать, как, например, Галина Вишневская с Мстиславом Ростроповичем. К счастью, многие потом смогли вернуться.

В одной английской энциклопедии интеллигенция трактуется как «исключительно русское понятие: это люди, имеющие мужество иметь своё мнение». Причём интеллигенция смеет не только иметь, но и отстаивать свою позицию. А сегодня интеллигенция насколько активна?

Сегодня в обществе очень сильно ощущается ожидание будущего. Я чувствую его буквально в воздухе. Такие перемены связаны со сменой эпох — очень скоро мир кардинально изменится, и этот процесс на тонком плане уже запущен. В обществе он проявляется благодаря новому виду интеллигенции. Посмотрите, сколько сегодня молодёжных форумов, объединяющих молодых талантливых людей из самых разных областей науки и искусства. Сколько волонтёров, которые чистят леса, моря — приводят страну в порядок. И я думаю, будущее именно за этими светлыми идеями. Многие из них будут более активно воплощаться с началом года Красного Кричащего Петуха, который по старославянскому календарю наступил 20 марта этого года в день весеннего равноденствия. Красный петух своим криком разгоняет невзгоды, символизируя пробуждение. С этого момента должна пойти на спад и пандемия — биооружие, созданное руками человека. И этому уже есть доказательства. Видимо, в борьбе за владение миром человек может пойти даже на такие страшные меры.
Я сама тяжело переболела и до сих пор восстанавливаю здоровье. Никакой грипп не разрушает все внутренние органы так, как коронавирус. К счастью, у меня не пострадали лёгкие, поскольку я много лет занимаюсь дыхательными древнеславянскими практиками. Тот же цигун — это исконно наша практика. Многие из знаний своего рода мы простодушно раздали другим народам. Я много лет использую дыхательные практики в обучении своих студентов, магистрантов, актёров. Последнее время получаю запрос и от молодых предпринимателей, понимающих, что бизнес — это общение и творчество. А значит, должны хорошо работать сенсорная система, интуиция, воображение, креативное мышление, и, конечно же, должно быть правильное дыхание. Это мощная движущая сила в организме. Замечательно, если при этом присутствует высокий чистый дух, намечающий благородные цели. Неважно, чем мы занимаемся, важно, во имя чего мы это делаем.

Кроме того, вы занимаетесь ещё и изучением глубин русского языка?

Да, у меня практически с детства этот интерес. Недавно мне подарили древнеславянскую азбуку «Буковы ВсеЯСветного Вселенского Буковника», где более двухсот букв: и иероглифы, и латиница, и русские буквы. Это первая истотная азбука в мире, которая использовалась в языке тех времён, что описаны в Библии. Примечательно, что в нашей азбуке была буква фита (гармония), которая сейчас обозначает «китайский» символ инь-ян. Как вы помните, во время строительства Вавилонской башни язык людей разделился, и каждая отдельная группа людей стала использовать разные буквы. Представьте, насколько обеднел наш язык, когда вместо более двухсот букв мы стали использовать лишь 33! Много значимых букв из русской азбуки убрал Пётр Первый: Ψ — пси (душа), Ѯи — кси (дух), х — херъ (божественная гармония) и ещё 9 гласных букв, обозначающих эмоции. Знал, что убирать!

Вы думаете, это неспроста?

Абсолютно уверена в этом! Мы могучие МО-ГОЛы — люди, которые всегда попадали в цель. Почему враги боялись, когда мы бежали с криком «ура!»? Потому что «у» — означает бесстрашие, «ра» — свет. Невозможно устоять против «бесстрашия света». Звук «а» — это радость, «о» — целостность, «е» — космическая защита, «i» — человек, воплощённый на земле, поэтому, например, и название романа Толстого «Война и мир» воспринимается сегодня иначе: «мир» – жизнь без войны, а «мip» – мироздание.
И тут мы представляем прекрасный космос, дивную Вселенную, созданную Творцом, и какую-то жалкую невероятно мелочную войну! Всё произведение в таком восприятии звучит совершенно иначе, включая и отдельные части, где, например, Андрей Болконский говорит с дубом или смотрит на небо Аустерлица… Вот вам и психологический театр!   

Текст: Анастасия Михайлова