В каждом русском живёт Достоевский

4 / 2021    RU
Нина Пушкова, актриса, член Союза писателей, сценарист, член Московского Столичного клуба, Алексей Пушков, сенатор Российской Федерации, дипломат, кандидат исторических наук, политолог, профессор МГИМО, телеведущий программы «Постскриптум», член Московского Столичного клуба
Можно ли обрести силу и власть, не продав душу? Чем Россия интересна Западу? Какие качества должны быть у писателя? В «Московском Доме Книги» состоялась презентация романа «Эликсир бессмертия» Нины Пушковой, где вместе с писательницей мыслями о нравственных ценностях поделился и её супруг — сенатор Алексей Пушков.

Развлечения с глубоким смыслом

АЛЕКСЕЙ ПУШКОВ: Сегодня гигантский объём информации в СМИ и Интернете стал выполнять функцию глобального средства развлечения, некоего информационного наркотика. Помню, в 2016 году я спросил у одного из ведущих американских обозревателей: «Почему в США избрали Дональда Трампа, а не Хиллари Клинтон?» Он ответил: «Дело в том, что сегодня президент должен не столько руководить страной, сколько её развлекать». Конечно, этот мировой запрос на информационное развлечение отражается и в современной литературе — она становится все более поверхностной и чисто развлекательной. И всё же книга не должна утрачивать смысловую нагрузку. Я часто вижу, как современные авторы вроде бы формулируют интересные мысли в книге, но через две трети романа понимаешь, что писателю больше нечего сказать и он уже не знает, куда вести сюжет. На мой взгляд, у Нины явный дар — она каждую книгу завершает неким апофеозом с глубоким ценностным смыслом. Это хорошо видно и в романе «Богиня победы», и в «Эликсире бессмертия». Не нужно бояться говорить о вечных ценностях — они, в отличие от ценностей временных, не могут быть заезженными.

НИНА ПУШКОВА: Мой муж — мой первый читатель. И, кстати, очень требовательный. Увлечь такого первого читателя — задача сложная. Помню, когда роман «Богиня победы» был уже практически завершен, Алексей Константинович, прочитав его, спросил: «А куда пропал Эдуард?» Я ответила, что это был эпизодический персонаж, который затерялся на просторах повествования. «Нет-нет, нельзя его бросать!» — сказал он. Так же и с главной героиней — отважной, не боящейся риска Никой, которая, по моему замыслу, должна была погибнуть. Однако муж возразил: «Никогда не убивай главного героя — он тебе ещё пригодится». Так и случилось. Книга получила читательское признание. И я написала продолжение истории. Интересная деталь: когда создатель Шерлока Холмса Артур Конан-Дойл решил погубить своего героя Шерлока Хомса, сбросив его с обрыва на Рейхенбахских водопадах, его издатель потребовал возродить Холмса после того, как ему стали приходить тысячи писем от возмущённых читателей. И Конан-Дойлю пришлось, скрепя сердце, вернуть Холмса на Бейкер-стрит. Так и я решила дать Нике новую жизнь.

Бонд из страны Достоевского

Н. П.: Роман «Богиня победы», написанный в приключенческом жанре, оказался довольно успешным — и не только в России. Его перевели на французский и греческий языки. После окончания книги я надеялась отдохнуть, насладиться результатом работы, но тут мой французский издатель мне задал вопрос: «А вы не могли бы написать продолжение?» Я поинтересовалась: «А что, французам было бы интересно?» Оказалось, что наибольший интерес вызывают герои со знакомыми именами. Я спросила: «Может быть, ввести в сюжет Сталина — его все знают». И он тут же согласился. В итоге почти через три года после появления «Богини победы» вышло продолжение истории Ники — уже со Сталиным в романе «Эликсир бессмертия».
Поскольку я по образованию актриса, то и книги пишу так, словно смотрю увлекательный фильм. Я часто ставлю себя на место моей героини, представляя, как бы я в 23 года могла повести себя в предлагаемых обстоятельствах. Мои романы иногда называют «бондианой» из-за быстрого темпа и развития сюжетной линии во многих странах мира, но Ника, конечно, не Джеймс Бонд. Тем более нынешний, который выглядит как робот, защищающий не пойми от кого «западные ценности». В каждом русском человеке живёт Достоевский с его вопросами нравственного порядка. И ответы на них отличаются от ответов западного человека. Россия — страна с огромной историей и глубокими корнями, в то время как, скажем, Америка — ровесница нашего Большого театра. Ника — спецагент поневоле, с глубоко нравственным началом, которое ничто не сможет обнулить.

Россия интересна тем, кто ищет смыслы

Н. П.: Как жена дипломата, я хорошо знаю западный — и не только западный мир. И могу сказать, что мы интересны миру как раз нашей самобытностью, нашим «неожиданным» характером. Зарубежных читателей завораживает эпизод в «Идиоте» Достоевского, когда Настасья Филипповна бросает деньги в камин. Разве кто-нибудь на Западе смог бы совершить такой поступок — от уязвленного поруганного достоинства?! Нет, деньги там — это святое. Именно поэтому столь интересны внешнему миру и Достоевский, и Чехов, и Толстой, и Рахманинов, и Чайковский, и писатели советского периода. Мы всегда будем интересны, если сможем сохранить свою духовность.

А. П.: Это так, когда речь идёт об элите западного мира. Но следует добавить, что среднему европейскому или американскому обывателю мы малоинтересны. Для них Россия — это нечто далёкое. Западный мир в целом — это мир сугубо материальной культуры. Мы же интересны тем, кто ищет смыслы, кто понимает, что они заключаются не в деньгах. Это достаточно узкий слой на Западе, но именно он формирует общественное сознание. Их не интересует Московская биржа, потому что биржи в Лондоне, Нью-Йорке или во Франкфурте гораздо лучше. Им интересно то, где можно узнать, «добрать» что-то новое, неожиданное. Когда мы делали презентацию «Богини победы» в Париже в очень красивом Российском духовно-культурном центре на берегу Сены, то зал был полон — собралось около 250 человек. Я совершенно не ожидал, что весь зал будет забит. Пришли представители думающей части общества, интересующиеся Россией и тем, что может предложить современная русская литература.

Н. П.: Когда-то Советский Союз был самой читающей страной в мире, затем книгу заместили новодельные «ценности». Но и в наше время человеку, который хочет сам управлять своей жизнью, невозможно обойтись без произведений Пушкина, Толстого и Достоевского.
Читающий человек может реализовать свои способности в самых разных направлениях — и в этом его конкурентное преимущество. Когда развалился Советский Союз, мой муж, работавший на крупной должности, был выброшен на свободный рынок. Помню, как однажды он сказал: «Необходимо сделать сверхусилие». И это действительно так. Иногда мы слышим, что о ком-то говорят: «Он родился с золотой ложкой во рту, разве у него были трудности в жизни?!» Но я могу сказать, что испытания — и порой очень трудные — есть у всех успешных людей, просто об этом мало кто знает.

Время обретения себя

Н. П.: Книга «Эликсир бессмертия» необычна тем, что повествование идёт в нескольких временных периодах: в 1945–1950‑х годах и в 1994–1995 годах. Лихие 90‑е были периодом, когда создавалось наше капиталистическое будущее. Негласным центром власти, описанным в книге, был особняк Березовского, известного всем олигарха. Что искал каждый из приходящих в этот особняк? Помощи, денег, власти, благословения или плату за готовность продать свою душу? Многим бывает сложно устоять перед этим искушением, оказавшись на «узких перекрёстках мирозданья», говоря словами Высоцкого. В 90‑е годы определялся новый строй жизни — определялся через общие и личные трагедии и драмы. И моя героиня также проходит по этим узким перекрёсткам, но нигде не отрекается от своей сути. Мне было очень интересно показать это время перемен через судьбу представительницы молодого поколения. Это было временем расставания с прошлым и обретения себя в новом, совсем другом времени. И для многих этот период обретения не закончился до сих пор.

А. П.: Да, 90‑е годы были временем выбора: сохранить себя или потерять. Большие деньги всегда привлекательны. Они и есть искушение. И, кстати, не думаю, что антихриста следует изображать с рогами или в виде отвратительной жабы, как в голливудских фильмах. Ведь его главная задача — соблазнить человека. Поэтому он умеет быть привлекательным. В книгах Нины ставится вопрос: можно ли обрести силу и власть, не продав душу дьяволу?
Почему наша страна сегодня сталкивается с Америкой? Не только из-за политики. Между нами — гигантские различия в ценностях. Сегодня мы с ужасом смотрим на американскую действительность. Там происходит своя революция. Мы не представляем реальность, в которой Шекспира обвиняют в «расизме», мы также не считаем нормой переделывать историю, как это происходит сейчас в США. Соединенные Штаты создают единый глобальный мир, поэтому стирают все границы, в том числе между полами, продвигают культуру трансгендеров, навязывают её детям. Они создают Новый Вавилон, в который Россия с её ценностями не может вписаться.
Очень важно, чтобы через призму острого сюжета в книгах «Богиня победы» и «Эликсир бессмертия» читатель разглядел значение базовых непреходящих ценностей. Меня радует, что эти книги вызывают интерес и за пределами России. Это подтверждает то, что в мире очень много людей со схожими с Россией взглядами на жизнь. 74 миллиона американцев, проголосовавших за Трампа, — это противники того мира, где уничтожают традиционную семью и стёрты все гендерные различия. У меня была встреча с руководителями Ассоциации французских семей, куда входит несколько миллионов человек во Франции. Они сказали мне: «Вы даже не представляете, какое большое значение для нас имеет то, что вы так упорно отстаиваете ваши ценности. Мир ещё не определился, куда идёт, и точка зрения России очень важна не только для французов, но и для всего мира».

Ай да Пушкова!

Н. П.: Чтобы написать книгу, помимо желания, нужна, конечно, фантазия, а также внимательность к подробностям, терпение и работоспособность. Были моменты, когда мне хотелось бросить дописывать страницу, порвать её. Как «щукинская» актриса, я человек импульса. Мне нужен мгновенный результат. Но мой муж привил мне навыки кропотливой работы над текстом. Именно благодаря ему появилась моя первая книга — он собрал на веранде все разбросанные листочки, на которых я писала, прочитал и сказал: «Пушкова, это же целая книга!» И каждый раз, дописав роман, я зарекаюсь, что больше писать не буду. Но муж начинает издали вести «подрывную» работу — и у меня возникает новый замысел.
Писательство — это увлекательный, но очень сложный процесс. Но и отдача есть: иногда напишешь что-то особо удачное, и самой нравится, и думаешь: «Ай да Пушкова!» Я уверена, что в процессе творчества над нами витает некая эманация — кто-то назовёт её вдохновением, ангелом, божественным присутствием. Это та незримая сила, которая помогает нашим усилиям воплотиться в достойный результат.

Текст: Анастасия Михайлова