Экспертно об образовании

5 / 2021    RU
Е. В. Решетникова, руководитель Семейного центра культуры и развития «Наследие» (справа), и Т. Л. Павлова, канд. пед. наук, профессор кафедры практической и специальной психологии ФП, научный руководитель «Наследия» (слева)
Сегодня всё чаще родители задумываются об альтернативном школьном образовании. Чем отличается отношение к ребёнку с точки зрения гуманной и авторитарной педагогики?

Большинство из нас знакомы с атмосферой общеобразовательных школ, система обучения которых строится на авторитарных методах педагогики. Ребёнок с первого класса попадает в формализованную, строгую среду, где от него требуют безропотного послушания и соответствия принятым нормам. Как правило, выстраивая урок, учителя опираются не на активность и творческую самостоятельность детей, а на пассивное выполнение поставленных задач в узко обозначенных рамках. Важен образовательный процесс, а не ученик. Аксиомами считаются следующие установки: зло наказывается, добро поощряется, лень порицается, усердие приветствуется, а образовательный процесс двигают кнут и пряник. Ребёнок — чистый лист, который учителя и родители заполняют на своё усмотрение, ведь только они знают, как надо жить и как правильно делать. Конечно, в сложные для страны времена такое отношение к детям помогало их защитить и подготовить к суровой реальности, да и сами взрослые были поставлены в совсем иные условия жизни. Но наши дети растут в более благополучное время, где гуманизм и творческая активность выходят на первый план. Благодаря информационной открытости мы видим мир во всём его многообразии и имеем возможность свободно выбирать то, что подходит именно нам. За последние годы мы наблюдаем всплеск интереса родителей к нашей школе гуманной педагогики «Наследие». Чем же она отличается от стандартных школ? Образовательные процессы гуманной педагогики следуют принципам сотрудничества, духовной общности, взаимопонимания, творящего терпения, свободного выбора, любви, а главное, доверия. Ребёнок для учителя — явление, уникальный мир со своими дарами, целями и желаниями. Трудности гуманный педагог решает из позиции «ученика», задаваясь вопросом: какой я вынесу из этого урок? Любовь воспитывается любовью, доброта — добротой, успех взращивается успехом, благородство прививается благородством, а красота — красотой. Наши учителя не диктуют детям, как им жить, а вместе с ними познают жизненные уроки. Для школы «Наследие» самым ценным является не столько образовательный процесс, сколько сам ребёнок. Мы способствуем реализации природы каждого ученика, которая проявляется в его стремлении к развитию, страсти к свободе и потребности к взрослению. Школа «Наследие» помогает детям раскрыть их потенциал, сформировать прочный внутренний стержень и понять своё предназначение.

Текст: Александра Дегтярева
Фото: Светлана Картавых
«Наследие»: через традиции и культуру к познанию себя и мира

«Наследие»: через традиции и культуру к познанию себя и мира

7 / 24

Задача школы – воспитание культурного человека, который способен рефлексировать над собственными действиями и опытом предков.

От клипового мышления к сценарному

От клипового мышления к сценарному

6 / 24

С какими потерями мы вышли из болонской модели и почему живое слово сильнее тестов?

Образование во имя служения

Образование во имя служения

5 / 24

Сегодня РАНХиГС объединяет 275 000 студентов, это самое масштабное на евразийском континенте образовательное учреждение высшей школы.

Достойное образование среди великих

Достойное образование среди великих

4 / 24

Где найти надёжную опору в воспитании детей? 

ЧОУ «София»: на языке взаимопонимания

ЧОУ «София»: на языке взаимопонимания

4 / 24

О том, как работает ЧОУ «София», рассказывают его креативные преподаватели, умеющие влюблять в английский язык любого ребёнка.

ЭЛИТ: пространство счастливого образования

ЭЛИТ: пространство счастливого образования

11 / 23

Качественное интеллектуальное, эмоциональное и физическое развитие детей, талантливые воспитатели и педагоги, комфорт и забота – всё это составляет основу образовательного пространства «ЭЛИТ».