История должна попадать в хорошие руки

5 / 2021     RU
История должна попадать в хорошие руки
Елена и Константин Варапаевы, владельцы художественно-антикварного салона «Гавань веков»
«Сибирские коллекционеры могли бы проводить выставки уровня Эрмитажа», — убеждены владельцы антикварного салона «Гавань веков» Елена и Константин Варапаевы. В интервью LEADERS TODAY они рассказали о большом потенциале местных собирателей ценностей, а также о современных тенденциях антикварного рынка и собственной миссии в семейном коллекционировании.

LT: За двадцать лет профессиональной деятельности на антикварном рынке чем для вас стало коллекционирование?

Елена ВАРАПАЕВА: Прежде всего — образом жизни. Если в этом деле не вкладывать частичку себя в каждый предмет, попавший в руки, то он так и останется старой вещью. А если «вдохнуть в него жизнь»: представить ярко, подать исторически верно, тут же появятся люди, которых это заинтересует, увлечёт и позовёт в интереснейший мир антиквариата. Но сам специалист должен обладать соответствующими компетенциями и постоянно совершенствовать знания.
Сегодня моей целью является сохранение в Новосибирске предметов антиквариата, имеющих важную историческую и культурную ценность. Когда ты обладаешь такими вещами, как, например, фарфоровые тарелки, которые расписала сестра царя Николая Второго, княгиня Ольга, то это не только тебя, как коллекционера, выводит на определённый уровень, но и поднимает статус региона, в котором хранится эта реликвия. Многие коллекционеры, с которыми мы работаем, разделают мою позицию и поступают так же — избегают перепродажи.

Константин ВАРАПАЕВ: Коллекционированием меня увлекла Лена, но поскольку я веду ещё другой бизнес, собирательство остаётся приятным хобби, которое помогает отвлечься и мотивирует к изучению своей истории, культуры. Ну и инвестиционная привлекательность этого занятия, также имеет для меня значение.

Какие ещё предметы антиквариата составляют ваш неприкосновенный запас?

Е. В.: Большая коллекция пасхальных яиц Императорского фарфорового завода, которую нам посчастливилось целиком выкупить у нашего старинного друга и коллекционера из Казани. Она действительно была выполнена для царской семьи. В то время вёлся специальный реестр таких предметов, в котором учитывалась каждая единица и то, кому она переходила из монарших рук в качестве пасхального подарка. Получить такой дар к светлому празднику считалось большим знаком внимания и признания со стороны двора, а само яйцо становилось семейной реликвией.

К. В.: А ещё Лена обожает старинные броши, у неё их 850 в коллекции! Самые первые из них — подарил я. Помню, как искал что-то оригинальное по антикварным лавкам Новосибирска и обнаружил несколько красивых советских брошей. Подарок супруге пришёлся по душе, а городские старьёвщики, почувствовав спрос, тут же взвинтили цены на ювелирные украшения (Смеётся.) Ну, а мне интересно собирать запонки, недавно увлёкся предметами столового серебра с эмалью периода царской России.
Если конечная цель сознательного коллекционера — это сохранение вещи, а не её перепродажа, то почему так редко проводятся выставки из частных собраний? Как это, например, распространено в Европе.

Е. В.: Там отношения между музеями и частными фондами выстраивались годами. А у нас это до сих пор два разных мира. Мы знакомы лично со многими новосибирцами, владеющими художественными ценностями уровня Эрмитажа. Представляете, какие бы выставки можно было проводить в нашем городе? Но инициатива, я думаю, должна исходить всё-таки сверху, от экспертов в области искусства, которым такие экспозиции были бы интересны на профессиональном уровне.
К сожалению, Новосибирск недооценён в культурном плане не только на местном уровне. Недавно мы посетили масштабное мероприятие «Арт Москва/46‑й Российский антикварный салон». Так вот, ни на площадке высокого антикварного искусства, ни на стендах статусом ниже — в разделах винтажных вещей и предметов старины, Сибири не было. Чтобы заявить о себе на подобном событии, сегодня уже недостаточно иметь определённые вещи в коллекции, нужно ещё им соответствовать: вести экспертную деятельность, публиковать научные труды, участвовать в выставках. Чем я сейчас активно и начала заниматься, так как хочу вступить в Международную конфедерацию антикваров и арт-дилеров России. Это закрытое сообщество со своим кодексом профессиональной этики, задающее высокие стандарты деятельности антикваров и дилеров по всему миру. Членство в этой организации позволило бы не только расширить круг делового сотрудничества с собственниками и другими коллекционерами, но и положительно отразилось бы на имидже новосибирского антикварного рынка.

Какие тренды в этом году задала выставка Российского антикварного салона, состоявшаяся в Москве?

Е. В.: Она показала, что современное искусство может эффективно взаимодействовать с классическим. Впервые за много лет оба направления были представлены вместе на одной площадке. Отношение антикваров к актуальному искусству сегодня меняется, многие салоны наряду с предметами исторической ценности охотно собирают и какие-то брендовые вещи, выпускающиеся лимитированными сериями.

К. В.: Выставка вызвала живейший интерес не только у причастных к антикварному миру людей, но и у молодёжи, которая сегодня активно интересуется историей. Для них музейные редкости или предметы прошлого века — это осязаемые источники информации, а для нас — возможность вести просветительскую работу. Нередко новые клиенты, погружаясь в мир коллекционирования, начинают больше читать, искать информацию, у них появляются в жизни новые ориентиры, о которых раньше даже не думали.

Посетители «Гавани веков» отмечают душевную атмосферу салона. За счёт чего, на ваш взгляд, она создаётся?

К. В.: Это энергетика красивых вещей, которые годами и даже столетиями восхищали других людей. А ещё иконы, старинные, со светящимися ликами. Сколько раз замечали: придёт человек со скверным настроением, походит, осмотрится по сторонам, и как-то незаметно меняется его эмоциональное состояние с минуса на плюс. Тут и добрая беседа завяжется, а уж в этом наши специалисты большие мастера.

Е. В.: Есть у нас икона — хранительница «Гавани веков», с нею связана одна любопытная история. Было это лет 12 назад. Недалеко от салона велись строительные работы. При сносе старых деревянных домов рабочие обнаружили каску, а в ней завёрнутую в тряпицу икону. Находку предложили салону. Мы и представить себе не могли, что, приехав на стройплощадку, увидим столь редкий и дорогой образ — Новодворской Божьей Матери, изготовленный примерно в 1850 году на фабрике золотых и серебряных изделий Дмитрия Орлова. Я тогда совершила ошибку — продала икону. Костя был страшно расстроен. Но спустя пять лет образ вернулся в родную гавань, мы смогли выкупить его обратно. Кладовые иконы никогда не продают. Потому что они приходят к тебе не случайно. Это благодать, которую ты должен принять и сохранить.

Художественно-антикварный салон «Гавань веков» приглашает вас за подарками для души и эстетического удовольствия.


 

Текст: Анастасия Куприянова
Фото: Антон Медведев