Италия на большом экране

5 / 2021     RU
Италия на большом экране
Эмануэла Кьюмео представитель фестиваля N.I.C.E. в России
Современное итальянское кино во всём культурном и художественном многообразии представил ежегодный фестиваль N.I.C.E., уже в 13-й раз прошедший в новосибирском Центре культуры и отдыха «Победа».

LT: Эмануэла, как бы вы описали современное итальянское кино? В чём принципиальное отличие работ молодых режиссёров?

ЭМАНУЭЛА КЬЮМЕО: Молодые итальянские режиссёры сегодня создают значительные работы, не уступая в мастерстве своим предшественникам. Что касается трансформаций в итальянском кино, я задержалась бы на анализе последнего десятилетия. Раньше было сложно продвигать новых режиссёров, поскольку они стремились следовать дорогой, проложенной великими мастерами прошлого, такими как, например, Федерико Феллини. Но в 1990-е годы произошли кардинальные изменения — режиссёры стали предлагать собственные истории и собственные методы подачи. Они выросли, и, как следствие, сегодня их работы воспринимаются на международном уровне. Новые режиссёры концентрируются на современности, используя профессиональные инструменты, находящиеся в их распоряжении, и создавая стилевые смешения.
На сегодняшний день практически все начинающие кинематографисты, которых представляет N.I.C.E., вошли в профессиональные итальянские киносообщества, и их имена обогащают список авторитетных международных фильмов. Некоторые из них тем временем становятся мастерами для дебютантов, которые, в свою очередь, завтра станут главными героями современного итальянского кино.

Кризис затронул в большей степени кинотеатры,
чем киноиндустрию, которая упорно продолжает производство, хотя и в более медленном ритме
и в очевидно менее комфортных условиях,
связанных с ограничениями

Для наших фестивалей мы отбираем фильмы с учётом каждого жанра. Это не только драмы, но и блестящие лёгкие комедии, которые проливают свет на проблемы нашей страны, предлагая зрителю не только развлечься, но также и порефлексировать над сознанием действительности. В программе фестиваля N.I.C.E. RUSSIA 2021 эта тенденция заметна, хотя и не представлена во всех фильмах.

Сталкивались ли вы со стереотипным ожиданием российской публики относительно итальянского кино?

Абсолютно нет. Русский народ любит классическое кино, но при этом он открыт для работ современных режиссёров. Я думаю, своё дело сделал и наш фестиваль, который уже на протяжении 30 лет регулярно подбирает новые фильмы, подводя зрителя к современному итальянскому кино, соответствующему духу времени. Это объясняет и причины успеха фестиваля N.I.C.E., и других международных фестивалей. Не забываем, что итальянское кино — это инструмент продвижения Made in Italy, итальянской культуры в самом широком смысле. Российский зритель, любя Италию, интересуется её фильмографией — как современной, так и классикой прошлых лет.

Как вы думаете, какой совместный фильм сегодня могли бы снять итальянский и российский режиссёры?

Фильм, который рассказывает об эволюции общества за последние 30 лет, а также о реальных чувствах жителей России и Италии.

Один из фестивальных фильмов, показанных в Новосибирске — «Мир Маддалены Систо».
Можно ли рассматривать этот документальный фильм о дизайнере и журналисте как часть истории развития итальянской моды 60-х годов?

Конечно Маддалена Систо внесла серьёзный вклад в развитие итальянской моды 60-х годов, сумев рассказать через свои наброски не только о тенденциях моды, но и о желаниях, страхах и надеждах женщины. Маддалена показала, как мода влияла на общество и как общество её интерпретировало. Такие стилисты, как Армани, Ферре, Миссони, Фиоруччи, последние 30 лет начали ценить в моде удлиненные, слегка невротичные изображения женщин, образы которых создала Маддалена. С помощью её 12 тысяч сохранившихся набросков и невероятного архивного материала этот документальный фильм изящно представил мир итальянской моды и, в частности, мир Маддалены Систо.

Насколько глубоко недавний кризис отразился на киноиндустрии в Италии?

Кризис затронул в большей степени кинотеатры, чем киноиндустрию, которая упорно продолжает производство, хотя и в более медленном ритме и в очевидно менее комфортных условиях, связанных с ограничениями. В отличие от России, в Италии кинотеатры закрыты уже год, с момента распространения пандемии. И если сейчас не предпринять меры, то многие из кинотеатров уже не смогут открыться. Это будет большая потеря для итальянской культуры и жителей нашей страны. И то, что наш фестиваль в такое непростое время смог показать итальянские фильмы в России, особенно важно и ценно для нас.

Текст: Анастасия Михайлова
Фото: Ольга Шпак