Любой дизайнер одежды по своей природе – художник, как бы банально это ни звучало. Испытывая потребность в самовыражении, поиске новых материалов, форм и сочетаний, модельер даёт волю фантазии, составляющей основу ежесезонных посланий haute couture. Что, впрочем, не мешает многим именитым кутюрье параллельно выпускать пригодные для повседневного гардероба вещи, которые и приносят основной доход для творческих экспериментов. Сегодня это умело сочетают такие бренды, как Viktor&Rolf и Thom Browne, дизайнеры Рей Кавакубо и Рик Оуэнс.
Если рассматривать коллекции haute couture как художественные полотна, то их смыслы будут столь же разнообразны, как и содержание. Далеко не всегда вычурные наряды только лишь порождение кэмпа – изощрённого эстетического вкуса, на грани игры и серьёзности. Эстетика кэмпа, например, близка ежегодным благотворительным балам Met Ball Института костюма нью-йоркского Метрополитен-музея, устраиваемым Vogue.
Подобно художникам-авангардистам, дизайнеры играют с геометрией и формой вещей, воспевая порой их причудливые и даже уродливые сочетания. Через свои творения они могут рассказывать собственную историю, а может быть, отсылать к известным произведениям искусства. Нередко кутюрные вещи становятся отображением социальных или экологических проблем. Как у дизайнеров Виктора Хорстинга и Рольфа Снорена, работающих с апсайклингом, повторно используя архив тканей и даже экземпляры из предыдущих коллекций.
Основная масса таких вещей выпускается в единственном экземпляре, чтобы потом стать экспонатом музея бренда, а в исключительных случаях пополнить гардероб эпатажной звезды. Но в любом случае «неносибельная» одежда содержит код будущих трендов, которые рано или поздно становятся привычной частью нашей действительности.