Наставники и преемники. Искусство

5 / 2021    RU
Лариса Матюхина-Василевская и Анна Одинцова
Гордимся прошлым, уверены в настоящем, верим в будущее: о том, как работает институт преемничества в сфере сибирского искусства.

Я бесконечно счастлива, что балет стал моей судьбой

Лариса Матюхина-Василевская, советская и российская балерина, педагог, народная артистка РСФСРГлавное — поверить. В 1969 году я впервые станцевала на сцене новосибирского театра оперы и балета. Уже через год исполнила ведущую партию Авроры в «Спящей красавице» и все последующие 20 с лишним лет была ведущей балериной театра. Параллельно в 1983 году я начала давать уроки. Чтобы понять, получится у меня вести репетиции или нет, нужно было взять ученицу и сделать с ней небольшую партию. Я сразу выбрала Аню Одинцову, хотя, помню, наш главный балетмейстер Сергей Вихарев из Ленинграда почему-то меня отговаривал: «Она же только что окончила хореографическое училище, к тому же ноги у неё слабые. Какая из Ани может быть ведущая балерина?!» На что я отвечала: «Посмотрите, у неё же шикарные физические данные! А какая внешность!» Я добилась своего, и мы начали репетиции. И тут все увидели, что у нас прекрасно получается работать. Аня оказалась очень контактной и немного самокритичной — она всегда стремится на репетициях добиваться большего, никогда не останавливаясь на достигнутом. И это правильно!

Секреты мастерства. Я стала Ане подсказывать, из какой позиции легче начинать тур, как правильнее оттолкнуться, чтобы полёт в танце был выше, как выстроить центровку тела, чтобы прогнуться назад, доставая руками до пола, и при этом не упасть. У всех ведущих артистов балета есть свои секреты мастерства, и я охотно делилась с Аней тем, что переняла от своего педагога — народной артистки СССР Лидии Ивановны Крупениной. При этом я выбирала именно то, что подойдёт для Аниной фактуры, которая отличается от моей — у Анны более длинные руки, ноги, шея, а значит, ей сложнее управлять конечностями.
Сегодня у Ани огромные нагрузки во время репетиций, особенно, в процессе постановочных работ. Представьте, что приходится держать своё тело всего на двух пальцах ноги! Сначала я полностью контролировала нагрузку во время наших занятий, сейчас Анна уже сама её регулирует. Перед спектаклем мы снижаем интенсивность репетиций, чтобы ноги немного восстановились. Но Аня большой трудоголик и не позволяет себе расслабляться.

Красота требует жертв. Чтобы быть в тонусе, балерине нужно, прежде всего, высыпаться и правильно питаться. Помню я, будучи расположенной к полноте, постоянно недоедала, чтобы сохранить точёную фигуру и вес 46–47 кг. Чтобы были силы, я ела мясо, от которого меньше поправляешься, но при этом у тела появляется энергия. А могла неделями питаться только морковкой, капустой и огурцами, чтобы сбросить вес к какой-нибудь премьере. Я думала, что на пенсии буду постоянно есть жареную картошку и макароны. К счастью, этого не случилось, хотя сейчас, я могу позволить себе любое блюда, в том числе и десерты, но при этом в 70 лет мой вес всего 51 кг.

Преемственность поколений. Многие мои одногруппники из новосибирского хореографического училища сейчас там же учат будущих балерин. Да, методики балетной школы немного изменились, и всё же основа осталась та же самая. Но если сравнивать русскую и европейскую балетную школу, то тут, конечно, разница очевидна. У нас балет — это характер, душа, эмоциональность. На западе балет более сдержанный, строгий. Кстати, будучи балериной, я объездила с гастролями полмира — всю Европу, Восток, была в Австралии и Новой Зеландии — и всё это при «железном занавесе». Сейчас я передаю Анне своё мастерство, а Анна совсем скоро уже будет обучать собственных учениц. А значит, наше общее дело будет продолжаться.

Главное — никогда не опускать руки и ноги!

Анна Одинцова, прима-балерина НОВАТа, заслуженная артистка РоссииПоддержка решает многое. Для каждой балерины важно найти своего педагога. Мне очень повезло — сразу после хореографического училища в первый год работы я попала в руки Ларисы Николаевны Матюхиной-Василевской. Всё началось с маленьких сольных партий (фей, камней, трио и двоечек). Первый год для меня был самый сложный — я привыкала, подстраивалась, слушала, смотрела на коллег, училась. Меня оценивали — как я выгляжу на сцене, справляюсь ли с партиями.
В тот же сезон по неопытности и от усталости произошла моя первая театральная травма — повреждённую ногу тут же закатали в гипс на месяц. «Моя карьера закончилась, не успев начаться», — думала я. Но вскоре дома раздался звонок от Ларисы Николаевны: она как-то очень по-доброму по-родительски поддержала меня. Тогда я почувствовала себя нужной. В итоге гипс сняли раньше, чем планировалось, и я снова смогла выйти на сцену.
Так Лариса Николаевна и продолжает поддерживать меня на протяжении всего периода нашей работы — а это уже более 20 лет. Хвалит, когда хорошо, ругает, когда не слишком…

Видимость лёгкости. Балет — это нелёгкая физическая нагрузка, которую необходимо завуалировать так, чтобы на сцене не было заметно сложностей работы, а был виден только танец. Нормальному человеку трудно заставить себя истязать, но наша профессия имеет такую необходимость. Во время спектакля тебе нужно быть воздушной феей, весёлой техничной принцессой или птицей невообразимой красоты, когда на самой деле ты можешь себя неважно чувствовать. И чтобы в таком состоянии достичь видимой лёгкости и не растерять наработанного, приходится прикладывать массу усилий в зале. Поэтому помимо репетиций текущего репертуара, я стараюсь делать ежедневный урок классического танца. Только так артист балета может удержать себя в форме. Плюс особенность педагогической деятельности Ларисы Николаевны в том, что какое бы ни было у тебя состояние, ты всё равно всегда работаешь на её репетициях.

Никогда не сдаваться. Любить театр, свою профессию и никогда не сдаваться — этому меня научила Лариса Николаевна. Благодаря ей я ещё на сцене, ещё танцую и нахожусь в неплохой физической форме. Уйти и бросить — это самое простое. А довести до совершенства — гораздо сложнее, и этому меня научила мой любимый педагог. Помню, как однажды она сказала: «Я знаю, когда заканчиваются силы. Не расклеивайся, тебе ещё рано». Я очень благодарна ей за эти слова! Всегда держу их в голове.
Сегодня я живу своей профессией и получаю удовольствие от неё. Надеюсь, что в скором времени мы будем вновь иметь возможность выезжать на гастроли, где получаем важную для артистов эмоциональную подпитку.

Пример для подражания. Меня восхищают в Ларисе Николаевне такие качества, как красота, хрупкость, женственность, аккуратность, мягкость и в то же время сила воли. Она — настоящий боец. С виду — маленькая худенькая женщина, но в ней такая сила. Она очень эмоциональна: может до слёз расстроиться из-за фильма или сказанного слова, но в работе — настоящий кремень. А как иначе можно стать прима-балериной и народной артисткой?! Без характера в нашей профессии никак. Вот этому я до сих пор у неё учусь. Никогда, ни при каких обстоятельствах не опускать руки, и ноги тоже! При этом важно всегда поступать так, чтобы потом не было стыдно.

Текст: Анастасия Михайлова
Фото: Ольга Шпак