Ветер перемен

5 / 2021    RU
Юрий Яшкин, и. о. директора Новосибирского государственного художественного музея, у картины «Мать и дитя» Аниты Мелдере (1985г., оргалит, масло)
Может ли искусство вызывать отторжение, что привлекает молодёжь в музеях и сколько стоят знаковые картины известных художников?

LT: Юрий Анатольевич, насколько для вас было неожиданным назначение в марте этого года на должность и. о. директора музея? Успели разобраться в текущих делах и наметить планы?

ЮРИЙ ЯШКИН: Работая заместителем директора, ты предполагаешь такой поворот событий, но, конечно, нельзя быть готовым к нему полностью, и я тоже не был знаком со всеми нюансами новой должности. Безусловно, это большая ответственность — руководить таким знаковым для города учреждением культуры. Сейчас мы объединили усилия всех служб музея, чтобы скоординировать нашу деятельность. В музее работают более 140 человек, площадь всех помещений 10 тысяч квадратных метров, и нужно учесть много деталей в его слаженной работе. Планы музей выстраивает на длительное время вперед, и здесь важно выполнить все обязательства перед партнёрами по задуманным проектам.

Изменится ли концепция экспозиций?

Музей должен удерживать баланс между современным искусством и классическим. Мы не должны избегать выставок современного искусства, хотя, естественно, нужен строгий отбор лучших проектов в этом направлении. Например, в конце 2020 года в музее демонстрировалась интересная экспозиция Сергея Филатова «Сад ускользающих соноров: звуковая архитектура». Работы со звуком, светом и пространством ещё никогда не были показаны в стенах музея, и, судя по отзывам посетителей, первый опыт стал удачным. Также должна была состояться выставка художника и скульптора Хаима Сокола, который не может, к сожалению, выехать из Израиля. Но, думаю, в следующем году мы всё-таки покажем его работы посетителям.

Музей должен мотивировать зрителей к размышлению
над творчеством того или иного художника,
не давая однозначной оценки

Сейчас у нас до 6 июня проходит выставка «Покорение Сибирью» творческой группы из Санкт-Петербурга «Горынычи» – хороший повод для знакомства с современным искусством. Музей должен мотивировать зрителей к размышлению над творчеством того или иного художника, не давая однозначной оценки.
Если говорить о привлечении молодого поколения зрителей, то нужно, безусловно, делать ставку на современные технологии, сопровождающие экспозицию. Сегодня можно скачать на телефон приложение Artefact, навести в музее камеру на экспонат и узнать много интересного о важных деталях картины и интересных фактах.
Кроме того, музей включает и интерактивную зону для детей. У нас есть часть экспозиции античных времён, в рамках которой планируется создание реплик некоторых экспонатов, чтобы давать их детям в руки и тем самым через тактильное восприятие дать им новые ощущения.
Одна из глобальных задач театра – по-новому, нестандартно взглянуть на собственную коллекцию, создавая коллаборации с театрами, культурными и научными институциями. Возможно, у нас появится арт-пространство для свободного творчества молодых художников, которое не нарушит целостности постоянных экспозиций. Мы хотим открыть мир музея для тех людей, кто не был с ним знаком, а для этого нужно изменить шаблоны нашей работы. Я – за искусство в любом виде.

А лично вам какое художественное направление наиболее интересно?

Мне очень нравятся работы авангардистов, поскольку в них каждый зритель может найти что-то своё, попытаться разгадать авторский замысел. После таких раздумий всегда интересно познакомиться с биографией автора и, возможно, обнаружить, насколько глубоко ты смог понять художника через его работу.
Русский авангард сегодня ценен во всём мире — неудивительно, что проходившая несколько месяцев назад в нашем музее выставка Павла Филонова вызвала большой интерес у новосибирцев. Конечно, хочется привезти в музей работы и Кандинского, и Малевича…

А постоянную экспозицию планируете пополнить работами знаковых художников?

Политика пополнения фонда музея формируется членами закупочной комиссии и подразумевает заполнение лакун сибирского искусства и, безусловно, наличие работ художников первого ряда международного уровня, многие из которых у нас уже представлены. Средств, выделяемых музею в рамках госзадания, конечно же, не хватит для приобретения лучших работ именитых мастеров, поскольку речь идёт о десятках миллионов рублей. И всё же у нас появляются интересные произведения – например, в прошлом году мы приобрели из московской частной коллекции работу Василия Переплётчикова, современника Ивана Шишкина.
Помимо приобретения работ и организации выставок, музей тратит немало средств и ресурсов на реставрацию. В прошлом году музей отправлял свои работы на реставрацию в Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля, также налажено сотрудничество с Всероссийским художественным научно-реставрационный центром имени И.Э. Грабаря.

Мы хотим открыть мир музея для тех людей,
кто не был с ним знаком, а для этого нужно изменить
шаблон нашей работы. Я – за искусство в любом виде

К сожалению, своими силами музей в год может отреставрировать небольшое количество музейных предметов, что не покрывает общие потребности в реставрации. Сегодня довольно сложно за Уралом найти хорошего реставратора, поэтому мы сотрудничаем с другими музеями и центрами.

Каким образом музей находит работы для приобретения?

Спектр знакомств и связей в мире искусства сравнительно небольшой: во всей России всего около сотни коллекционеров, из них топовых мирового уровня – 10—20 человек. К ним, кстати, относится Инна Баженова – в 2019 году мы показывали произведения французских и русских постимпрессионистов из её коллекции.
Страховая оценка работ выставки составляет миллионы евро.
Коллекционеры имеют большую манёвренность в принятии решений, поэтому зачастую в их собраниях находятся работы более интересные, чем в музеях. И всё же могу с уверенностью сказать, что в коллекции новосибирского музея много потрясающих работ.

А как определить, является работа искусством или нет?

Эта грань достаточно условна и индивидуальна. Основные критерии оценки – уровень профессионализма и то, насколько интересна работа. Те проекты, которые, возможно, на первый взгляд вызывают отторжение, могут быть высоко оценены позже: искусство часто опережает время.

Какие наиболее значимые выставки Художественного музея стоит обязательно посетить в этом году?

У нас будет ещё две выставки в рамках национального проекта: экспозиция «Аристократический портрет» из коллекции Государственного исторического музея и Центрального военно-морского музея Санкт-Петербурга с работами знаменитых маринистов. Также значимое событие – проект Международной триеннале графики, ставший брендом нашего музея. Этот масштабный форум художников-графиков от Америки до Азии и Австралии состоится в сентябре этого года и, думаю, традиционно привлечёт внимание любителей графики из разных городов.
В Художественный музей можно ходить хоть ежедневно и каждый раз открывать для себя в мире изобразительного искусства нечто удивительное.

Текст: Анастасия Михайлова
Фото: Ольга Шпак