Всё можно вообразить иначе

5 / 2021     RU
Всё можно вообразить иначе
Инна Остроменская директор Центра культуры ЦК19
За два года с момента открытия сотрудники Центра культуры ЦК19 стали лауреатами главной государственной премии в области современного искусства «Инновация», в номинации «Региональный проект» за фестиваль «48 часов Новосибирск»*.

LT: Инна, философия ЦК19 — «всё можно вообразить иначе». Как она характеризует концепцию центра?

ИННА ОСТРОМЕНСКАЯ: В названии ЦК19 заложена концепция его развития: центр культуры, ценность контекста (значимые смыслы на определенной территории) и цель коммуникации (сообщение в проекте художника и/или куратора) — искусство, будучи встроенным в общественную и культурную жизнь, рассматривается как диалог между автором и зрителем. Один из сотрудников нашего центра даже прошёл на Урале курс медиации, позволяющей проводить не просто экскурсии, а выстраивать диалог со зрителями, в процессе которого они, будучи изначально не погружёнными в контекст, могут сами сформулировать художественную идею работы. Так, например, мы проводили медиации на выставке абстракции Тамары Грицюк, и зрители словно открывали для себя новый мир в живописи.
Контекст в искусстве — это ещё и эксперимент, а значит, всё можно вообразить иначе. Например, стул — это просто мебель. Но если художник как-то переосмыслит его и представит нам в контексте своей идеи, то стул уже может стать искусством. Как это было, например, в хрестоматийной инсталляции «Один и три стула» Джозефа Кошута.
Число 19 в названии нашего центра обозначает год его реформирования, а также 19‑й век, когда понятие «модерности» или современности отразилось на самых разных областях искусства, культуры, философии, опять же, позволив всё вообразить иначе.

В Новосибирске уже был Центр современного искусства, стоит ли ЦК19 рассматривать как продолжение его идеи?

Нет, к СЦСИ мы не имеем отношения, это была частная институция. К ГЦСИ — тоже, сибирский филиал находится в Томске, теперь это часть Пушкинского музея. ЦК19 появился на базе Городского центра изобразительных искусств, основанного в 2008 году. Раньше здесь проходили выставки-презентации членов Союза художников. В 2019 году Анна Васильевна Терешкова, начальник департамента культуры, спорта и молодёжной политики мэрии Новосибирска, поставила задачу реформирования ГЦИИ, поскольку залы центра и его концепция уже не соответствовали запросу общества. Новосибирск — культурная столица Сибири, поэтому здесь необходим центр современного искусства. Изменилось и название, поскольку прежнее не было звучным, запоминающимся и не совсем полно отражало деятельность выставочных залов, ведь помимо выставок здесь проходят концерты, мастер-классы, творческие встречи…

Инна, до назначения директором ЦК19 вы занимались организацией проката шедевров мирового кино, балетных и театральных постановок в кинотеатре «Победа». Не было ли сложности в том, чтобы перестроиться с эстетики «высокого» искусства на искусство актуальное, порой неоднозначное?

Одно другому абсолютно не мешает. В кино тоже есть и блокбастеры, и мелодрамы, и комедии — каждый зритель выбирает для себя. Главное, чтобы этот выбор был.
Ещё во времена учёбы на художественно-графическом факультете в 90‑е годы я специально ездила в Москву на первые выставки современного искусства, где выставлялись работы Кулика, Виноградова, Дубосарского и др.
Современникам во все времена было сложно определить то, что потом станет классикой. Импрессионистам тоже в своё время говорили: «Что за ерунда?!» Кстати, когда кинопрокатчики предложили показывать в «Победе» оперы, мы тоже сначала недоумевали, но согласились на этот эксперимент. И многие зрители, считавшие оперу искусством для особо продвинутых, смогли с ней познакомиться и полюбить, поскольку им в кинотеатр было проще прийти, чем в театр. Среди спектаклей были и далеко не классические постановки, в том числе балет «Лебединое озеро» Мэтью Борна, где всех лебедей танцуют мужчины. Это просто восторг, рекомендую посмотреть!
Я люблю ходить в Ватиканский музей, восхищаюсь архитектурой Брунеллески, но при этом постоянно слежу за развитием современного искусства, я люблю и классическую музыку, и рок-н‑ролл — в молодости даже ходила в косухе с цепями. И что? Мне кажется, в отношении зрителя с современным искусством существует этот барьер в виде комплекса «это не для меня». Зритель во многом отталкивается лишь от внешней стороны произведения, а не от его содержания. К примеру, многие столетия подряд художники создавали огромное количество работ на основе библейских сюжетов — мы восхищаемся мастерством Джотто, Тициана, Караваджо, но при этом мы можем до конца не понимать содержания этих работ, если не знакомы с текстом Библии. Получается, чтобы судить об искусстве, должно быть некое погружение в его контекст. Сложно представить, чтобы человек, к примеру, 30 лет слушал лишь попсу, а потом вдруг насладился концертом Вагнера в филармонии. Должна быть некая наслушанность, позволяющая понять все тонкости серьёзной классической музыки. Также и в восприятии современного искусства важна насмотренность. Но проблема в том, что актуальное искусство существует не так давно, поэтому многим оно до сих пор кажется чем-то непонятным. Ещё часто говорят, что современное искусство для молодых. Я много лет приезжаю на Венецианскую биеннале современного искусства и вижу, что основная часть её посетителей — 40+. Среди них очень много людей, которым глубоко за 60 лет. Дело в том, что, пока мы сидели за «железным занавесом», в Европе проходили выставки современного искусства, и у жителей этих стран была возможность сформировать ту самую насмотренность.
Задача ЦК19 как раз и заключается в том, чтобы знакомить новосибирцев с современным искусством, а также поддерживать художественные сообщества. У нас нет задачи влюбить зрителя в актуальное искусство. Пусть даже ему не понравится, но важно хоть немного изучить эту тему и поразмышлять, что именно и почему, например, возмущает или кажется непонятным. К сожалению, не все зрители готовы прилагать усилия, а диалог рассчитан на взаимность.

Актуальное искусство у многих людей ассоциируется с тем, что Павленский прибил себя к брусчатке на Красной площади, или с Куликом, который голым лаял на людей. Как вы относитесь к таким стереотипам?

Ассоциируется, потому что об этом вещали из каждого «утюга». Другое дело — сделать выводы самому, что такое современное искусство, исходя из собственного опыта: знакомств с художниками Новосибирска разных поколений, выставок современного искусства в России и за рубежом и так далее. Тот же Олег Кулик 90‑х и Олег Кулик 2020‑х — это очень разные художественные практики.
Это то же самое, что посмотреть какой-то ранний фильм известного режиссёра и сказать: «Да ну, ерунда какая — плохой режиссёр!». Конечно, скандальные моменты цепляют. Вспомните, немногие, например, говорили, как прекрасно пели оперные солисты в «Тангейзере» в НОВАТе, как хорошо играл оркестр, — это мало кому интересно! Зато кругом кричали о картинке на афише, из-за чего была снята с репертуара вся постановка. У нас сегодня что ни сделай, найдутся те, кому это не понравится. У нас была выставка Васи Ложкина — для некоторых зрителей и она оказалась провокационной. Современное искусство очень разнообразно, так зачем себя ограничивать поверхностным взглядом на случайно выхваченные из контекста события?

Каким образом в ЦК19 организуете погружение в современное искусство?

Мы стремимся не просто показать выставку, но и вписать её в некий контекст сибирского искусства, который отзывается в сердцах новосибирцев. Мы планировали выставку местных художников за рубежом — у нас были договорённости с Берлином, но пандемия нарушила планы. Сейчас мы находимся в постоянной коммуникации с коллегами из различных учреждений, занимающимися современным искусством в Новгороде, Владивостоке, Краснодаре и других городах России.
Крупные проекты ЦК19 реализуются не на бюджетные средства, а за счёт привлечённых грантов, поэтому мы активно сотрудничаем с благотворительными организациями — Фондом Михаила Прохорова, Фондом Владимира Потанина. Сейчас, например, мы работаем с Музеем современного искусства «Гараж», при поддержке московских коллег мы формируем архив современного искусства Новосибирска. Недавно у нас открылась выставка «А жизнь казалась бесконечной», посвящённая деятельности и творческому кругу Аркадия Пасмана — человека, который в 1990‑х годах внёс огромный вклад в развитие искусства нашего города. Благодаря архиву мы включили в экспозицию не только работы художников, но также оцифровали и показали видеосъёмку значимой акции «Лента Стёбиуса», предшествовавшей появлению Монстрации.
В прошлом году в ЦК19 проходила выставка «Сибирский иронический концептуализм», на которой, в частности, выставлялась серия «Кухонный супрематизм» группы «Синие носы». Примечательно, что одна из версий этого произведения хранится в коллекции Третьяковской галереи.
В 2019 году у нас прогремел первый независимый фестиваль современного искусства «48 часов Новосибирск», проходивший на 21 площадке города. Фестиваль, награждённый премией «Инновация», мы сделали совместно с коллегами из Гёте-Института в Новосибирске и с кураторами берлинского объединения Kulturnetzwerk Neukölln e. V.
Иногда искусство «приходит» само. На фестиваль приехала немецкая художница Барбара Кавенг. Из Красноярска она привезла обгоревшие части деревьев — в то время в Сибири, как вы помните, горела тайга. Барбара надела скафандр и, набросав вокруг головёшки, устроила перформанс на станции метро «Площадь Ленина». Знаете, я три месяца смотрела по телевизору, как горят леса, но когда увидела этот перформанс, то меня пробрало до костей — ты начинаешь осознавать, как всё может закончиться. Задача современного искусства как раз и заключается в том, чтобы говорить с нами о насущных проблемах. А то, в какой форме это делать, — решает художник.
Для нас в ЦК19 важно показать то искусство, которое соответствует критериям центра: ценности коммуникации и ценности контекста, часто это искусство, «разговаривающее» со зрителем на темы культурной и социальной жизни. Сейчас мы в поиске партнёров для проекта в области Art&Science — области знания на стыке художественного и научного, творческого и технологического. Такие произведения могут дать понимание сложных явлений и рассказать о них на языке науки и искусства.

Инна, расскажите о наиболее значимых художниках и арт-группах в актуальном искусстве Новосибирска.

Я назову имена далеко не всех, а значимость тех или иных художников определит история. Расскажу, с кем сейчас мы работаем. Из старшего поколения, безусловно, стоит отметить известную группу «Синие носы», созданную Александром Шабуровым и Вячеславом Мизиным. Вячеслав Юрьевич сейчас возглавляет отдел художественных проектов ЦК19.
Из молодёжи я бы выделила группу МЫК, заявившую о себе на фестивале «48 часов Новосибирск». У нас запускается программа «Траектории», в рамках которой мы стремимся поддерживать молодых перспективных художников.
В июне в ЦК19 состоится выставка новосибирской художницы Маяны Насыбулловой, известной уже не только в России, но и за её пределами. Cейчас у нас до конца мая проходит международный фестиваль фотографии «Другое измерение» под кураторством Андрея Мартынова. Мы всегда рады зрителям и открыты диалогу, главное не бояться сделать шаг к чему-то новому в искусстве.

* Фестиваль организован Гёте-Институтом в Новосибирске, центром культуры ЦК19 и кураторами объединения Kulturnetzwerk Neukölln R.v.

Текст: Анастасия Михайлова
Фото: Антон Медведев