Панорамные окна, белые стены, большая винтовая лестница, много воздуха и искусства. Красивые люди с бокалами шампанского неспешно бродят по залу, внимательно изучая глазами экспонаты. Инсталляции и картины из экспозиции Art Week настолько выгодно подсвечены в зале «Веги-Абсолют», что кажется, будто здесь располагается не наукоемкое производство, а специализированное выставочное пространство. Нетривиальная мысль – строить «храм искусства» в месте, совершенно не предназначенном для этого. Впрочем, директор компании «Вега-Абсолют» Валерий Красников считает, что современный мир как раз требует новых подходов для всех отраслей деятельности человека. Особенно в наукоёмком производстве. «Сотрудник инновационной компании – это многосторонняя творческая личность, которая нуждается в эмоциональной и духовной подпитке. Именно этим мы и руководствовались, принимая решение о предоставлении нашей площадки для проведения выставки. Мы стараемся развивать в своих специалистах качества, которые позволяют не только эффективно выполнять свою работу, но и «творить», создавая новые продукты. Это уже не первая инициатива со стороны творческих команд провести у нас подобное мероприятие. Предложенный формат выставки «Кризис наслаждений» показался нам интересным и необычным, а все необычное завораживает. Если говорить о впечатлениях, то, наверное, это новые эмоции, новый взгляд на современное искусство».
Компания «Вега-Абсолют» открывает список инвесторов, благодаря которым фестиваль Art Week получил возможность вырасти в масштабное событие. В числе партнеров фестиваля: 2GIS, фирменная студия Miele, «Научное оборудование», ЦФТ, Goethe-Institute и прочие. В начале пути поиск финансирования организаторам дался нелегко, так как в Новосибирске тандем искусства и бизнеса пока не стал новой нормой: все сколько-нибудь крупные мероприятия в основном поддерживаются муниципалитетом, культурными институциями, а затем уже инвесторами. Валерий Красников объясняет это тем, что в большинстве случаев бизнес в Новосибирске выживает и не готов вкладываться в проекты, которые не приносят скорой материальной отдачи. Но там, где нет развитой культуры, не может быть развитой науки и бизнеса — это замкнутый круг, который сейчас только начинает размыкаться.
Одним из спонсоров Art Week выступил магазин Lukse, который помог в транспортировке и организации инсталляции московской художницы Ольги Максимовой (ОММА) «Чаны симпатии», которые очень полюбились всем посетителям. Около трех чаш причудливой формы собралась целая толпа. Инсталляция издавала звуки разных тональностей: благодаря связи электрических диодов и слайму внутри чаши можно было создать уникальную мелодию. А если соприкоснуться с кем-нибудь локтями и попробовать поиграть – получался уже абсолютно другой звук. Помочь посетителям разобраться с чашами вызвалась Ксения Магжанова, директор по маркетингу в Lukse и представитель спонсора на фестивале.
«Честно, я никогда не увлекалась современным искусством, но сейчас, попав в этот проект, благодаря Марго и Кате (Марго Морева и Катя Вагина – главные организаторы фестиваля. — Прим. ред.), я взбудоражена тем, что я вижу, — и в плане экспонатов, и в плане ощущения причастности к событию. Я знакома с девушками по другим проектам, мы не сотрудничали, но я знаю, что они сумасшедшие в хорошем смысле слова. Их настрой должен был привести к какому-то грандиозному успеху. Я считаю, что фестиваль сделан волшебно. Для города это очень правильная история, потому что у Новосибирска большой потенциал для создания и взращивания актуальной культуры, которая на данный момент не особо развита. Это тот самый момент, когда может произойти перелом. Если Art Week станет международным…Ну а вдруг! Или если он станет всероссийским – это будет прекрасно!» — поделилась своими впечатлениями Ксения.
Ювелирный салон «Алмазный дом» оказал большую финансовую помощь фестивалю Art Week. Его хозяйка Маргарита Вагина – мама одной из организаторов. По словам Маргариты, этот проект важен для нашего города, и она в любом случае поддержала бы его. Также Маргарита рассказывает: «Много картин нравится, скульптуры вызывают противоречивые чувства. Прохожу уже третий круг и каждый раз нахожу что-то новое. Несмотря на то, что проект сам по себе безумно интересный, я сомневаюсь, что он будет коммерчески выгодным.
Я так понимаю, город отказался его поддержать, и команда продвигала событие своими силами. Притом рынок практически пустует – современного искусства в городе нет, только зная такие места, зная лично Катю и Марго, можно приехать, посмотреть, порадоваться».
С самого начала было ясно, что Art Week — некоммерческий проект. Чтобы актуальное искусство где-то в регионе стало приносить деньги, всем нужно, во-первых, привыкнуть к его эстетической ценности. Во-вторых, наконец начать бизнесу посильно участвовать в культурной жизни, чтобы она не стагнировала, а процветала.
Александр Гинтер, руководитель лофт-парка «Подземка», тоже присутствовал на открытии, так как «Подземка» выступала партнёром мероприятия, хотя и не ставит это себе в особую заслугу.
«Новосибирск страдает от нехватки некоторой даже потенции массового осуществления чего-то нестандартного. Будет ли это очень круто или просто хорошо – не так важно. Сам порыв – вот что важно, и если будет больше таких порывов, больше людей будут организовывать подобные мероприятия, это приведёт к развитию отдельного красивого бизнес-направления, приносящего реальный доход. Здесь много людей с головой, у которых много идей, но мало денег, поэтому их единственный выход – творить. К тому же Новосибирск – это транзитный узел, здесь логистически проще оказаться, поэтому, мне кажется, наш город обречен стать в будущем местом притяжения культуры при планомерном развитии», — считает Александр.
Будет ли Art Week ежегодной историей – кто знает? Для этого необходим комплексный подход со стороны креативного сообщества, власти и бизнеса, свежий взгляд на самые неожиданные артефакты современного мира, понимание, как правильно их представить зрителю и инвестору.
Во всяком случае Art Week — это показательный пример того, как неподдельный энтузиазм и вера в идею способны убедить других в важности происходящего. Посещение подобных фестивалей – это возможность общества взглянуть на себя со стороны. А значит, возможность подумать, оценить, возможно — что-то изменить. И это есть развитие, выход из «Кризиса наслаждений».