Девять дней одной недели

6 / 2021    RU
Екатерина Вагина, Маргарита Морева и команда организаторов фестиваля Art Week
«Здесь много людей, у которых много идей, но мало денег, поэтому их единственный выход – творить», — на площадке компании «Вега-Абсолют» прошёл Сибирский фестиваль современного искусства Art Week. «Кризис наслаждений» захватил бывший дилерский центр люксового автомобильного бренда, что было само по себе символично. Десятки смелых высказываний от 30 молодых художников, 700 квадратных метров творчества и зрительской рефлексии – в стороне от незаурядного события не остались даже искушённые представители делового мира.

Панорамные окна, белые стены, большая винтовая лестница, много воздуха и искусства. Красивые люди с бокалами шампанского неспешно бродят по залу, внимательно изучая глазами экспонаты. Инсталляции и картины из экспозиции Art Week настолько выгодно подсвечены в зале «Веги-Абсолют», что кажется, будто здесь располагается не наукоемкое производство, а специализированное выставочное пространство. Нетривиальная мысль – строить «храм искусства» в месте, совершенно не предназначенном для этого. Впрочем, директор компании «Вега-Абсолют» Валерий Красников считает, что современный мир как раз требует новых подходов для всех отраслей деятельности человека. Особенно в наукоёмком производстве. «Сотрудник инновационной компании – это многосторонняя творческая личность, которая нуждается в эмоциональной и духовной подпитке. Именно этим мы и руководствовались, принимая решение о предоставлении нашей площадки для проведения выставки. Мы стараемся развивать в своих специалистах качества, которые позволяют не только эффективно выполнять свою работу, но и «творить», создавая новые продукты. Это уже не первая инициатива со стороны творческих команд провести у нас подобное мероприятие. Предложенный формат выставки «Кризис наслаждений» показался нам интересным и необычным, а все необычное завораживает. Если говорить о впечатлениях, то, наверное, это новые эмоции, новый взгляд на современное искусство».

Компания «Вега-Абсолют» открывает список инвесторов, благодаря которым фестиваль Art Week получил возможность вырасти в масштабное событие.  В числе партнеров фестиваля: 2GIS, фирменная студия Miele, «Научное оборудование», ЦФТ, Goethe-Institute и прочие. В начале пути поиск финансирования организаторам дался нелегко, так как в Новосибирске тандем искусства и бизнеса пока не стал новой нормой: все сколько-нибудь крупные мероприятия в основном поддерживаются муниципалитетом, культурными институциями, а затем уже инвесторами. Валерий Красников объясняет это тем, что в большинстве случаев бизнес в Новосибирске выживает и не готов вкладываться в проекты, которые не приносят скорой материальной отдачи. Но там, где нет развитой культуры, не может быть развитой науки и бизнеса — это замкнутый круг, который сейчас только начинает размыкаться.

Одним из спонсоров Art Week выступил магазин Lukse, который помог в транспортировке и организации инсталляции московской художницы Ольги Максимовой (ОММА) «Чаны симпатии», которые очень полюбились всем посетителям. Около трех чаш причудливой формы собралась целая толпа. Инсталляция издавала звуки разных тональностей: благодаря связи электрических диодов и слайму внутри чаши можно было создать уникальную мелодию. А если соприкоснуться с кем-нибудь локтями и попробовать поиграть – получался уже абсолютно другой звук. Помочь посетителям разобраться с чашами вызвалась Ксения Магжанова, директор по маркетингу в Lukse и представитель спонсора на фестивале.

«Честно, я никогда не увлекалась современным искусством, но сейчас, попав в этот проект, благодаря Марго и Кате (Марго Морева и Катя Вагина – главные организаторы фестиваля. — Прим. ред.), я взбудоражена тем, что я вижу, — и в плане экспонатов, и в плане ощущения причастности к событию. Я знакома с девушками по другим проектам, мы не сотрудничали, но я знаю, что они сумасшедшие в хорошем смысле слова. Их настрой должен был привести к какому-то грандиозному успеху. Я считаю, что фестиваль сделан волшебно. Для города это очень правильная история, потому что у Новосибирска большой потенциал для создания и взращивания актуальной культуры, которая на данный момент не особо развита. Это тот самый момент, когда может произойти перелом. Если Art Week станет международным…Ну а вдруг! Или если он станет всероссийским – это будет прекрасно!» — поделилась своими впечатлениями Ксения.

Ювелирный салон «Алмазный дом» оказал большую финансовую помощь фестивалю Art Week. Его хозяйка Маргарита Вагина – мама одной из организаторов. По словам Маргариты, этот проект важен для нашего города, и она в любом случае поддержала бы его. Также Маргарита рассказывает: «Много картин нравится, скульптуры вызывают противоречивые чувства. Прохожу уже третий круг и каждый раз нахожу что-то новое. Несмотря на то, что проект сам по себе безумно интересный, я сомневаюсь, что он будет коммерчески выгодным.
Я так понимаю, город отказался его поддержать, и команда продвигала событие своими силами. Притом рынок практически пустует – современного искусства в городе нет, только зная такие места, зная лично Катю и Марго, можно приехать, посмотреть, порадоваться».

С самого начала было ясно, что Art Week — некоммерческий проект. Чтобы актуальное искусство где-то в регионе стало приносить деньги, всем нужно, во-первых, привыкнуть к его эстетической ценности. Во-вторых, наконец начать бизнесу посильно участвовать в культурной жизни, чтобы она не стагнировала, а процветала.

Александр Гинтер, руководитель лофт-парка «Подземка», тоже присутствовал на открытии, так как «Подземка» выступала партнёром мероприятия, хотя и не ставит это себе в особую заслугу.

«Новосибирск страдает от нехватки некоторой даже потенции массового осуществления чего-то нестандартного. Будет ли это очень круто или просто хорошо – не так важно. Сам порыв – вот что важно, и если будет больше таких порывов, больше людей будут организовывать подобные мероприятия, это приведёт к развитию отдельного красивого бизнес-направления, приносящего реальный доход. Здесь много людей с головой, у которых много идей, но мало денег, поэтому их единственный выход – творить. К тому же Новосибирск – это транзитный узел, здесь логистически проще оказаться, поэтому, мне кажется, наш город обречен стать в будущем местом притяжения культуры при планомерном развитии», — считает Александр.

Будет ли Art Week ежегодной историей – кто знает? Для этого необходим комплексный подход со стороны креативного сообщества, власти и бизнеса, свежий взгляд на самые неожиданные артефакты современного мира, понимание, как правильно их представить зрителю и инвестору.

Во всяком случае Art Week — это показательный пример того, как неподдельный энтузиазм и вера в идею способны убедить других в важности происходящего. Посещение подобных фестивалей – это возможность общества взглянуть на себя со стороны. А значит, возможность подумать, оценить, возможно — что-то изменить. И это есть развитие, выход из «Кризиса наслаждений».

 



@gvozd.gallery

gvozd.gallery 

 

Текст: Виктория Шестакова
Фото: Антон Медведев