Формула кино Екатерины Ерёменко

6 / 2021     RU
Формула кино Екатерины Ерёменко
Екатерина Ерёменко продюсер, режиссёр и сценарист
Состоявшись в международном моделинге, математик по образованию Екатерина Ерёменко решила посвятить свою жизнь царице наук, популяризируя самых крутых «ботанов» планеты в своих научно-популярных фильмах. LEADERS TODAY встретился с режиссёром накануне премьеры «Пространства Лобачевского» в Центре культуры и отдыха «Победа» и задал несколько вопросов о роли документального кино в интеллектуальном будущем подрастающего поколения.

LT: Екатерина, в 2013 году ваш фильм «Чувственная математика» произвёл фурор в Новосибирске – «Победа» четырежды продлевала прокат. Чем объясните такой успех?

Екатерина ЕРЁМЕНКО: Я думаю, этот фильм попал в какое-то общее настроение людей, ожидание свободы и перемен. Знаете, когда я училась во ВГИКе, преподаватели часто обсуждали с нами тему героя нашего времени. Ну вот в кого девушкам влюбляться? В начале двухтысячных было два типажа – либо «терпила», которого все используют, либо бандит. Возможно «Чувственная математика» дала какой-то третий путь – показала учёных, которые достойно занимаются уважаемым делом и при этом счастливы. Наверное, сей феномен сделал фильм таким популярным, что его показали в 17 городах России.

Что-то подсказывает, что типажи героев с тех пор не очень-то изменились, разве что бандитов потеснили блогеры. А все герои-математики, в том числе и наши, живут за границей.

На эту тему снят фильм «Мой класс», в котором я рассказываю про одноклассников – выпускников 91-й московской школы, сделавших карьеру за рубежом. Половина ребят из нашего класса уехали в Америку или Европу.
Но я хочу сказать, что наука не существует локально в одной какой-то стране. Учёным просто необходимо общаться, путешествовать, а для этого нужны открытые границы. Я знаю, что многие успешные на Западе русские математики и физики рады приезжать в Россию, чтобы делиться опытом, но, к сожалению, здесь иногда их воспринимают как предателей родины. Хотя это не так. К слову, часть моих одноклассников, которые сначала уехали, потом вернулись в Россию и нашли себя здесь.

А вот российский математик ХIХ века Николай Лобачевский – идеальный герой: до конца дней служил на благо стране и умер непризнанным гением. Почему решили снять про него кино?

Сделать фильм о Лобачевском мне предложил Казанский федеральный университет, в котором Николай Иванович проработал сорок лет, из них девятнадцать – в должности ректора. Я не сразу согласилась. Знаете, что было интересно? Математики Технического университета Берлина, с которыми я работаю последние семь лет, активно используют в своих расчётах формулы Лобачевского, и, как выяснилось, не одни они. Точнее, интегралы русского учёного и вся гиперболическая геометрия активно используется в современной науке. Например, для работы GPS и в построении траекторий полётов в космос. Гиперболическая геометрия, из-за которой современники Лобачевского считали его сумасшедшим, напрямую связана с теорией относительности Эйнштейна.
В общем, мне захотелось показать прямую связь пространства, в котором жил и работал математик, с нашей действительностью. И то, что проект поддержали оба университета, впоследствии стало не только символичным знаком, но и художественным приёмом.

Как в фильмах про математику вам удаётся избежать нудных разговоров и непонятных для большинства людей терминов?

Важна идея, а придумать что-то новое в мире, в котором, казалось бы, уже всё было, не так-то просто. Думаю, мне помогает опыт решения математических листков, которые мне в детстве давали в школе. Нужно было учиться думать нестандартно, чтобы решать задачки, не предполагающие готовых решений.
Например, в фильме «Мой класс» я придумала, что параллельно с историями моих одноклассников будет проходить урок физики в форме 12 экспериментов, каждый из которых – это метафора жизненной ситуации героев. В «Пространстве Лобачевского» центральный персонаж выступает как собирательный образ наших современников, каждый из которых отражает какую-то одну грань жизни учёного. Так, профессор Александр Бабенко по сценарию отвечает за математическую часть биографии Лобачевского. А профессор Лоран Бартольди из Геттингена – за отношения Николая Ивановича с королём математики Карлом Гауссом. Ректор КФУ Ильшат Гафуров – за деятельность Лобачевского-ректора. А объединяет всех рассказчиков колоритный казанский геометр Виктор Фомин, автор нескольких публикаций о Лобачевском, рассказывающий на протяжении всего фильма наиболее яркие факты из жизни гения.

Вас учили думать нестандартно, а современным детям предлагается искать ответы в тестах «электронной школы». Глобальная цифровизация вас как математика не пугает? 

Я не вижу опасности в том, что многие вещи переходят в электронный формат. Не нужно заставлять детей быстро считать в столбик, если удобнее сделать это иначе, а усилия можно направить на другие полезные вещи. Сегодня математики даже теоремы доказывают с помощью компьютера, потому что человеческий ум иногда не может прийти к каким-то вещам интуитивно. Математика лежит в основе цифровых продуктов, от понимания математических законов и их закономерностей зависит совершенствование технологий в будущем.

В своих фильмах я не столько объясняю что-то, сколько вдохновляю людей на занятия математикой, на желание самостоятельно разобраться в каких-то сложных вещах

О том, как увлечь ребёнка математикой, рассказывает ещё один наш фильм – «Математические кружки вокруг земного шара», который мы снимали на примерах аналогичных организаций в Берлине, Лондоне, Москве и Беркли. Фильм с успехом прошёл в Германии, и теперь хотелось бы его показать в России. А вообще, мечтаю наладить постоянный контакт с Министерством просвещения РФ, чтобы делать адаптивные версии своих фильмов для российских школ. По-моему, было бы интересно проводить спецпоказы в университетах с приглашением в качестве спикеров знаменитых учёных. А в кинотеатрах, для популяризации науки в массах, открывать дневные сеансы с дешёвыми билетами. Я уверена, что образовательные проекты могу стать одним из новых перспективных рынков, но для этого нужны государственные инвестиции и искренняя заинтересованность. 

А опыт моделинга вам как-то помогает в достижении целей?

Моделинг стал для меня серьёзной школой жизни, научившей многому – от искусства коммуникаций до каких-то профессиональных приёмов, которые теперь я использую на съёмках. Например, полученные навыки помогают мне выстраивать общение с человеком таким образом, чтобы он не зажимался в кадре, я понимаю, с какого ракурса лучше снимать, чтобы герои выгладили красиво и выигрышно. Но главный урок, который я вынесла из прошлого опыта, – это то, что почти за каждым личным успехом стоит работа команды. Тот, кто это понимает, достигает высоких результатов в любой деятельности.

Текст: Анастасия Куприянова
Фото: Антон Медведев