Искусство — это серьезно

6 / 2021     RU
Искусство — это серьезно
Юлия Вербицкая-Линник управляющий партнёр адвокатского агентства «Вербицкая и партнёры», глава Фонда поддержки искусств и музейной деятельности «Русские меценаты», коллекционер fine art
С давних времен люди спорили, что такое искусство и для чего оно требуется. Является ли оно капризом богатых аристократов, которым «деньги некуда девать»? Или напротив, роль его глубока и без искусства не существует культуры, а без культуры — человечества?

Обращаясь к истории изобразительного искусства, мы видим, что оно — ровесник человеческой цивилизации. Иными словами, как только человек обрел разум и превратился в homo sapiens, он тут же начал изображать мир, каким он его видел и каким бы хотел видеть, — прикладная магия. Нарисовал убитого бизона на стенке пещеры — повезет на охоте и кровью настоящего убитого зверя дополнит свой первобытный шедевр древний мастер.

По мере развития цивилизации технические приемы изображения мира (и своего места в нем) у художников как прогрессировали, так и регрессировали. Но никогда, за всю историю человечества не было ни одной цивилизации, которая не оставила бы после себя произведений живописи, скульптуры, музыки и более утилитарных архитектурных форм.

Даже сейчас, в век искусственного интеллекта, мы продолжаем оценивать минувшие культуры по тем памятникам искусства, которые они оставили. И эти памятники… они продолжают на нас влиять. Например, мощь и величие Древнего Рима нашли отражение в культуре и государственной символике не только Европы (что естественно), но и США и Азии. Значит, эти зашифрованные силы давно ушедшей с мировой политической арены державы живы? Продолжают работать и влиять: «Рим — это свет!» Но как? За счет чего?

Есть много теорий на этот счет. Но ни одна из них не даст объяснения тому волнению, которое вы, уважаемый читатель, испытаете, созерцая мадонну Рафаэля или, например, «Вакха» Караваджо. Нет объяснения воздействию этих сил на состояние, настроение и душу человека, а сами силы — есть. Что же это за электричество такое, непонятное, неведомое, неощутимое? (Напомним скептикам, что 300 лет назад за рассказы про волшебные, невидимые глазу волны, способные зажигать свет и создавать тепло, вас бы неплохо согрел костер инквизиции, разведенный персонально в вашу честь).

Древние знали точно: магия. А еще способ изменения реальности, способ изменения индивида, способ передачи информации. Для тех, кто не умеет читать, для тех, кто предпочитает «один раз увидеть, чем сто раз услышать». В общем, для всех.

Разумеется, такие чудесные атрибуты иметь у себя хочет каждый. Искусство есть произведение роскоши. Однако далеко не каждый может себе это позволить. Великие правители прошлого — фараоны, императоры, князья церкви — могли. А вот для простого смертного искусство становится доступным не раньше конца XVIII — начала XIX века. Ведь отнюдь не у каждого есть дворец, на стены которого можно повесить эпические полотна два на три метра, или собор, стены и потолок которого надлежит украсить фресками.

Впрочем, впервые моду на «маленькие» предметы в европейской культуре ввели в XVII веке голландцы — Рембрандт, Франс Хальс, Ян Вермеер, Питер де Хох. Их работы, хоть и небольшие, стоили баснословно дорого. Заказчиками художников были короли, аристократы и богатейшие буржуа.

Доступной живопись сделали в конце XIX века во Франции любимые всеми импрессионисты. Именно им пришла в голову идея продавать картины небольших размеров (чтобы могли разместиться в доме не только буржуа, но и мелкого служащего или парижской кокотки), как бы недоработанного, эскизного варианта — таких работ за день можно было написать очень и очень много. А значит, и продавать их в то время было можно дешево. Чем воспользовались, кстати, все те же предприимчивые американцы. Задумайтесь на минуту: где лучшие импрессионисты? Во Франции — едва ли. Большинство — в музеях США. От Нью-Йорка до Бостона.

Что же происходило с искусством в нашей стране, русским искусством, искусством периода СССР? Как оно менялось и развивалось? Почему его периодически упрекали во вторичности по отношению к европейским аналогам. И самое главное: что же это за две темы такие, безумно дорогие и безумно интересные: русская икона и русский авангард? Почему так много загадок, скандалов и историй, могущих поспорить с самым захватывающим детективом? Что это за класс такой — «русские коллекционеры искусства»? И наконец, какое оно, русское искусство сейчас, позвольте мне рассказать вам в ряде специально подготовленных для издания Leaders Today статей.

Будучи не только коллекционером fine art — живописи республик Средней Азии периода СССР, но и адвокатом, я изучала историю искусств на факультете искусств Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Но, не ограничившись этим, получила доступ к судебным документам и архивам самых закрытых профильных ведомств. Наша специализация, как адвокатов, — споры в искусстве и об этих «наших» делах, связанных с наследием Малевича, Рериха, Михаила Рогинского, Вадима Сидура и многих других, я вам с большим интересом расскажу.

А пока — попробуйте допустить мысль, что искусство, которое мы видим сейчас вокруг себя, проживет намного дольше, чем мы, и то, что мы производим, является нашим портретом, портретом поколения. Впрочем, сейчас тот самый момент, чтобы понять, осознать и, используя магию искусства, начать менять мир в лучшую сторону.

Текст: Марина Кондратьева