Наследники славного будущего

6 / 2021     RU
Наследники славного будущего
Елена Решетникова руководитель Семейного центра культуры и развития «Наследие», мама четверых детей
В садике и школе «Наследие» педагоги раскрывают одарённость каждого ребёнка посредством его погружения в культуру. Классы, рассчитанные на небольшое количество учеников, авторские методики и чуткие учителя способствуют развитию у детей интеллекта, креативности и духовности.

LT: «Наследие» — необычное название для садика и школы, зашифрован ли в нём какой-то особый смысл?

ЕЛЕНА РЕШЕТНИКОВА: Когда встал вопрос о том, как назвать наш Семейный центр, педагоги предложили мне популярные названия, ассоциирующиеся с лёгкостью и беззаботным детством: Колокольчик, Радуга и другие. Но я сразу поняла, что стандартное имя не подойдёт, ведь наш подход к образованию значительно отличается от того, который принят в большинстве детских садиков и школ. Мне хотелось, в том числе и через название, донести глубокую идею, которая пропитывает весь наш учебный процесс. Для нас воспитание ребёнка — это не просто хороший уход, присмотр за ним и выдача определённых порций знаний. Педагоги «Наследия» придерживаются гуманных принципов, а развитие детей идёт через культуру и искусство. Силу воздействия культурного наследия даже на малышей я оценила ещё во время наших семейных путешествий. Мы побывали во многих странах — нас не пугали большие расстояния и перелёты. Наши дети полноценно принимали участие во всех экскурсиях: несмотря на ранний возраст они внимательно слушали гида, с живым интересом изучали музейные экспонаты и архитектурные памятники. После возвращения мы с мужем отмечали скачок в развитии детей — менялось их сознание, они становились участливыми, начинали обращать внимания на родные культурно-исторические объекты, гордиться традициями. Считается, что культурная самоидентификация активно закладывается у ребёнка до пяти-шести лет. Человек, уважающий себя, свою семью, знающий и ценящий историю своего рода, с тем же почтением относится и к культуре других народов. Много лет назад я попала в музей Николая Константиновича Рериха, который произвёл на меня сильное впечатление, я заинтересовалась философией этого великого человека. Он утверждал, что культура — это синтез возвышенных и утончённых достижений, она содержит в себе все лучшие проявления человечества. При этом культура и нравственность едины, они являются двигателем нашей цивилизации к созиданию и достойной жизни. Особенно меня поразила его цитата: «Русский народ как наследник славного будущего должен стать особым защитником Культуры». Но культура — это глубокое понятие, которое невозможно постичь, находясь лишь на поверхности. Садик и школа «Наследие» помогают детям погрузиться в культурный пласт и найти ответ на главный вопрос: кто я и куда иду?

Как строится образовательный процесс в Семейном центре культуры и развития «Наследие»?

Каждый год у нас не похож на преды­дущий, ведь к нам приходят разные дети, и мы в соответствии с их потребностями и интересами выстраиваем программы обучения. Наша главная задача, как в саду, так и в школе — развитие одарённости ученика, и три кита, на которых мы опираемся в этом процессе — это интеллект, креативность и духовность. Последняя составляющая в европейском образовании часто заменяется на успех или, по-другому, мотивацию. Но мы стремимся уделять достаточно внимания нравственному и духовному развитию ребёнка, чтобы работал не только его ум, но и сердце. Нам важно, чтобы дети приобретали опыт через культуру и искусство. Нельзя сформировать у учеников критическое мышление, научить их находить и анализировать информацию, предлагать нестандартные решения задач, если у них нет определённого жизненного опыта. Благодаря культурному наследию мы имеем уникальную возможность позволить ребёнку познать жизнь, не сталкиваясь при этом на практике с её негативными проявлениями. Например, некоторые родители сомневаются, стоит ли показывать детям картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван», которая изображает легендарный эпизод, когда в порыве гнева царь нанёс собственному сыну смертельную рану. Но знакомство ребёнка с этим произведением искусства будет гораздо более экологичным, чем просмотр, например, популярного боевика, в котором просто зашкаливает уровень агрессии. Благодаря искусству мы воспитываем учеников образами, на которых потом будет выстраиваться развитие их воображения и креативности. В нашу программу входят сказкотерапия, арт-терапия, музыкотерапия, которые используются нами не в качестве дополнительных индивидуальных занятий, а как ежедневные групповые формы досуга. А это мощные методики. Например, сказка имеет глубокие народные, фольклорные корни, благодаря ей мы можем повлиять на поведение и ценности ребёнка, дать ему возможность пропустить поступки героя через себя, решить внутренние и внешние конфликты, избавиться от страхов. Культура должна окружать человека повсюду, проявляясь не только в красоте поступков, но и в эстетике пространства. Поэтому помещение центра «Наследие» пропитано культурной символикой, например, стены украшены репродукциями известных картин, на входе размещены элементы росписи, которая используется в соборе Василия Блаженного. На детских кабинках у нас висят портреты великих людей, чтобы наши ученики изучали не биографии миллионеров, как сейчас принято в обществе, а знакомились с жизнью гениальных деятелей культуры.
Кроме того, «Наследие» давно успешно практикует межпредметную связь, когда один и тот же феномен изучается на разных уроках. Ещё до пандемии я успела съездить в Финляндию, где познакомилась с их программой обучения, которая ценится во всём мире.
К своему удивлению я заметила, что то, что финны только внедряют, мы уже применяем в своём садике и школе. Мы выделяем надпредметные явления и понятия, вокруг которых выстраивается содержание уроков.
Такое всестороннее погружение даёт ребёнку хорошую мотивацию к обучению, расширяет его кругозор, развивает любознательность и умение критически мыслить. Информация, которую мы находим, анализируется учениками, каждый высказывает своё мнение, мы дискутируем и рассматриваем феномены с разных сторон.
Можно сказать, что методики, которые применяют наши педагоги, — авторские. Всё, что я и мои коллеги практикуем на уроках, мы никогда не берём как готовый продукт, любую методику мы адаптируем и проверяем, насколько она соответствует нашей культуре и менталитету, а также интересам наших учеников.

Наблюдаете ли вы различия в поведении детей, которые уже давно учатся в «Наследии», и тех, кто к вам только пришёл?

Часто ребятишки, перешедшие к нам из учреждений, придерживающихся авторитарного подхода, боятся задавать педагогу вопросы и давать ответы. В то время как наши учителя считают, что вопросы от детей — это лучшее, что может случиться на уроке. Ученики из общеобразовательных школ опасаются допустить ошибку, испытывают определённые трудности в выполнении творческих заданий на свободную тему, предпочитая работать по образцу или повторять за учителем. Бывает, им не хватает опыта и свободы самовыражения, внутренней уверенности в себе, они предпочитают «быть как все» и лишний раз не проявляют себя. Опираясь на гуманную педагогику, «Наследие» старается взрастить дары, которые, без сомнения, есть в каждом ребёнке. Наши педагоги верят в своих подопечных и любят их такими, какие они есть, — уникальными. В процессе обучения наши ученики начинают ощущать собственную ценность, раскрываться. И хорошо, когда родители играют с нами в одной команде, разделяя наши ценности. Центр «Наследие» активно работает с семьями учеников: мы проводим семинары, беседы и тренинги, рассказываем о значении культуры, ведь именно она даёт детям опору, богатую почву, чтобы их дары прорастали, а в будущем — приносили прекрасные плоды.





Новосибирск, ул. Дачная, 37/1, +7 (383) 214 44 22
VKnasledie_detyam
@naslediensk.ru
nasledie-detyam@mail.ru
naslediensk.ru

Текст: Александра Дегтярева
Фото: Светлана Картавых